Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. "УЧЕНИЕ ОБ ОТКРОВЕНИИ"



Соч. «О религии» включает трактаты «О религии вообще», «О религии откровенной», «О религии христианской». Изложение учения об откровении И. начинает с определения откровения, раскрывает различные смыслы, обычно соединяемые с этим понятием. Согласно И., естественная религия уже есть откровение. В этом понимании откровение - изначально вложенное в человеке знание о Боге. Поскольку же естественная религия затемнена, то, если появляются люди, в умах к-рых она может проясняться, очищаться и т. п., сообщаемая ими другим религия также является откровением. Таково, считает И., учение философов о религии: это есть «особенный вид откровения Божия». Однако данная религия, говорит он, не может быть достаточной: «она не сообщит нам тайн, нужных для нашего спасения», не решит проблему зла, кроме того, она не имеет Божественного авторитета. Но, заключает И. свое рассуждение, имеются и др. смыслы откровения - «такое научение человека Богом, которое выходит из обыкновенного порядка вещей, предполагает непосредственное отношение Бога к человеку» (О религии. 2000. С. 125). Со всей основательностью, согласно И., можно утверждать, напр., что ветхозаветные патриархи знали больше, чем сообщается в Пятикнижии Моисея. Так, у Моисея нигде не упомянуто, «чтобы Авраам видел день Иисуса и радовался; но Иисус Христос ясно говорит об этом (Ин 8. 56.- Авт.)» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода. 2003. С. 18-19).

Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиеп. свт.: †1857

Возврат к списку