Святая Земля. Паломнические хроники / Россошанская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Святая Земля. Паломнические хроники

  5 февраля 2019  |    1127
Святая Земля. Паломнические хроники

4 февраля, прибытие на Святую Землю. Иерусалим

4 февраля паломническая группа благочинных, духовенства и мирян Россошанской епархии во главе с Преосвященнейшим епископом Россошанским и Острогожским Андреем прибыла на Святую Землю, в аэропорт им. Бен Гуриона, откуда переехала для размещения в г. Иерусалим.

Маршрут дальнейшего движения запланирован по историческим местам, в которых происходят действия Евангелия с посещением главных христианских святынь.

5 февраля, г. Вифлием.

Базилика Рождества Христова

Утром, 5 февраля, группа пребыла в Вифлеем, где паломники посетили Базилику Рождества Христова, Святой Вертеп – место Рождества Богомладенца-Христа и Святые ясли.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Это одна из старейших, непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII веков — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Над звездой в полукруглой нише висят 16 лампад, из которых шесть принадлежат православным, шесть армянам и четыре католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу сразу за звездой у стены.

В южной части пещеры слева от входа расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Придел напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м. или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части вертепа. В этом приделе справа от входа расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в гроте, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре. Это было сделано в середине VII века при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно, для того, чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горят пять неугасимых лампад. За этими лампадами у стены поставлен небольшой образ поклонения вифлеемских пастухов Младенцу.

Слева от входа в придел Яслей устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Когда нет службы, престол закрыт специальной съёмной решёткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Около южного входа в пещеру Рождества находится чтимая чудотворная православная икона Божией Матери «Вифлеемская».

Пещера святых убиенных Вифлиемских младенцев

Далее паломники переместились к Пещере убиенных младенцев – святых мучеников, убиенных по приказанию царя Ирода в Вифлееме. Она расположена вблизи храма Рождества Христова.

Пещера относится к системе многочисленных подземных захоронений.

В самом низу пещеры расположена маленькая катакомбная церковь IV в. Это самый древний из сохранившихся в Вифлееме престолов.

Во второй главе Евангелия от Матфея рассказывается, что шедшие поклониться Богомладенцу волхвы, ведомые вифлеемской звездой, сначала вошли в Иерусалим, чтобы спросить, где должно родиться Царю Иудейскому.

Правивший в то время царь Ирод испугался, что будет свергнут с престола, и пошел на хитрость. Узнав, что согласно пророчествам, Христос родится в Вифлееме, он попросил волхвов вернуться через Иерусалим и рассказать, где искать, чтобы и он мог Ему поклониться. Волхвы были предупреждены Ангелом о коварстве Ирода и вернулись в свою землю другим путём. Разгневанный Ирод приказал перебить всех младенцев в округе, начиная с двух лет и младше. Тогда Ангел Господень явился праведному Иосифу Обручнику и велел идти в Египет. Оставшиеся младенцы Вифлеема мужского пола до двух лет погибли, став первыми мучениками за Христа.

Блж. Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев. Согласно греческой традиции, принятой на Руси, в Вифлееме было убито 14 тыс. младенцев. В Антиохийской православной церкви поминают 64 тыс. убиенных младенцев-мучеников.

Мощи Вифлеемских младенцев хранились в пещере Младенцев под южным трансептом храма Рождества Христова, одно из наиболее ранних упоминаний встречается в описании Вифлеемского храма свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского (633-638 гг.).

Затем мощи младенцев были перенесены в Константинополь и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня.

В «Хожении» игумена Даниила (нач. XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград.

Со 2-й пол. XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме. Антоний Новгородец (ок. 1200 г.) разъясняет, что половина их мощей находилась в Константинополе, а половина осталась в Вифлееме.

Пещера святого Иеронима

Далее маршрут проходил через пещеру св. Иеронима — одну из пещерных часовен (гротов), которая была открыта францисканцами в 1964 г. для публичного посещения и богослужения.

Попасть в неё сейчас можно только из церкви св. Екатерины, хотя она непосредственно связана подземным переходом с пещерой Рождества.

В этой пещере, по преданию, в 386 г. поселился и провёл последние 33 года своей жизни св. Иероним. Здесь же он писал перевод Библии — «Вульгату».

Напротив входа в пещеру витраж изображает св. Иеронима в процессе работы над переводом.

Справа от входа, на стене, установлено мозаичное панно со святыми Паулой, Евстохием, Иеронимом и Евсевием Кремонским.

Слева от входа видны остатки средневековой лестницы, ведущей в церковный дворик.

Св. Иероним изучал философию в Риме, где был крещен около 360 г. уже в зрелом возрасте. Со временем Иероним стал одним из самых образованных Отцов Церкви.

В Риме он был возведен в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.

Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».

В 386 г. Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула, которую он обратил в христианство.

Именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык, поэтому он считается покровителем всех переводчиков.

«Молочная пещера», Бейт-Сахур

Уже с VII в. в Западной Европе почитались как реликвии капли «молока Богородицы».

Если встать на Ясельной площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. По преданию именно здесь скрывалось Святое Семейство во время Избиения младенцев до бегства в Египет, спасаясь от воинов царя Ирода.

По преданию Матерь Божия, собравшись кормить Младенца, разбрызгала нечаянно капли своего молока. Капли упали на тёмный камень, который тут же окрасился в молочно-белый цвет.

И христиане, и мусульмане считают необычно белые частички камней пещеры чудотворными: они помогают увеличивать количество материнского молока и повышают способность к рождению детей.

На самом деле все соседние дома построены из камня бежево-светло-коричнегово цвета, который добывается в этих местах, и только в пещере цвет камня отличается необычной белизной.

Францисканская церковь была построена здесь на фундаменте храма V в., и мозаичные фрагменты на террасе пещеры, представляющие геометрические фигуры и кресты, как считается, относятся к этому же периоду.

Вифлеемское поле

Здесь по библейскому преданию, произошла встреча Руфи и Вооза ("Книга Руфь"). Вифлеемское поле располагается в нескольких километрах от Вифлеема, близ Иерусалима. Также это поле называют Полем Пастушков – как гласит Библия, здесь же, на месте нынешнего города Бейт-Сахур, пастухам было объявлено о рождении Спасителя. Сейчас это место паломничества христиан со всего мира.

Греческий пещерный Храм «Поле пастушков»

Храм устроен на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастушкам явились Ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя.

Подземный храм во имя св. Георгия Победоносца и храм в честь Собора Пресвятой Богородицы расположены недалеко от палестинского городка Бейт-Сахур в небольшой долине с оливковыми деревьями, некоторым из которых более 2000 лет.

Местные арабы-христиане называют это место Дайр ар-Руат — «монастырь пастухов».

В пещере, где произошло откровение Ангелов, погребены три пастуха, очевидцы события, которые пожелали быть похороненными на том месте, где они были удостоены видеть Славу Господню.

Первый храм на этом месте был построен еще в IV в.

Он неоднократно перестраивался и разрушался впоследствии, но сохранилась сама пещера, ставшая криптой храма, с престолом над местом погребения пастухов. Над криптой сохранилась древняя мозаика византийского храма VI-VII вв.

Тут же покоятся мощи христианских мучеников, убиенных персами в 614 г.

В 1972 г. по инициативе архимандрита Серафима, настоятеля лавры Саввы Освященного, была произведена широкомасштабная реконструкция, археологические раскопки и воздвигнут православный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы рядом с пещерой Пастырей.

Храм трёхпрестольный: главный престол освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы (празднуется 26 декабря), левый алтарь — в честь Собора Архангелов Михаила и Гавриила и всех небесных Сил бесплотных (празднуются 8 ноября), правый — в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона (празднуется 27 июля).

В настоящее время весь комплекс поля Пастушков является подворьем греческой православной лавры св. Саввы Освященного. До того времени, как Антонио Барлуцци построил новую церковь, сюда приходили на поклонение также и католики.

Лавра прп. Саввы Освященного

Лавра Саввы Освященного — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C). Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным – родоначальником палестинского монашества. Это единственная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви.

Монастырь прп. Феодосия Великого

Монастырь Феодосия Великого — первый в Палестине общежительный монастырь. Расположен в 7 км к востоку от центра Вифлеема, в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, в Палестинской национальной администрации. Ныне — православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии.

Основан в 476 году Феодосием Великим около пещеры, где, согласно преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы останавливались на отдых на обратном пути (Мф. 2:12). Посвящён Пресвятой Богородице. В период расцвета обители (VI — начало VII веков) количество насельников превышало 700 человек. Монастырь Феодосия существовал до начала XVI века, когда был разорён турками, после чего долгое время был в запустении. В 1898 году Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией, которая шла с 1914 по 1952 годы. Сама пещера сохранилась и содержит гробницы Иоанна Мосха и других святых, в том числе самого святого Феодосия (но мощи его сейчас в Иерусалиме в Храме Гроба Господня).

Отсюда россошанские паломники вернулись в Иерусалим на ночевку.



 Фоторепортаж
Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники Святая Земля. Паломнические хроники


 Последние новости раздела
"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"
"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"

Новый выпуск программы-интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием, временно управляющим Россошанской епархией, Главой Воронежской митрополии.


Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника
Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и обратился к пастве с проповедью.



Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе
Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и совершил диаконскую хиротонию.



Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Лозовом отметили престольный праздник
В Лозовом отметили престольный праздник
  14 октября 2021

Божественную литургию в сослужении настоятеля храма протоиерея Владимира Ляхова совершил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин. Затем был совершен праздничный водосвятный ...

"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"
"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"
  14 октября 2021

Новый выпуск программы-интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием, временно управляющим Россошанской епархией, Главой Воронежской митрополии.

Сотрудниками благотворительного фонда "Фонд Святителя Митрофания" проведено просветительское мероприятие в Павловске
Сотрудниками благотворительного фонда "Фонд Святителя Митрофания" проведено просветительское мероприятие в Павловске
  14 октября 2021

Мероприятие прошло в ДК «Современник» г. Павловска. В мероприятии принимали участие представители государственных, церковных и общественных структур Павловского и Верхнемамонского районов.

Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника
Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника
  14 октября 2021

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и обратился к пастве с проповедью.

Под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Сергия состоялось очередное заседание Епархиального совета Воронежской епархии
Под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Сергия состоялось очередное заседание Епархиального совета Воронежской епархии
  11 октября 2021

Работа проходила в зале собраний Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа.

Паломническим отделом епархии организована паломническая поездка Муром-Дивеево-Санаксары
Паломническим отделом епархии организована паломническая поездка Муром-Дивеево-Санаксары
  10 октября 2021

За два паломниками успели посетить три места. Эти места богаты историей и освящены подвигами известных святых.

В Богучарском благочинии завершилась ежегодная благотворительная акция «Белый цветок»
В Богучарском благочинии завершилась ежегодная благотворительная акция «Белый цветок»
  10 октября 2021

Во время проведения акции удалось собрать 272 919 рублей. Все активные участники акции отмечены благодарственными письмами и грамотами, в которых выражаются слова благодарности.

Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе
Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе
  10 октября 2021

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и совершил диаконскую хиротонию.