Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно приветствую с сочельником.
Мы только что совершили Божественную литургию, которая предваряет праздничное рождественское богослужение. Сейчас, сразу после литургии, будет совершаться вечерня, где мы услышим слова пророчеств о рождении Христа Спасителя, о пришествии в мир Мессии, о том, как ветхозаветное человечество ожидает пришествия Того, Кто даст ему свободу.
Понятие свободы в жизни людей очень разнообразно воспринимается в зависимости от периода переживаемых эпохальных событий. Есть основополагающее, фундаментальное ощущение понятия свободы. К сожалению, человечество, чем дальше отходит от момента воплощения этой свободы, тем всё более забывает и интерпретирует ее в разрезе современной нравственности. Поэтому так важно христианскому сообществу людей хранить в сердце и памяти то понятие свободы, которое действительно таковым является. Это понятие, в первую очередь, связано с Богом, потому что Бог есть Творец всяческих и Бог вложил в человека само понятие свободы. Если бы Бог создавал человека как раба, который должен механически, машинально выполнять какие-либо Божественные повеления, то Господь не предложил бы человеку возможности выбора и творчества. Мы же, открывая первые страницы Священного Писания, видим, как Господь, создавший человека, призывает его управлять вместе с Ним всем тем, что создано до человека, что есть на Земле и во Вселенной: и звёздами, и растительным миром, и животными, водным и пространственным воздушным миром. Откуда у человека есть стремление познать космос? Именно потому, что в начале времён Господь, призвав человека из небытия в бытие, предлагает ему дать имена звёздам, планетам, животным, растениям. Тем самым Господь испытывает творческую силу человека, который должен быть сотворцом вместе с Богом. Но Творец предлагает ему и возможность выбора, когда говорит о том, как человеку жить в Раю: наслаждайся всем, но не вкушай от дерева познания добра и зла, потому что в тот день, когда вкусишь, смертию умрешь. Эта смерть, о которой говорит Господь, есть смерть всех творческих качеств: творения, создания нового, стремления ввысь, прочих проявлений Божественного присутствия, Божественных начал, Божественных энергий в человеке. От этого человек становится скудным. Каждый раз, из эпохи в эпоху, когда человечество достигает каких-то научных открытий, которые до него были известны, но не оформлены в аксиомы, а жили сами по себе, управляемые творческой силой Божества, человек гордится, что достиг такого открытия, и противопоставляет себя Богу. Посмотрите, какое изменение, трансформация и искажение сознания происходит в человеке от того, что он удаляется от уже бывших в нём качеств и приходит к приоткрытию их через боль греха, через потерю свободы, потерю Божественной силы и помощи, сопутствующей человеку.
Рождество Христово каждый день совершается в храме, потому что каждый день совершается Божественная литургия. Священник, приуготавливая хлеб и вино на жертвеннике, прообразует тем самым событие Рождества Христова. Но однажды в год это событие объединяет всех нас. И не только священник в алтаре становится тайнозрителем этого события и непосредственным его участником. Но каждому из нас с вами, людям, которые именуют себя последователями Христа – христианами – Христос, рождающийся для нас, каждый день через уста священников возвещает о тех Божественных началах, которые есть в нас, потому что после чтения Евангелия или по окончании богослужения всегда говорит проповедь, в которой обязательно есть тема свободы. Когда совершается праздник Рождества, то всему человечеству напоминается то, за что мы так сильно боремся и что так катастрофически неминуемо теряем. Ведь мы отдаляемся от Бога, не возжигаем в своём сердце светильника заповедей Господних, знать их не желаем. Есть отвлечённые понятия о них, но не суть, содержащаяся в них. Они для нас становятся страхом, законом, за нарушение которого обязательно будет наказание, но не являются сутью нашей жизни. А эти заповеди есть естественный закон бытия человека с того момента, когда он создан Богом на земле. Это опять свидетельство о потере той самой свободы, о который мы рассуждаем сегодня.
Пришёл сочельник, наступил новый год. Каждый из нас говорит себе: начну с чистого листа. Но это начало не может быть воплощено в жизнь в силу нашей несвободы, потому что мы не можем освободиться от множества греховных привычек, от того, что нас закрепощает. То же, что нас раскрепощает и расслабляет, мы принимаем за свободу и погружаемся в то, что нас удаляет от Бога и всё больше и больше делает своим рабом и последователем. Тогда мы говорим: «я такой есть, меня таким создал Бог; вот вы в своём Евангелии говорите о том, что я должен много чего – какая же это свобода? Я свободен в том, что проявляю свои внутренние качества». Каковы же эти качества? Где в них Божественное происхождение, если мы живём волей чувств, волей ума, движения нашего сердца, волей эмоций, которые мы удерживать не хотим и не можем, волей привычек, греховных настроений, условий жизни, в которых находимся и так далее, всего того, что делает нас не людьми Божиими, а людьми, отдаляющимися от Бога.
Наступающий праздник есть праздник радости, праздник, когда мы с вами сможем, предстоя пред Лицем Божиим, возблагодарить Его, обратившись к Нему всем своим существом, испросить через ощущение радости напоминание о том, как хорошо было человеку с Богом в Раю. Тем самым мы можем пробудить в себе те Божественные начала, которые Бог заложил в человека с момента его творения, через это и начать то, что мы называем – с чистого листа – жизнь с Богом: начиная день с молитвы, заканчивать также молитвой, прилагая труд к труду, в молитве, с любовью и ответственностью, с терпением. Тем самым являть любовь, заботу и терпение по отношению к своим ближним, окружающим нас людям, миру, тем самым впускать вновь Бога в свою жизнь и так соединять жизнь человеческую с жизнью Божественной, возвращая то, что было вложено Богом в человечество – свободу. Свободу, в которой действует Господь вместе с человеком, по согласию, по взаимной любви, по всемогуществу Божественных сил, которые восполняют немощь человеческую, обновляют силы, укрепляют и украшают ум человека.
Я желаю всем именно такого христианского ощущения этого праздника, именно таких мыслей и настроений в преддверии этой светоносной ночи, в которой мы будем прославлять Христа, родившегося в Вифлеемской пещере. Будем просить Его, чтобы наш мрак Он освятил Своим Светом, чтобы нашу нечистоту Он освятил Своей чистотою и невинностью, чтобы наше неустройство Он восполнил Своим благоустроением, премудростью и силой, укрепляющей, просвещающей и наставляющей нас на всякую истину, в простоте сердца славящих Единого Истинного Бога и воплотившегося нашего ради спасения Иисуса Христа.
Помолимся сейчас и погрузимся в воспоминание тех людей, которые говорили, ждали и чаяли того момента, который мы сегодня начинаем праздновать.
Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,
6 января 2019 года
28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...
По окончании богослужения состоялось собрание духовенства благочиния, на котором были рассмотрены итоги епархиального совета Россошанской епархии, прошедшего 26 марта, а также ряд текущих вопросов бла...
Соборное богослужение прошло 27 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхний Карабут.
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...
В работе секции «Взаимодействие с семьей как одно из необходимых условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» приняла участие и поделилась своим опытом работы с род...
26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...
26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.
В мероприятии принял участие настоятель храма великомученика Георгия Победоносца села Манино иерей Рустик Богданов.