«Христианство – это пространство счастья» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Христианство – это пространство счастья»

  11 декабря 2016  |    943
«Христианство – это пространство счастья»

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, я приветствую с воскресным днём и святыми спасительными днями Рождественского поста!

Мы находимся в это время, как некогда древнее человечество находилось в состоянии ожидания пришествия Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Множество пророков, писаний говорило о том, что придёт Мессия и даст свободу человеку. Давайте мы с вами порассуждаем об ожидании пришествия в мир Спасителя и Господа, Который должен дать освобождение человеку, в контексте сегодняшнего евангельского чтения.

О чём оно нам повествует? Это рассказ о том, как Спаситель исцелил женщину, которая была связана сатаной, как говорит Сам Христос. Она находилась в таком состоянии, что все мышцы и кости её были скрючены, была как бы свёрнута в клубок. В таком ужасающем виде она передвигалась, не видя ни белого света, ни солнца, ни звёзд, всего того, чем мог бы восхищаться человеческий взор, благодарить Творца, радоваться жизни. Наверное, люди, которые встречались с этой женщиной, воспринимали её как уродицу, калеку, инвалида, как сейчас принято говорить, человека недееспособного, с ограниченными возможностями. И вот Христос Спаситель, Который пришёл в мир для того, чтобы не нарушить закон, а исполнить, показывает нам несколько вещей, о которых современный мир, в том числе и крещёные христиане, рассуждают очень вольно. Во-первых, Христос в субботу, в день священный, приходит в синагогу. Он истинный Бог, Который воплотился на земле. Нужны ли Ему те правила, которые человек себе устроил и написал, чтобы ассоциировать себя с принадлежностью к Богу? А между тем, происходит это после того, как человек сбежал от Бога, совершив грехопадение. Тогда было написано множество правил, заповедей, особенностей поведения, чтобы человек, вероятно, чувствуя своей немощной душой необходимость Бога, создаёт условия, в которых он ощущает это присутствие Божие. Создаются места собраний, в которых люди читают Священное Писание, толкуют его, возносят молитвы. Эти собрания священны, и именно в священный день и праздники их наполняют люди. В священный день, субботу, когда душа человеческая должна быть в отдохновении вместе с его физическим телом, положено это отдохновение черпать не в простом покое, в безделье, праздности, а в том, что питает душу: рассуждении о Божественном, о том, что Бог явил человеку в истории, как Бог являет Себя и открывается нам, подкрепляя наши силы, укрепляя веру, просветляя разум и управляя нашу жизнь. Как много сейчас христиан, которые говорят: «Зачем мне посещать храм, богослужения, исполнять какие-то обряды, молиться или поститься? Это участь людей несчастных или особо верующих. Когда у людей наступает несчастье, они идут в церковь». Не потому ли мы должны идти в церковь, что  в день священный или праздник мы должны исполнить Божью заповедь? Это нам показал Сам Христос, Который не нуждался ни в местах собраний, ни в особых молитвах. Он Сам был молитва, Сам был место собрания и установленный закон и установитель закона. Но Он смиряется и показывает, каким должен быть путь человека на земле. Он Сам следует этому закону, приходя в места собрания, вознося молитвы, рассуждая о Священном Писании. Откуда бы мы узнали о Его Божественном происхождении, если бы Христос Своим действием сначала в Ветхом Завете через пророков, а потом Сам непосредственно в этих местах собрания не раскрыл тайны Его символов и не стал бы говорить его языком. Потом ученики Христа это записали и дали Его откровения в Евангелии, Священном Предании нашей церкви.

Вот почему так необходимо следовать закону времени собрания в храм и исполнения праздников, которые воспевают и святые праведники Ветхого Завета, и которые показывает Христос Господь собственным примером. Пришедши в храм, Он, исполнитель закона и сам закон, казалось бы, что должен был сделать, если бы воспринимал Своё присутствие как некий символ, правила, учреждённые человеком? Он должен был бы относиться к этому закону как человек слепой, который во главу в угла ставит закон, его освящает и больше никаким содержанием не наполняет. Мы знаем из слов мудреца, что закон дан человеку для того, чтобы помогать жить ему на земле. Для злых он – казнь, для праведников – только раскрытие возможностей для жизни.

Вот мы видим событие, произошедшее в синагоге. Женщина, о которой повествует Евангелие, скрюченная, страшная, слышит голос Христа Спасителя, обращённый к ней, который повелевает ей выпрямиться. Христос возлагает на неё руки и молится, чтобы произошло это исцеление. И вот чудо, которое невозможно изъяснить, аналогов которому нет и которое происходит не потому, что была вера у этой женщины. Мы знаем о множестве исцелений, которые совершает Господь по вере нуждающегося человека, но в данной ситуации женщина даже не ждёт, что к ней кто-то обратится. Она слышит голос, который ей повелевает быть свободной, освободиться от недуга.

В этот момент законники, хозяин синагоги, настоятель храма проявляет негодование, упрекая, что время для исцеления выбрано не подходящее, что суббота и надо находиться в покое, а не нарушать закон. Этими словами настоятель обращается в общество, но звучат они непосредственно в адрес Христа. Законник чувствует свою слабость, но злоба переполняет его. Что же Христос? Христос говорит, что это дочь Авраама. Что значит быть дочерью или сыном Авраама? Это люди, в том числе и мы с вами, верующие. Ведь Авраам – отец верующих. Что означает ещё быть детьми Авраама? Это значит, что мы носим Образ Божий. И Христос говорит: «Не надлежит ли эту дочь Авраама исцелить и освободить от власти сатаны, который связал её и 18 лет она находится в этом состоянии. Неужели каждый день вы, собранные здесь, и ты, хозяин синагоги, не отвязываете вола или осла, чтобы накормить или напоить его? Но вы так ревностно относитесь к тому, что человек был исцелён в субботу, день покоя! Осуждаете что? Проявление любви к немощному, связанному сатаной Образу Божию?»

Эта ненависть к любви станет причиной того, что человечество предаст Христа на распятие, и будет предавать Его на распятие ещё много раз. В каждом из нас Христос распинается, когда мы с вами предаём любовь, выбираем сторону зла, закона, делая закон той урной, в которой находится прах, и которой мы поклоняемся. Тем самым мы превращаемся в ветхозаветное человечество, которое избрало себе богом золотого тельца. Но как мы этот закон используем? Так, чтобы оправдать своё беззаконие. Ищем лазейки, чтобы оправдать свою греховность: воровство, злобу, предательство, ложь, прочие вещи, прикрываясь юридическим законом государственного права, отстаивая свою гордость; в духовном законе ищем лазейки, чтобы дать оправдание своему греховному существу. Таким образом, мы используем закон не для жизни, а для смерти, умерщвления самых себя. Находясь в таком состоянии, мы с вами лишаемся самого главного, что должно быть в законе, что должно жить и действовать среди человечества – любви.

В последующие времена христианства, во время святителя Кирилла Александрийского, была учёная, имеющая свою философскую школу по имени Агора. Историки очень противоречиво описывают взаимоотношения святителя Кирилла и Агоры. Но есть один сюжет, который побудил святителя обличать тогдашнее иудейское общество. Христиане тогда, услышав слова проповеди святителя, пошли бить евреев. В субботу евреи, вместо того, чтобы молиться, читать Священное Писание, собирались в местах увеселения (в цирке смотрели представление). Как это похоже на нас! Скоро наступит новый год, приходящийся на время поста. Мы оставим на время рассуждения о Богомладенце, оставим свою подготовку, чтобы достойно встретить пришествие в мир Спасителя и Господа нашего, предадимся подготовке к празднику, будем думать о праздничных нескоромных угощениях. Но, однако, можно ограничиться и постным столом в этот день, освятить его молитвой, поблагодарить Бога за время прошедшее и взять у Бога благословение на время предстоящее, чтобы в это время Господь дал нам возможность покаяться и исправить себя.

Мы  с вами похожи, если рассуждать о духовном состоянии, на ту скрюченную, связанную сатаной женщину. Каждый из нас нуждается в том голосе, который скажет нам: «Выпрямись и будь свободен». Голос этот может прозвучать только от Христа Спасителя. Если мы будем отвергать его в угоду нашим человеческим установлениям, образу жизни, нашему миропониманию и не будем растворять своё мировосприятие тем, чем Он растворил Своё пришествие в мир – любовью – то мы с вами будем похожи на того законника, хозяина синагоги. Мы не увидим в своём ближнем Образа Божия, не увидим в нём ни дочери, ни сына Авраама, будем считать его падшим, негодным человеком, который может в другое время сделать то, в чём он нуждается, тем самым лишая его возможности узнать, что такое любовь. Мы не хотим смирить себя, чтобы быть теми людьми, которые умеют и должны терпеть, но хотим, чтобы Господь терпел нашу греховность. Мы хотим быть счастливыми и радостными на земле, но часто делаем так, чтобы этой радости, этого счастья были лишены люди, находящиеся вокруг нас. Оправдываем себя тем, что нет условий, непониманием, что нас не слышат, что нет ответного смирения у других людей по отношению к нам, что в наш адрес не проявили послушания. Как это похоже на нашу повседневность, наши человеческие взаимоотношения! Неужели это всё, как мы живём и как мы привыкли воспринимать жизнь, стоит того, чтобы через такое неправильное греховное отношение к жизни лишить себя возможности почувствовать, что такое свобода в любви, дарованная Господом?! А ведь мы призваны к ней изначально, чтобы в ней быть счастливыми.

Часто христианство ассоциируют с бесконечными страданиями, терпением скорбей. Это неправда. Христианство – это пространство счастья. Нужно  жить сегодняшним днём, в котором мы благодарим Бога за всё, что к нам приходит. Заботу следующего дня воспринимаем только через то, что Бога благодарим и просим Его дать возможность вновь увидеть свет, когда он наступит. Когда же он приходит, в достатке мы или в нужде, будем с упованием на Бога устраивать свою жизнь и черпать свои силы там, где проявляется наша вера. А если мы строим долголетние планы, которые часто разрушаются, не реализуются, как часто мы приходим  в отчаяние и уныние! Сетуем на Бога, спрашиваем себя, почему же мне Он не даёт счастья. Потому что мы привыкли жить без Него, не хотим свою волю вверять Его воле. Из такой живой иллюстрации можно привести пример фильма «Монах и бес». Вспомните, как монах молился: «Господи, я не знаю, о чём молиться. Ты Сам молись во мне. Научи меня только одному – покоряться Твоей воле. Сам веди мою жизнь, как ты считаешь нужным для моей пользы». Когда мы так научимся относиться к жизни, так сказать в адрес Бога, а не приходить к Нему с требованиями дать одно или другое, тогда наступит наше понимание, что такое жизнь в Боге, с Богом, понимание того, как Бог живёт среди нас.

Я желаю нам всем в эти дни святого поста порассуждать над тем, в каком состоянии мы находимся, как мы ожидаем пришествие в мир Спасителя, что для нас значит это событие, что такое для нас праздник Рождества Христова, как мы, христиане должны проявлять и настраивать себя в священное время подготовки к празднику и во время самого праздника? Чего нам не хватает, чтобы услышать голос Божий, звучащий в нашем сердце и нашей совести? Рассуждая так, проводя своё время так, прийти к тому времени, когда указующая нам путь к яслям Христовым звезда соделает нас счастливыми, радостными от того, что мы услышим молитвословия, звучащие в адрес Новорожденного, славословия, которые звучат в адрес человечества, давая обетование ему, открывая новый путь понимания жизни.

Я желаю всем нам милости Божией, заступничества Царицы Небесной, доброго христианского настроения и веры, упования на промысел Божий, доверия Его промыслу. Аминь.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе,

12 декабря 2016 года.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
  23 апреля 2024

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.

В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
  23 апреля 2024

В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
  22 апреля 2024

Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...