В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию

  29 апреля 2021  |    55
В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию

29 апреля, в Великий Четверток, в Свято-Митрофановском храме благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.

В Великий Четверг Страстной Седмицы Святая Православная Церковь вспоминает Тайную Вечерю - последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви - Таинство Святого Причащения, Евхаристию.

В завершении богослужения о. Иаков обратился к молящимся с пастырским назиданием:

«Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем великое событие, которое совершилось поспешно. Поскольку сам Господь говорит: «Скоро совершу Пасху. Это время близко» (Мф 26:18). Время чего? Его страдания. Поскольку Синедрион и первосвященники, книжники и фарисеи договорились лукавством, лестью взять Христа. Почему именно лукавством? Чтобы не было возмущения в народе, ибо все видели Его, как величайшего Человека, сотворившего множество знамений, чудес, врачеваний тяжких недугов, исцелений и даже воскрешение из мертвых. И вот Господь тайно, в сионской горнице, собирает своих двенадцать учеников. И прежде чем совершить Таинство Причастия, Таинство Евхаристии, Господь совершает величайшее чудо для каждого из нас. Показывает величайший пример, которым ломаются все стереотипы и жизненные устои, как в то время, так и сейчас. А именно, Он, сняв с Себя верхнюю одежду, подпоясавшись, взял умывальницу и стал омывать ноги всем Своим ученикам. И все были в недоумении от того, что делает Христос.

Но лишь только Петр, имея некую жажду того, чтобы уразуметь, в чем же смысл, сказал:

– Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!

Иисус сказал ему:

– Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.

– Ты никогда не вымоешь моих ног! – возразил Петр.

Иисус ответил:

– Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.

– Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову! (Ин 13:6-10).

В этом действии есть величайший пример смирения, кротости духа и служения ближнему. И в отпусте мы слышим, что являя премногую благость, Он смирился даже до того, что бы принять рабскую участь, рабский удел омыть ноги. Кто омывал ноги? Рабы своим господам. И вот далее Господь поясняет им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Я - Господь и Учитель - умыл ноги вам» (Ин. 13:13-14). Ломается стереотип. И Бог показывает, что высота и значимость в духовном мире – это есть не кичение и не слава мирская человеческая. Это есть служение ближнему. Это есть всеобъемлющее сердце, которое распростирается для каждого и вмещает каждого. Бог показывает им то, что им как апостолам, впоследствии как христианам подобает совершать - всю свою жизнь служить Богу и ближнему. Так и каждый из нас, становясь христианином в Таинстве Крещения должен иметь перед собой этот образ Христа служащего, дабы и себя сподвигать к тому, чтоб служить ближнему. Но не искать, чтобы нам кто-то что-то сделал угодное и полезное. И вот после этого, когда показал им Господь величайший пример: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26). И совершая Таинство Евхаристии, Господь дарует величайшую возможность Церкви Христовой на земле иметь соединение с Ним в этом Таинстве. Причащаясь Пречистых Даров, каждый из нас имеет возможность коснуться духовного мира. Более того, от земли вознестись к небу, ещё находясь в своем теле.

Каждый из нас открывает двери своего храма, храма своей души, принимает Христа и соединяется с Ним. Господь Своим Божеством, Своей Благодатью касаясь нас, освещает нас. И как мы слышим слова молитвы: «Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений…». Господь, как истинный Свет и Божественная любовь освещает и касается всего нашего естества. И поразительнейшим образом звучат слова в устах священнослужителя, когда он выходит причащать молящихся: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Даров». Вот здесь нам стоит порассуждать. Оказывается не только в жизнь вечную можно причащаться, но ещё в суд и в осуждение. И каким образом это происходит? А об этом нам повествует Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали. Всегда, в любом богослужении, когда совершается Божественная литургия, мы слышим молитву: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя...». Мы не вспоминаем ни Петра, ни Иоанна, ни Иакова, ни прочих других апостолов. Мы вспоминаем каждый раз перед Причастием образ бывшего апостола Иуды. Для чего это делается? Для нашего назидания.

Чтоб мы видели, что Иуда, как раб и льстец, принял Божественные Дары из рук Спасителя, причастившись, сделал это в осуждение своей души и не коснулась благодать Божия его. А почему это произошло с ним? Потому что он, видя нечто, что происходило до этого, когда Бог был в Вифании, когда некая женщина блудница Мария помазала тело Иисуса драгоценным миром, помрачился в нем его рассудок. И страсть в нем так затрепетала, что охватила его всего. Почему? Как он сам говорит: «К чему такая трата. Лучше было бы это продать и раздать нищим». Ибо миро стоило огромного состояния. И вот сожалея, что это прошло мимо него, толкнуло его на предательство. На мелкую пакость. Почему мелкую? Потому что он не думал о том, что Господь будет распят. Если бы он об этом знал, то он бы раскаявшись, не просил бы эти серебряники. Но он думал, что заимеет прибыль. А Христос по обычаю, пройдет между осуждающих Его, и никто Ему ничего не сделает. Ведь не раз такое уже было. Много раз, когда Господь возвещал и учил народ, сказано: «Брали каменья, хотели побить Его. Возвели Его на возвышенность. Бросить Его хотели в пропасть. И Он проходил между ними». А Иуда не предполагал, что Его будут распинать. Иуда не предполагал, что Христос на это пойдет.

И когда он, томимый жаждой, что-то за это приобрести, получает тридцать серебряников. Триста динариев можно было получить за миро, а он получает тридцать серебряников. Фактически некий процент. Большего он и не получил бы. Потому что это полагалось в казну церковную, и оттуда нельзя было всё забрать. Но взять столько, чтобы и не заметили, и в то же время он был бы с наживой. Вот эта страсть была в сердце, а не Христос. И даже то, чем он обладал - власть апостольская, его это не спасло. Потому что сердце от страсти так и не отвернулось. Так и не пожелало от этого избавиться. И когда он видит, что Христос кротко и смиренно вручает Себя в руки распинателей, то он обличается своей совестью, но так и не расстается с жаждой ко греху. Поэтому совершает страшное губительное злодеяние, прежде всего по отношению к своей душе.

Вот так и в нашей жизни, братья и сестры. Зачастую случается, что каждый из нас имеет в себе некий процент который в какой - то мере имеет в себе состояние Иуды. Либо в обществе что - то недосказал, что то сокрыл, в чем то проявил согласие, зная, что это не так, где то убоялся открыть свою причастность к Церкви Христовой, свое вероисповедание и т.д. Но в большей степени можем ощутить это состояние Иуды, когда мы идем к Чаше и сознательно понимаем, что не оставим греха своего. Ведь когда мы приступаем к исповеди, мы имеем надежду и желание разрешиться от грехов. И каждый из нас говорит: «С помощью Божией обещаю блюстися», то есть имею желание исправиться. Но когда мы идем к Чаше и знаем, что этот грех будет продолжаться дальше в нашей жизни – вот оно самое настоящее состояние Иуды, которое в нас обнаруживается. Поэтому молимся в сегодняшнем богослужении такими словами:   «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя» (Пс. 139:1).

И тут же стоит обратить внимание на учеников Христовых, когда они слышат, что один из них предаст Христа, то каждый из них говорит: «Не я ли?». Это есть святое смущение, это робость, это есть святое смирение среди учеников. Потому что только Петр лишь проявляет дерзновение и говорит: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26:35). А все остальные, имея желание быть со Христом, колеблются и сомневаются в том, что под силу ли им это. А где гарантия, что завтра я буду проявлять такую же твердость, как сегодня и не споткнусь. Поэтому в некоей робости, в некоем смирении пред Богом они говорят: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26:22). И вот этому стоит подражать. Избавь меня, Господи, от человека лукавого, а я не лукавый ли? Не я ли таков человек? Поэтому прежде всего, Господи , меня избавь от лукавства. Меня исцели и уврачуй от моего недуга и моего греха. Дабы не как Иуда дать Тебе лобзание но как разбойник на кресте. А поистине мы разбойники, и изо дня в день согрешаем.

«Исповедую Тя, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» - что есть в этих словах? Непреодолимая жажда и желание быть со Христом в вечности. И отсюда звучит вопрос - для чего мы рождаемся здесь на земле, для чего мы живем? Для того, чтобы быть со Христом всегда. И в этой жизни временной, и в вечной в будущем. Вот к этому собирает нас благодать Божия, к этому призывает нас Господь через омовение ног друг другу, через служение друг другу, через самоуничижение себя, потому что это полезно для нашей души. Это губительно для нашей гордыни. И вот Господь совершает для учеников, которые пошли и научили этому все народы то, что мы сегодня вспоминаем. В том числе и нас с вами. Чтобы каждый из нас в своих скитаниях, трудностях и тяготах не забывал, чей он стал ученик. И имя Кого он носит в этой жизни. Имя Христа, именуясь христианином. Господь говорит: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:13-14).

Вот дай Бог, братья и сестры, чтоб наше сердце вместило эти слова, и было побуждаемо к тому, чтобы именно таким образом проводить свою жизнь здесь на земле. Не жаждать власти величия, не жаждать, чтобы кто - то нам послужил и сделал доброе и благостное. Но нам быть понуждаемыми любовью Христовой, идти и служить Богу и Церкви. Помощи Божией желаю вам в предстоящих днях Страстной седмицы. Аминь».


Источник: благочинный Верхнемамонского церковного округа Россошанской епархии иерей Иаков Калинин



 Фоторепортаж
В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию В день воспоминания Тайной вечери в Верхнем Мамоне совершили Божественную литургию



 Последние новости раздела
В ДК «Современник» состоялся День весеннего призывника
В ДК «Современник» состоялся День весеннего призывника

В знаковом мероприятии принял участие настоятель храма Архангела Михаила с. Воронцовка иерей Виктор Семенов.



В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение
В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение

Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов. 


В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник
В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник

Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.


В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО
В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО

В мероприятии приняли участие клирики благочиния.


Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...

В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
  21 апреля 2024

21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...

Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
  21 апреля 2024

21 апреля в городе Россошь прошел епархиальный брейн-ринг. В интеллектуальном соревновании приняли участие команды из пяти благочиний епархии.

В Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской, епископ Дионисий сослужил митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию за Литургией в Костомаровском монастыре
В Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской, епископ Дионисий сослужил митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию за Литургией в Костомаровском монастыре
  21 апреля 2024

Архипастырям сослужили: благочинный монастырского церковного округа игумен Илия (Ждамиров), благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), монашествующие Россошанской епархии в с...

Икона благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами продолжает шествие по храмам благочиния
Икона благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами продолжает шествие по храмам благочиния
  20 апреля 2024

20 апреля святыня посетила Преображенский храм и Тихоновский соборный храм г. Острогожска.

Состоялась методическая встреча учителей воскресных школ Россошанской епархии
Состоялась методическая встреча учителей воскресных школ Россошанской епархии
  20 апреля 2024

20 апреля, по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, в воскресной школе при Казанском храме поселка Каменка состоялась методическая встреча учителей воскресных школ Россошанско...

Горожанском казачьем кадетском корпусе состоялось родительское собрание
Горожанском казачьем кадетском корпусе состоялось родительское собрание
  20 апреля 2024

По приглашению директора казачьего кадетского корпуса Николая Георгиевича Самарычева в мероприятии принял участие руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоирей Владимир Ш...

В праздник Похвалы Божией Матери епископ Дионисий совершил Божественную литургию в Успенском храме с. Верхний Мамон
В праздник Похвалы Божией Матери епископ Дионисий совершил Божественную литургию в Успенском храме с. Верхний Мамон
  20 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), настоятель храма иерей Васил...