Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. "О ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ"



Христ. религия и есть откровение в полном смысле слова. Христианская религия - сверхъестественна, она выходит за пределы человеческого разума (О религии христианской. 2000. С. 274). И. приводит различные доказательства ее Божественного происхождения. Источниками откровения он называет непосредственное озарение от Св. Духа, явление мужей, посланных Богом, Предание и Свящ. Писание. Но поскольку не все способны пользоваться 4 источниками, то, согласно И., нужен 5-й, «сословие людей, которое бы передавало религию не знающим письмени» - пастыри и учители, они «даны Самим Богом, на них Святый Дух переходит чрез рукоположение преемственно от Апостолов. Они составляют иерархию, или же представительную Церковь» (Там же. С. 257). В этом правосл. Церковь согласна с католической, но отличается от нее «тем, что не приписывает им дара непогрешимости». Дар этот должен быть во всей Церкви, но невозможно показать, сколько этого дара в к.-л. Церкви или в отдельном ее члене (Там же. С. 235). Предназначение иерархии состоит в том, чтобы совершать таинства, «судить совесть», но главное, считает И., «передавать живым голосом» Предание и Писание (Там же. С. 257), что вполне соответствует его собственному искусству проповедника. Иерархия выступает в отношении источников религии, как их понимает И., в качестве «истолкователей», «свидетелей» и даже «судей»; последнее особенно выразилось на Вселенских Соборах - сама Церковь является здесь судией (Там же. С. 258-259). И. присоединяется к утверждению еп. Иринея (Фальковского), что Церковь вся непогрешима. Апостолы говорят, что «Церковь никогда не оскудеет: «Врата ада не одолеют ее». В сем заключается ее непогрешимость, т. е. заблуждения и обманы сатанинские ее не совратят. Следовательно, мы должны верить такой непогрешимости, хотя она для нас таинственна. Напротив, принимать католическое мнение неприлично. Ибо в таком случае действие Св. Духа подчиняется математическим рассчетам, а это нелепо» (Там же). Согласно И., католики полагают, что «представительная Церковь» обладает непогрешимостью, «вполне» - папа, а «по частям» епископы, эта непогрешимость, по И., выражается в письменных или устных «собраниях» папы и епископов - отсюда понятно, что И. говорит о непогрешимости относительно вероучения (Там же. С. 259).

Отвечая на вопрос, почему христианство «раздробилось на столько Церквей или же сект», а не осталось в первоначальном единстве, И. выдвигает следующие причины: 1) христианская религия изложена на человеческом языке, к-рый по своей неопределенности может быть поводом к разномыслию, к тому же ум человека, берясь судить о христ. таинствах, во многом заблуждается (Там же. С. 283); 2) естественная разность умов, отсюда разность взглядов: можно привести к соглашению миллионы людей, чтобы они одно говорили и понимали, но нельзя заставить даже 2 человек одинаково представлять одну и ту же вещь. Эту причину подкрепляет другая - страсти людей. И. считает страсти главной причиной разделения христиан; она действовала, полагает он, уже с апостольского времени. Т. о., заключает И., в самой христианской религии можно усмотреть только возможность разделения, а не причину, возможность же эта приводится в действительность людьми (Там же. С. 284-285).

«Наша Греко-Российская Церковь отличается от всех прочих. Самая большая разность,- согласно И.,- с индепендентами и со всеми мечтательными обществами; средняя - с протестантами; самая меньшая по отношению к обрядам, но самая большая по отношению к иерархии - с католиками» (Там же. С. 292). И. перечисляет источники церковного учения, разделив их на 3 группы: общие для всех христ. Церквей - Апостольский, Никео-Константинопольский и Афанасиев Символы веры, Определения Вселенских Соборов; общие для всех Восточных Церквей - богослужебные книги, «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы), «О вере и жизни христианской» К-польского патриарха Геннадия II Схолария, учение отцов Церкви, Формула Православия и др.; образцы вероисповедания, принадлежащие Российской Церкви,- Катехизисы, в т. ч. Катехизис митр. Петра (Могилы), Чин обращения (составленный по случаю принятия правосл. веры первой супругой имп. Павла I) и др. (Там же. С. 297-298).

Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. свт.: †1857

Возврат к списку