18 февраля, в день памяти иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Взыскание Погибших», епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Божественную литургию в одноименном храме Костомаровской обители.
Главе Россошанской епархии сослужили благочинный Монастырского церковного округа епархии игумен Илия (Ждамиров), благочинный Подгоренского церковного округа протоирей Сергий Чибисов, клирики Спасского Костомаровского женского епархиального монастыря протоиерей Виталий Шомин и иерей Александр Самсонников, клирик Свято-Ильинского кафедрального собора г. Россоши диакон Иоанн Коротких.
За богослужением молились также настоятельница монастыря игуменья Елена (Золотухана) с сестрами обители и прихожанами храма.
По окончании литургии было совершено славление перед иконой Пресвятой Богородицы, после которого Преосвященнейший Владыка обратился к присутствующим со словом проповеди о помощи Матери Божией в нашей жизни.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».
Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).
Также в этот день празднуется память еще одной известной иконы Божией Матери из Воронежской митрополии – Дивногорской-Сицилийской, которая получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке — расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой — благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе́ руками. Над главой Богоматери — Святой Дух в виде голубя.
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля (по старому стилю) было определено еще первоначальниками обители — Ксенофонтом и Иоасафом.
Преосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный монастырского церковного округа, наместник Воскресенского Белогорского монастыря игумен Илия (Ждамиров), иеромонах Сергий...
Торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялось 25 январ...
Богослужение предварило торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, которое состоится сегодня в Государственном Кремлевско...
В мероприятии очно приняли участие более трехсот монашествующих - архиереи, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из девяноста восьми епархий Русско...
22 января Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, посетил первый концерт патриотического музыкального тура группы «Ярилов зной» для семей моб...
Все вырученные средства пойдут на строительство храма Покрова Божией Матери.
Детей и преподавателей поздравили благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексей Курганский и помощник благочинного по социальной работе Наталья Черникова.
После воскресного богослужения прихожане поздравили своего духовного наставника отца Сергия Папина с прошедшим 27 января днем памяти преподобномученика Сергия Синайского.
На встрече особое внимание было уделено святоотеческому учению о необходимости чтения и изучения Священного Писания. Занятия будут проходить каждое воскресенье после богослужения.
Преосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный монастырского церковного округа, наместник Воскресенского Белогорского монастыря игумен Илия (Ждамиров), иеромонах Сергий (Сидельников), иеромонах Митр...
По традиции знакомство с частью началось с посещения храма Сретения Господня, расположенного непосредственно на её территории. Встречу провёл руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Воор...
Встреча проводилась помощником благочинного Острогожского церковного округа Рыбак Андреем и помощником благочинного по работе с молодежью Ларисой Николаевной Черной.
В работе направления принял участие руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Владимир Шереметов.