«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»

  3 марта 2020  |    74
«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»

3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Митрофановском храме.

По окончании Великого повечерия отец Иаков обратился к прихожанам с проповедью.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, суть этого канона, его прямая задача –обратить наше сознание к покаянию, указать нам на грех, чтобы мы с вами различными примерами смогли выискать в своей душе то множество грехов и пороков, которыми мы связаны в этой жизни и связываем себя изо дня в день. Преподобный Андрей Критский делает это не через какие - то правила и формы, он делает это через исторический образ падения и восстания на примере тех людей, которых описывает нам Священное Писание. Когда мы вчитываемся в образ согрешения того или иного человека, то это более наглядно отражается в нашем сознании и таким образом мы можем исследовать свою собственную жизнь. Кому уподобилась она, собственно говоря, и вопрошает множество тропарей, которые читаются в этом каноне, нашу душу и наше сознание: «Кому ты уподобилась? Праведнику или грешнику? В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?». И поистине справедливо звучит в сегодняшнем чтении канона слово о двух братьях Авеле и Каине. Мы обращаем свой взор на свою жизнь и говорим: «Не принес я как Авель жертву приятную и милую Богу, но во всем уподобился Каину и являюсь отторгнутым». Для того, чтобы понимать, чем же моя душа уподобилась Каину, а не Авелю, я должен обратить своё внимание на пример жизни и на то жертвоприношение, о котором говорит нам книга Бытия. А происходило следующее: Каин и Авель были два брата, рожденные Адамом и Евой. Один из них был земледелец, другой же был пастух. И когда наступило время жертвоприношения по закону их, то каждый принес свои дары. Каин же принес жертву от земных плодов. Авель же принес жертву из первородных самую чистую, самую лучшую. И по слову святителя Иоанна Златоуста здесь мы видим, что отличается жертва Каина и Авеля в том, что Авель, принеся лучшее, тем самым показывает свой ориентир в своей земной жизни. Он Богу несет самое прекраснейшее, самое драгоценное, что он приобрел. А поскольку Господь является его создателем, жизнеподателем и устроителем всего, поэтому и жертва Авеля была приятна Богу. Ведь Авель самое лучшее избирает – духовную жизнь, духовное общение. На его примере мы видим, как выстраиваются его ценности – духовное выше земного и материального, выше страстного. Каин же приносит от плодов земных. И бытописатель Моисей не указывает, как в случае с Авелем, что он принес лучшее. Он принес то, чем пользовался изо дня в день. А потому жертва была их различна, что у них были разные ценности. По разному они относились к Богу, и по разному измеряли свою жизнь. Каин же измерял это действие своим узким испорченным сознанием и жил по грехам, порокам и страстям своим, по сладострастию. Богу же отдавал должное как предписывал закон, но без внутреннего сокрушения, без памяти о том, что он является грехосовершителем и без мысли о том, что для него было бы самым дорогим, самым драгоценным вернуться в общение с небесным Отцом своим. Поэтому он сделал это внешне, дабы исполнить закон, но никак не смог он принести сокрушенное свое сердце. Авель же, отдавая лучшее, показывает, что он желал бы быть всегда в общении с Богом и пренебрег бы всеми благами мира сего, которыми он пользуется, которыми Бог его наделяет ради лишь только того, чтобы быть всегда с Богом. Вот этот ориентир должен в нашей жизни быть всегда главным и иметь первенство над всеми другими. Но когда мы исследуем свою жизнь, то мы можем разобрать о том, какие жертвы мы совершаем Богу. Даже та самая свеча, которая ставится на подсвечник – это есть жертвоприношение Богу. Но Господу не нужно таяние воска и пламя огня. Свеча является для нас символом нашего горящего к Богу сердца. И в этот момент, когда она горит на подсвечнике, наше сердце должно загораться в молитве и, отбрасывая все свои житейские помыслы, мы должны устремляться сознанием и душой своей в общение с Богом. Но зачастую мы наблюдаем за собой, как совершается чисто внешнее вожжение свечи и на богослужении нас посещают различные помыслы, которые терзают и мучают нас, которые не дают нам свое сознание углубить в богослужебные тексты и молитвословие и порассуждать над своей жизнью. Не дают нам возможности оставить без внимания окружающих, потому что мы замечаем, как кто то где то переминается из стороны в сторону, какие то звуки лишние мешают нам. Всё это свидетельствует о том, что мы являемся боримыми, страсти борят нас. И по слову Иоанна Златоуста Каин опечалился, что Господь не принял его жертву, нежели Авелеву, то бишь не одобрил это состояние, и в нем возгорается зависть – скорбь о благополучии ближнего. Не покаянное чувство рождается в нем, не зарождается мысль о том, что жизнь неправедна и он нуждается в исцелении, в перемене. А зависть о том, что кто - то лучше его. И Господь, видя это, обращается к нему в своих словах, являя милосердие, а в его образе являя милосердие ко всем нам, говорит: «Если ты совершаешь доброе – не поднимаешь ли лица твоего, а если же совершаешь худое, то грех лежит в подножие дверей. Он влечет тебя, но ты господствуй над ним». Мы можем понимать такие слова следующим образом, что если мы совершаем с вами добродетельную жизнь, то состояние нашей души радостное, легкое и ничем не стесняемое. Независимо от того, какие обстоятельства происходят вокруг. Но если мы совершаем худое, то после каждого грехопадения мы ощущаем пустоту в своей душе и ощущаем, как тяготеет в нас омраченный дух. Поэтому Господь и говорит: «Взор наш к низу опускается, трудно нам, тяжело, после любого греха мрачное и печальное состояние. Уныние усиливается в нашей душе». И вместо того, чтобы совершить покаяние, восстать от греха и припасть к Богу во слезах, как говорит Господь «господствуй над грехом, борись с ним», мы вновь уподобляемся Каину и допускаем такое уныние и отчаяние, что не желаем даже привести себя в храм, привести себя к Богу и поговорить с ним. Попросить Его помощи. Мы отрицаем всякое помышление и всякую благость Бога о нас. И вот в таком состоянии мы готовы и скоры на совершение любого другого греха. Потому что самым главным сбивает нас дьявол с ног – это отрицанием промысла Божьего, малодушием и колебанием, потерей общения с Богом. Нет твердого основания, если мы так поступаем. Поэтому мы шатки во всех своих делах и поступках. И только где-то с какой - то стороны придет искушение, тут же мы готовы это искушение принять как должное, как своё. Поэтому, братья и сестры, борьба в нашей жизни начинается ещё в помыслах и когда мы чувствуем, что какое - то лукавое приходит нам на ум и желание в нас всё сильней и сильней, чтобы совершить это злое дело, мы должны с вами вспоминать пример Каина. Как Господь предупреждает его и взывает к его сознанию, ждет его покаяния. Об этом же святой царь и пророк Давид говорит в своем псалме: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Поэтому всё, что мы можем принести Богу – это исправленную свою жизнь. И это исправление мы должны положить в сегодняшнем дне. Не оставлять это на завтра, на потом. Не думать о том, что этот пост как-то мы начали не так бойко как нам хотелось бы, а вот в следующий раз попробуем по - другому подготовиться, более осознанно. Сегодня, сию минуту мы должны с вами работать о спасении своей души, сокрушать в себе страсти, пороки. И этот сокрушенный свой дух принести Богу, уподобившись жертве праведного Авеля.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы это рассуждение и это памятование о библейских примерах нас наставляло не только в дни поста, а всегда было при нас в уме, в нашем сердце.

Молитвенно желаю всем вам помощи Божией и благословения Господня на предстоящие труды».



 Фоторепортаж
«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?» «В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»



 Последние новости раздела
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие икон...


В ДК «Современник» состоялся День весеннего призывника
В ДК «Современник» состоялся День весеннего призывника

В знаковом мероприятии принял участие настоятель храма Архангела Михаила с. Воронцовка иерей Виктор Семенов.



В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение
В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение

Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов. 


В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник
В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник

Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.


Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
  23 апреля 2024

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.

В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
  23 апреля 2024

В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
  22 апреля 2024

Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...