Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. "УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА"



I. Иисус Христос - Искупитель. 1. Учение о двух естествах (природах) Христа есть учение метафизическое, о двух состояниях - историческое, о трех «должностях» - историко-догматическое, говорит И.; изложение христологии он начинает с истории. Иисус Христос есть Лицо Божественное, поэтому Ему всегда должно быть в состоянии славы. Между тем состоянию славы предшествует состояние бесславия, когда, уничижившись, «сделавшись подобным человекам», Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 7-8). Где оканчивается состояние уничижения и начинается состояние прославления? Одни считают, что бесславное состояние заканчивается погребением, другие - сошествием в ад. Это деление имеет основание, но, полагает И., «мы видим, что время уничижения было иногда временем славы, и эпоха славы соединена с уничижением. Различие их состоит только в том, что в первом состоянии меньше славы, нежели уничижения, а во втором - меньше уничижения, нежели славы» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 50). Так, зачатие Иисуса Христа во чреве Девы - черта Его уничижения, но возвещение этого события архангелом - явление Его славы; Он унижается повитием в яслях, но в то же время восхваляется ангелами и волхвами; безгрешный, Он, как грешник, принимает крещение водой, но в то же время Отец Небесный называет Его Сыном Возлюбленным и проч. Это смешение славы с уничижением особенно открылось на Голгофе. Уничижение перешло в состояние славное - «мысль эта,- говорит И.,- еще не утверждена, но она должна иметь основание». Следы уничижения в состоянии славы заметны, напр., в том, что Он вознесся «с нашим телом, и притом с телом израненным». И все-таки предел, к-рый отделяет эти состояния,- сошествие в ад, утверждает И. Об этом событии, как о событии другого мира, мало известно. Ап. Петр говорит о нем не прямо (1 Петр 3. 18-19; он говорит «в утешение страждущих христиан» и потому не намеренно), и его слова были по-разному истолкованы, даже как иносказание о болезнях Иисуса Христа. В воскресном тропаре (тропаре пасхальных часов) поется: «Во гробе плотски, во аде же с душею»,- т. е. утверждается, что Иисус Христос сошел Своим духом, а плоть Его была в то время во гробе» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 54). И. разбирает различные мнения о цели сошествия Христа в ад. Иисус Христос сошел в ад, чтобы извести из него праведные души ветхозаветных патриархов и пророков - «это верование есть как бы догмат нашей Церкви» (Там же. С. 56). Учение о сошествии в ад имеет большое значение, «оно говорит также, что приложение заслуг Искупителя не ограничивается здесь - сею жизнию, но возможно и для умерших, не слыхавших евангельской проповеди» (Там же. С. 65). И. замечает, что жизнь ветхозаветных праведников не была такой, как жизнь новозаветных праведников, но вряд ли можно допустить, что они находились в загробном мире «в оцепенении»,- они совершенствовались, явление Богочеловека и Его проповедь прибавили им совершенства. Этот переход из худшего состояния в лучшее и «есть то изведение праведников из ада, которое многими принимается»,- утверждает И. (Там же. С. 66).

Дальнейшие виды прославления Иисуса Христа - Его воскресение из мертвых, вознесение и «седение одесную» Бога Отца. Все события жизни Искупителя находятся в совершенной гармонии, отмечает И. Его рождение от Девы было необходимо, ибо «отнять грех мог только Тот, Кто Сам безгрешен», но, чтобы быть безгрешным, надлежало родиться иным путем: не от похоти плотской, «но от Бога - от Святого Духа» (Там же. С. 69). Иисус Христос явился, чтобы примирить «землю с Небом, иудеев с язычниками, совокупить всех в одно»,- это открылось уже при яслях: здесь и ангелы, и языческие волхвы, и иудеи.

2. Не вызывает никакого сомнения, говорит И., что Иисус Христос имеет природу (натуру) божественную и природу человеческую (Там же. С. 74-76). Церковь назвала соединение этих природ соединением личным, ипостасным (Там же. С. 79). И. подвергает критике эбионитов, гностиков, Нестория, монофизитов (см. Монофизитство), евтихиан (см. Евтихий, ересеарх), докетов (см. Докетизм), ариан, тритеистов и проч. Источник ересей - вне Писания, отмечает И., к Писанию еретики прибегали, чтобы найти подтверждение своим идеям. Так, ересь, к-рая лишала Иисуса Христа божественности, имела корни в иудействе - большая часть иудеев имела понятие о Мессии как о простом человеке (Там же. С. 80-83).

Церковь утвердила, отмечает И., что «Божество соединилось с человечеством нераздельно, неслиянно, непреложно» (Там же. С. 81). Природам присуще communicatio naturarum (лат.- общение природ): «Божество сообщает все человечеству, рассматриваемому даже в абстракте, а человечество сообщает Божеству, только рассматриваемому в конкрете, то есть сообщает той, так сказать, точке Божества, которою оно прикасается человечеству или Божеству, соединенному с человечеством в лице Иисуса Христа, а не Божеству вообще». Communicatio idiomatum vel proprietatum (общение свойств, или особенностей) принимается с ограничением: только «деятельные» (operativa) божественные свойства сообщаются человеческой природе, а покоящиеся (immanentia) не сообщаются, ибо она не может принять их. Communio ἀποτελεσμάτων (лат., греч.- общение действий) «состоит в том, что Божеству Иисуса Христа приписывается то, что собственно принадлежит человечеству, и наоборот»; напр., Иисус Христос творил чудеса как Бог, но их относят Ему и как человеку, распят по человечеству, но говорят, что распят Бог (Там же. С. 88-89). «В самом же деле не вводится антропоморфизма, и натура человеческая не возводится до обращения ее в Божественную, ибо то и другое - натура Божественная и человеческая, по учению Писания и Церкви, остаются по соединении тем же, чем были до соединения. Человечество Иисуса Христа имеет только ту особенность, что не имеет своей личности: по учению Церкви, две натуры сии соединились в одно лицо» (Там же. С. 91-92).

3. Деятельность Иисуса Христа делят на 3 вида: на «должность» (в терминологии И.; Иисус Христос Сам чаще всего, по признанию И., называет делом) пророческую (учительную), священническую и царскую (правительную). Такого деления нет в Свящ. Писании, его употребляют богословы, хотя по отдельности в Свящ. Писании говорится о всех должностях, напр. о священстве Иисуса Христа: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5. 6; 7. 17; 7. 21; ср.: 6. 20; 7. 11, 15). Эти должности описывают всю деятельность Иисуса Христа; отчасти они входят одна в другую, напр. пророческая может совмещаться со священнической, царская также может совмещаться со священнической - на этом основании некоторые отказались от подобного рассмотрения (введенного, по мнению И., лютеран. богословами в XVII в.; однако «три служения» встречаются уже в патристике - у Евсевия Кесарийского (PG. 52. Col. 790; 56. Col. 405), свт. Кирилла Иерусалимского (PG. 33. Col. 680, 692), свт. Иоанна Златоуста (PG. 63. Col. 103); в XIV в. у Никифора Ксанфопула (PG. 145. Col. 628-632)). И. предпочитает «удержать оное: с сих сторон можно точнее осмотреть сие учение» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 100-101).

Иисус Христос - «просветитель рода человеческого: на земле видимо, и с Неба - невидимо» (Там же. С. 104). На земле Он учил три с половиной года. Христос проповедовал и иудеям, и язычникам, но преимущественно иудеям, ибо за столь короткий срок Ему нужно было подготовить учеников, к-рые могли бы благовествовать всем, и эллинам, и евреям. Иудеи пророчествованиями и обетованиями были подготовлены к восприятию Его учения. Предмет проповеди Иисуса Христа - «учение о необходимости нравственной перемены, покаяния и о необходимости веры» (Там же. С. 108).

Во искупление людей от грехов Иисус Христос принял смерть. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2. 24). «...Он представляется,- указывает И.,- в виде Примирителя, освободившего нас от рабства греху и диаволу посредством выкупа - ценою Своей крови» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 122). Этот выкуп дан не диаволу, а «собственно Божию правосудию», для того «принесена жертва правосудию Божию, чтобы диавол не мог уже клеветать на Бога и людей» (Там же. С. 123; ср.: Рим 3. 25). Метафора «цена крови» была понятна, говорит И., иудеям: по их законам жертвенная кровь искупляла даже от смерти,- но и у др. народов были законы, требовавшие искупления кровью от наказания.

Иисус Христос примиряет человека с Богом, сперва в Самом Себе, соединив божество с человечеством, «потом вне Себя, ибо на кресте вражда Бога с человеком убита. Каким образом? В крови Иисуса Христа потушен гнев Божий, и потому Бог смотрит на сию кровь как на жертву удовлетворения, покрывающую все наши слабости, а мы смотрим на нее как на свидетельство умилостивленного и вознагражденного правосудия Божия» (Там же. С. 124; ср.: Кол 2. 13-14). Иисус Христос предстает первосвященником, приносящим жертву за грехи мира. Этот символ также был понятен, замечает И. Ветхозаветные первосвященники приносили жертву сначала за свои грехи, потом за грехи народа (Евр 7. 27). Христос свободен от необходимости Сам очищаться от грехов (ср.: Евр 7. 28), и Он однажды принес в жертву Себя Самого за грехи людей (ср.: Евр 7. 27).

Итак, Свящ. Писание свидетельствует, заключает И., что Иисус Христос «есть Примиритель, убивший на кресте вражду нашу; есть Первосвященник, принесший Себя в жертву за грехи мира и таким образом освятивший Церковь; есть Страдалец, претерпевший для нас и отдавший нам все Свои награды; есть Ходатай, искупивший нас от рабства, греха и смерти. Отсюда видно, что все сосредотачивается в смерти Иисуса Христа. Поистине, это - «велия благочестия тайна»!» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 126-127). Это учение подвергали искажениям пелагиане, П. Абеляр, социниане, не принимая того, что превышает ум, замечает И.

II. Царство Иисуса Христа. Царскую, или правительную, деятельность, в отличие от учительной и священнической, Господь осуществляет «с Неба». Почему же Он не положил начала Своего Царства на земле? Апостолы, по замечанию И., лишь случайно касаются этого вопроса (см.: Деян 3. 21; 1 Кор 15. 25). Если бы Царство Спасителя было на земле, весь мир, рассуждает И., должен был бы измениться, он превратился бы в «мир чудес» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 145-147).

«Иисус Христос царствует уже несколько сот лет»,- говорит И.; Его власти подчинил Бог все, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп 2. 10). Цель Царства - истребить порчу: из мира физического - смерть, из мира духовного - грех. Царство видимое, утверждает И., являет собой Церковь, к-рую создал Иисус Христос и к-рая до конца мира будет под непосредственным управлением Самого Иисуса Христа и Святого Духа (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 152). Существо Церкви состоит в приведении человека к исправлению на основании евангельского закона, приведении его к свету, в другой мир - Царство благодатное. «...Церковь от Лица Иисуса Христа учит, исправляет и самое Лицо Его представляет чувственно»; в богослужении, обрядах Церковь представляет жизнь и деятельность Иисуса Христа; одна литургия заключила в себе то, что совершалось в продолжение веков (Там же. С. 153-154). Христос управляет Своим Царством непосредственно через таинства и через людей. Управление Его двоякое: духовное, нравственное, и физическое, явное. О таинственном соединении Иисуса Христа с верными говорит, напр., приводимое Им сравнение, Себя с лозой, а учеников с ветвями (Ин 15. 5). Действие Промысла в истории И. относит к управлению Господом Своим Царством.

Условия вступления в Царство Христово - вера и дела. Надо прежде поверить, что Царство это существует, а потом поступать так, как требуют его законы, с помощью благодати. «Дверь», через к-рую входят в Царство Христово, есть Крещение (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 164).

Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. свт.: †1857

Возврат к списку