Радоваться по Евангелию / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Радоваться по Евангелию

  5 ноября 2017  |    1013
Радоваться по Евангелию

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю с воскресным днём!

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

Приветствую всех нас с благодатью посещения нашего города ковчегом с мощами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эти частицы святых мощей вложены в ковчег с многих регионов и центра нашей страны, чтобы посетить города и веси, входящие в Русскую Православную Церковь для подкрепления нашей веры. Имена святых, которые написаны рядом с частицами мощей, должны побудить нас найти их жития, посмотреть на пример их жизни для того, чтобы понять, как нам возможно пройти испытания жизни и быть укреплёнными в вере, чтобы верой своей свидетельствовать верность Христу, разрушать козни врага рода человеческого дьявола, сохранять себя в добродетельном христианском жительстве и наследовать обетованное нам Царство Небесное.

Новейшая история человечества, которая начинается со времён воплощения Спасителя, предлагает человеку иной закон, иное понимание жизни. Если до воплощения Христа люди жили чётко установленными правилами, внешние исполнение которых, как они надеялись, даст им оправдание перед Богом, преклонит божественное благословение в их жизни, сделает её изобильной, сохранит от горестей, нестроений, то новейшая история человечества, начинающаяся с Боговоплощения, предлагает человеку жить не в законе, а в благодати. Стяжая благодать Божию, дары Духа Святого, человек становится сам по своему существу вместилищем Божественной энергии, Божественной силы, которая делает полноту его жизни уже не в том пространстве обременённого материального человека, а делает его духовным, как бы восхищает над пространством земного бытия.

Вы мне скажете: как это возможно? Мы каждый день хотим иметь кусок хлеба, воду, нас тяготит усталость. Какое возвышение духа над нашим житием земным? Нам нужно зарабатывать средства, чтобы обеспечить свою жизнь, чтобы она была благоуспешна, иметь возможность дать образование детям, обеспечить их одеждой. Но я отвечу следующее. Если вы знаете историю собственного народа, собственной семьи, то убедитесь, что я прав. Посмотрите, сколько раз мы смогли преодолеть бедствия в истории нашей страны, нужду, голод? Да и каждый день мы сталкиваемся с различными обстоятельствами, в которых нам нужно делать выбор либо в пользу добра, либо в пользу зла, или проявить эгоизм, раздражительность, злобу, проявить негодование или сохранить спокойствие в своём сердце и утвердить мир в пространстве своей жизни. Когда мы выбираем сторону того, чтобы сохранить мир, не колебать своё сердце эмоциями, уметь смиряться, прощать, когда умеем терпеть нужду и свои скудные средства, которые имеем  в качестве заработка, распределяем так, что ещё и отложить удаётся, чтобы решить какие-то возможности в перспективе (путешествие, паломничество, милостыня), то здесь как раз и просыпается духовный человек, потому что он не находится только в обременении того материалистического жизненного пространства, в котором живёт, а ещё рассуждает духовно, что есть благоугождение Богу, что есть служение ближнему, есть время для богообщения.

Многие из вас были вчера на праздничном богослужении, и наверняка возникал соблазн сегодня не идти в храм. Но вы заставили себя прийти в храм, помолиться, Бога поблагодарить. Это свидетельство того, что духовный человек над физическим, материальным имеет власть, и он проснулся тогда, когда стало происходить действие благодати в нём. Это происходит с того момента, когда мы начинаем стяжать благодать. Тогда правда Божия становится выше правды человеческой, и законы духовной жизни становятся выше физических законов бытия. Очень важно усиливать в себе действие духовного закона жизни. Тогда мы становимся не просто рассудительными, мы становимся святыми людьми. Святые люди приуготовлены к тому, чтобы получить гражданство в вечной жизни.

Сегодня мы в евангельском повествовании слышали притчу о богаче и Лазаре. Материалисты, коммунисты использовали её, чтобы высмеять церковников, как они говорили. Ведь церковники служат империалистической власти, идут с ней на сделку, чтобы порабощать народ, а религия – это как аркан для народа, чтобы он не имел свободы самовыражения. Церковники заставляют людей терпеть нужду, потому что якобы потом этим людям после смерти воздастся. Сами же живут припеваючи: хорошо едят, сладко спят и ничего не делают для того, чтобы понудить себя к нужде и научиться быть гражданами неба, как они проповедуют. В таком контексте притча о богаче и Лазаре представлена, например, в романе Льва Толстого «Воскресенье». Так дана характеристика церкви, её служению власти, судьбе простого народа. Притча эта, по мысли святителя Феофана Затворника, напоминает нам о том, что много есть свидетельств о вечной жизни.

Мы вроде бы считаем себя образованными людьми, читаем книжки, получаем образование, хотим заявить о себе как о личности в пространстве нашего временного материального мира, но не рассуждаем о том, что не прекращается временное материальное бытие человека, и нужно будет идти на ответ перед Творцом всего живого, перед Богом. Что тогда мы наследуем? Вечное осуждение или прощение прегрешений, оправдание перед Богом и вечную жизнь, независимо от того, богаты мы или бедны, какое положение занимаем в обществе. Мы все с одинаково обнажённой совестью предстанем пред Лицем Божиим. Очень важно, чтобы в тот момент, когда мы будем предстоять пред Богом, у Него нашлось достаточно любви, чтобы за какое-нибудь небольшое, но доброе дело в нашей жизни, найти способ вырвать нас из власти тьмы и погибели, власти дьявола и ввести в радость бытия со святыми. Чтобы мы имели такую возможность, нужно ежедневно читать Евангелие и с ним сверять свою жизнь. Нужно слышать евангельскую проповедь и ориентироваться в жизни на неё. Нужно евангельскими ценностями наполнять пространство своего бытия. Нужно научиться быть человеком добродетельным. То, с чего начинали наш разговор: стараться человека духовного развивать в себе, чтобы он находился в пространстве свободы от человека физического, чтобы человек физический находился в содружестве с человеком духовным. Тогда действительно мы можем говорить о себе как о христианах, которые разумно понимают наше пространство временной жизни и пространство вечности. Человек не должен  быть лишён радости в пространстве земного бытия. Эта радость позволяет ему учиться благодарить Бога, учиться видеть Божественное присутствие в жизни человеческой. Даже в мелочах, когда получаем радость, в нашем сердце наступает мир, успокоение, и этот мир мы должны связывать с тем, что Господь коснулся своим перстом нашего сердца, что Он присутствует рядом с нами. А когда мы скорбим, должны воздохнуть и испросить у Господа полкрепления наших немощных сил, чтобы не впасть в уныние и отчаяние от скорби, чтобы Господь присутствовал с нами и провёл путём этих испытаний в Свою радость, которую Он видит и которую мы готовы были бы воспринять.

Я желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы учились слышать евангельские слова, учились радоваться по Евангелию, учились молиться по Евангелию, всегда предстоя пред Лицем Божиим. Начавшаяся неделя пусть послужит тому, чтобы мы поразмыслили над этой притчей о богаче и Лазаре, увидели бы себя в контексте этой притчи – на чьей мы стороне, Лазаря или богача, увидели бы себя  в контексте материалистического суждения об этой притче и поняли бы, кто мы – физические люди или духовный человек. Благословение Божие, милость Его, крепость сил духовных и телесных да пребудет со всеми нами на предстоящую седмицу.

Завтра праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Я желаю всем нам быть утешенными в скорбях, и пусть Царица Небесная Своим благодатным покровом и утешением пребывает с нами. Новомученики и исповедники Церкви Русской да укрепят нашу веру, благочестие и пути нашей духовной жизни. Укрепи вас всех Господь. С праздником!

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь

05 ноября 2017 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
  22 апреля 2024

Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...

В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
  21 апреля 2024

Участниками игры стали представители молодежных групп пяти благочиний: Россошанского, Острогожского, Калачеевского,Павловского и Каменского.

В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
  21 апреля 2024

21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...