19 января, в праздник Крещения Господня, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский возглавил Божественную литургию в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь. Его Преосвященству сослужили благочинный Россошанского церковного округа иерей Василий Гайков и клирики кафедрального собора.
По прочтении евангелия Преосвященнейший Владыка Андрей обратился к молящимся со словом наставления, в котором разъяснил исторический и духовный смысл празднуемого сегодня события Богоявления — Крещения Господня.
В святую крещенскую ночь в центре епархии – Свято-Ильинском соборе, как и во всех храмах Россошанской епархии, собрались тысячи верующих, чтобы принять участие в ночном богослужении и приобщиться великой святыне – Агиасме.
По заамвонной молитве Владыка, неся на главе Честный Крест, с духовенством собора и верующими при пении тропаря «Глас Господень…» из Свято-Ильинского собора прошли крестным ходом к часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Здесь в приготовленном сосуде наполненном водой и при пении тропаря праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!» — совершилось великое освящение воды.
В день Богоявления, христиане всего мира вспоминают события, описанные четырьмя евангелистами, — крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя святой пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозное омовение. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов, крестя людей в водах реки. Это было, по словам евангелиста Луки, «крещением покаяния для прощения грехов». Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в реке Иордан. И вот, однажды к берегу реки пришел Господь Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души сказав: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его тем, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лука 3:21-22).
Богоявлением названо событие потому, что Бог явил Себя всему миру в трех Лицах: Отец — в гласе с небес, Сын — Иисус Христос, придя на крещение в водах и Дух Святой в виде голубя сходящий на Сына. Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Господом последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лука 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок отринув лукавого.
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события из жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после праздничной литургии и первого причащения крещенской воды. Пост послабляется вкушением вареного сочиво, которое традиционно готовится к сочельнику. Однако меру поста верующие определяют индивидуально и по силам.
В сочельник, 18 января, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим из-за особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня и ставшего не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой. Начиная с XI-XII веков, водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня совершается одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных принявших и усвоивших христианское вероучение. Ради этого таинства и совершалось первое великое водоосвящение. Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водоосвящение совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.
В первые века великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где был обычай выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были открытые водоёмы. В России, Греции и некоторых других странах также существует традиция крестных ходов на реки, озёра, когда верующие после совершённого чина Великого освящения воды троекратно с молитвой погружаются в холодную воду в прорубь — «иордань», вырубленную в ледяном покрове реки в форме креста.
К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. Агиасму принимают натощак, как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилых домов, в молитвах при изгнании злого духа, а также в качестве лекарства от болезней произнося тропарь праздника:
«Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи,Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Торжественное богослужение прошло 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве.
Преосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный монастырского церковного округа, наместник Воскресенского Белогорского монастыря игумен Илия (Ждамиров), иеромонах Сергий...
Торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялось 25 январ...
Богослужение предварило торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, которое состоится сегодня в Государственном Кремлевско...
В мероприятии очно приняли участие более трехсот монашествующих - архиереи, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из девяноста восьми епархий Русско...
1 февраля настоятель Свято-Митрофановского храма с. Верхний Мамон иерей Иаков Калинин посетил Верхнемамонский психоневрологический интернат. Десять постояльцев учреждения приступили к Таинствам...
Торжественное богослужение прошло 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве.
Детей и преподавателей поздравили благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексей Курганский и помощник благочинного по социальной работе Наталья Черникова.
После воскресного богослужения прихожане поздравили своего духовного наставника отца Сергия Папина с прошедшим 27 января днем памяти преподобномученика Сергия Синайского.
На встрече особое внимание было уделено святоотеческому учению о необходимости чтения и изучения Священного Писания. Занятия будут проходить каждое воскресенье после богослужения.
Преосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный монастырского церковного округа, наместник Воскресенского Белогорского монастыря игумен Илия (Ждамиров), иеромонах Сергий (Сидельников), иеромонах Митр...
По традиции знакомство с частью началось с посещения храма Сретения Господня, расположенного непосредственно на её территории. Встречу провёл руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Воор...
Встреча проводилась помощником благочинного Острогожского церковного округа Рыбак Андреем и помощником благочинного по работе с молодежью Ларисой Николаевной Черной.