Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю святых праотец

  24 Декабря 2017  |    36
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю святых праотец

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, приветствую вас с воскресным днём.

Как мы слышали от отца проповедника, 2 недели до Рождества Христова – это особые воскресные дни, которые посвящены воспоминанию праотцев (сегодняшнее воскресенье) и святых отцев (следующее воскресенье). Кто же такие праотцы, почему мы так внимательно к ним обращаемся перед Рождеством Христовым?

В Священном писании есть такие слова, которые после интерпретации в сегодняшний день будут звучать для нас так: много у вас вождей, много учителей, но не все из них отцы. Если обращаться к памяти праотцев, то мы увидим, что их подвиг жизни, их служение, их миссия, которая была совершена ими до рождения Христа Спасителя, состояла в том, чтобы всех привести к Богу Отцу с ожиданием и надеждой на воплощение обетований, данных Богом человеческому роду в их лице. Начиная с праотца Адама и праматери Евы, звучат эти обетования.

Первоевангелие было сказано при изгнании человека из Рая, когда Господь сказал, что семя жены сотрёт главу змия. То есть тем самым Он показал, что наступит время, когда власть дьявола над человеком будет упразднена тем, Кто родится от женщины. Потом мы видим сына Адама и Евы, Авеля, который явил собой первого мученика, пострадавшего за правду Божию и в смирении своем явившего Образ Христа. Потом мы видим праотцев, которые живут во времена Ноя, Авраама, получившего обетования, мы видим 12 патриархов и Иосифа среди них как образ Христа, проданного, преданного своим народом. Как некогда Иосифа продали братья в рабство из-за своей зависти и гордости, так и Христа народ, к которому Он пришёл, продал из-за злобы, зависти, косности и неразумия. Мы видим пророка Даниила и отроков святых, которые в вавилонском плене, несмотря на все законы Персидской тогдашней империи, сохранили памятование и верность единой истинной вере и богопочитание.

Об их действиях мы сегодня особо поразмышляем, чем же явилось для нас их служение и миссия в контексте грядущего Рождества Христова. Мы слышим пророков, которые звучат обличительным словом и призывают людей покаяться и вернуться к творению заповедей Божиих и жизни по правде Божией. Это до границы времени пришествия и воплощения в мире Спасителя и Господа нашего. Итак, мы говорим о времени персидского и вавилонского пленения, где вспоминаем Даниила пророка, который во рву со львами затворил их уста и сделал их кроткими котятами. Мы поговорим о трёх отроках, которые были ввержены в печь огненную, но ходили там, неопаляемые огнём и воспевали Бога, посрамив власть царя и окружавших его лжепророков, лжеучителей, отроках, которые утвердили святую непорочную веру в Бога и показали силу своей веры. Что же тогда произошло?

Царь повелел установить истукана и издал указ: по звукам богослужебной музыки весь народ должен будет этому истукану поклониться. Кто же не повинуется этому повелению, тот будет убит, ввержен  в огонь, который будет разведён в специально построенной огромной печи. В тогдашнем персидском царстве пленённые евреи некоторые ассимилировались, смешались с персидским народом, научились его обычаям и позабыли свою родину и веру отцов. Но были и те, кто сохранил верность родине, традициям, вере своего народа и знали, что запрещено поклоняться какому-либо существу или твари, любому созданию, кроме Единого Истинного Бога. Один из них - Даниил пророк, прекрасный юноша, человек, приближенный к царскому двору, но который не отступал от своих традиций и веры, который за чистоту своего сердца, целомудрие, разум никогда не подвергался никакому прещению со стороны царя, хотя завистников, пытавшихся скомпрометировать его было очень много. И вот наступает время поклонения, звучит музыка. Только три отрока из армии персидского царя не соглашаются преклониться перед истуканом. Их ввергают по велению царя в огненную печь. Что же происходит? Вдруг видит царь и все окружающие, что отроки не горят в огне, а ходят, и с ними ещё кто-то четвёртый, поют: «Благословите и превозносите Бога отец наших во вся веки». Эти песнопения мы будем петь в сочельник перед Рождеством за Божественной литургией, изображая таким образом отроков, которые находились в пещи, потому что они познали силу Божию и исповедовали Бога, пришедшего к ним на помощь. А мы с вами будем петь эти песнопения как узнавшие о том, что Бог пришёл человеку на помощь и выводит его из печи вавилонской, из этого пламени.

Вы мне скажете: красивая история, но для чего нам она нужна, сегодняшним людям? Какое отношение она имеет к нашей современной жизни? Ведь идолов никто не строит, печью никто не угрожает. Это история Ветхого Завета. Кто её знает? Некоторые учёные говорят, что это всего-навсего легенды, которые красиво и красочно описаны. Но мы заблуждаемся, если так рассуждаем. Давайте рассмотрим эту историю в контексте современности и услышанного сегодня апостольского послания. Что говорит апостол? Он говорит о том, что если вы узнали о пришествии в мир Христа Спасителя и приобщились к Нему, вы должны отказаться от греховных дел и идолослужения, от всякого порока, и отвергнув всякое несовершенство, воцарить в своей жизни Христа. Давайте посмотрим, что такое идолослужение, что такое этот истукан, которому царь повелевает поклониться? Царь – это сегодняшнее время, с контекстом тех требований и учений, которые звучат из уст власти мирового сообщества, пытающегося внести новые ценности, новые понятия, отвергнуть закон Божий, евангельский, установить закон человеческий, который они считают  правым, призывают весь народ покориться, то есть поклониться этому закону. Те же, кто не примет этого закона, становится изгоем. Таких людей извергают вон из общественной жизни, делают их изолированными, против них вводят санкции, запрещают заниматься политикой, сажают в тюрьмы, предают смертной казни или доводят до суицида, дают пожизненное заключение, показывая свою гуманность в отношении жизни человека, обрекают на разрушение целые страны и народы, якобы утверждая некое понятие демократии, якобы вводя понятия прав, свобод людей, личности, человека.

Христос однажды дал уже такую свободу и через Своих последователей говорит, что никого, приходящего ко Мне не иждену вон, то есть не выгоню. Слова Иоанна Златоуста говорят, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Поэтому для христианина никто: ни павший человек, ни заблудившийся, ни творящий неправду не является предметом осуждения. Предметом осуждения является грех, который творит человек. Господь каждому человеку дает возможность прийти ко Христу и покаяться, изменить свою жизнь и сделаться свободным от греха, чтобы грех не властвовал над человеком, не покорял его себе, не заставлял себе бесконечно поклоняться.

В этом контексте наша современность очень похожа на то время, когда жил праотец Даниил пророк вместе с тремя отроками: Ананием, Азарием и Мисаилом. Эта история современна и в контексте прошедшего столетия, когда в горниле печи испытаний наши с вами праотцы, прадеды, деды, священники, миряне, крестьяне, интеллигенция, учёные, дворяне были ввержены в печь репрессий, казни. Но с ними был Бог. Они вытерпели всё, прославили Бога в своей жизни. Сегодня они и нас призывают Его прославлять в памяти их как святых, прославленных Церковью.

Нам очень важно в контексте ожидания Рождества Христова и переживания истории Ветхого Завета, связанной с судьбами праотцев и святых отцов, ощутить своё место, где мы находимся в ожидании пришествия в мир Христа Спасителя. Для нас это календарный праздник, очередной повод попраздновать, развлечься или это время размышлений, которое даёт повод задать вопрос: мы для Царствия Божия готовы или будем изгнаны вон? Так, как те, кто был приглашён, которым было растолковано, что значит знамение времён и события, об этом говорящие. Но они не приняли этого, и Царствие Божие для них затворилось. Мы часто говорим о любви Божией, о всепрощении, что Господь любит и прощает каждого, что Господь ждет каждого. Всё это так. Но Господь – это ещё и праведное воздаяние. Евангельские слова вчерашнего и сегодняшнего чтения очень страшны для христианина и должны повергать его сердце в ужас, а ум в трепет, потому что если мы зададим себе вопрос без самооправдания, поконкретней, то увидим, что к Царствию Божию мы не готовы, мы уже вне его, или вообще не начинали шествие к нему. Для нас воплощение в мир Христа Спасителя – это лишь красивая история, обрамляющая и декорирующая всю нашу жизнь, не наполняющая её содержанием и не делающая Христа смыслом нашей жизни.

Я призываю всех нас, чтобы мы были с вами действительно христианами, рассуждающими над судьбами мира, историей, над своей судьбой. Но, в контексте участия в этой истории, этих судеб Христа. Сочетаемся ли мы со Христом? Избавит ли Он нас, когда мы будем ввержены в эту печь или не зная Его, нам будет трудно и Имя его призвать, чтобы Он стал нам помощником, покровителем, выводящим нас из горнила искушений целыми и вводящим в радость Свою и утверждающим правду?

Дай Бог всем нам сил, разума, крепости сердечной мысли, устремлённой к Христу Спасителю, приходящему для спасения каждого человека и общества, объединяющего людей. Дай Бог каждому из нас всегдашней молитвы к Богу, ежедневного, ежечасного памятования о Боге, стяжания правды, неприятия лжи, ненависти, избегания лукавства, лицемерия. Дай Бог, чтобы мы утверждались в путях Господних, ибо к этому нас призывает воплощающийся ради нашего спасения Христос. Аминь. Храни вас Господь.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь

24 декабря 2017 года

 

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

«Рождественское чудо – детям» в Подгоренском районе
«Рождественское чудо – детям» в Подгоренском районе
  13 Января 2018

13 января благочинный Подгоренского церковного округа протоиерей Сергий Чибисов и матушка Надежда посетили социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «На...

Причастие больных Святыми Дарами
Причастие больных Святыми  Дарами
  13 Января 2018

Настоятель храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района священник  Димитрий Глушков и матушка Екатерина Глушкова посетили  терапевтическое о...

Благотворительная ярмарка и Рождественский бал Каменского благочиния
Благотворительная ярмарка и Рождественский бал Каменского благочиния
  13 Января 2018

В субботу, 13 января, в Каменском благочинии на базе Каменской школы №1 прошёл традиционный Рождественский концерт и благотворительная ярмарка.

Участниками концерта стали коллекти...

Святочные подарки
Святочные подарки
  12 Января 2018

В эти святочные, праздничные дни настоятель Михайло-Архангельского храма протоирей Владимир Шереметов вместе с матушкой Ксенией поздравили с Рождеством Христовым и вручили подарки детям-инвалид...

Рождественские путешествия
Рождественские путешествия
  12 Января 2018

Что в этом мире может быть прекраснее сияющих глаз ребёнка?! В эти благословенные святочные дни воспитанники, родители и преподаватели православногоДуховно-просветительского центра во имя святи...

Благотворительная помощь
Благотворительная помощь
  12 Января 2018

12 декабря в Казанском храме благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий  Папин встретился с инвалидом детства Александром Себелевым.

Отец Сергий провёл для Саши и его ма...

Рождественский утренник в детском садике «Солнышко»
Рождественский утренник в детском садике «Солнышко»
  12 Января 2018

12 января, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) посетил Верхнемамонский детский садик «Солнышко».

На рождественском утреннике дети вместе с восп...

Благочинный посетил с рождественскими поздравлениями Верхнемамонский детский садик «Гнездышко»
Благочинный посетил с рождественскими поздравлениями Верхнемамонский детский садик «Гнездышко»
  12 Января 2018

12 января  в Рождественские святочные дни  благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) посетил с рождественскими поздравлениями и подарками Верхнемамонский...