«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»

  3 марта 2020  |   
«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»

3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Митрофановском храме.

По окончании Великого повечерия отец Иаков обратился к прихожанам с проповедью.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, суть этого канона, его прямая задача –обратить наше сознание к покаянию, указать нам на грех, чтобы мы с вами различными примерами смогли выискать в своей душе то множество грехов и пороков, которыми мы связаны в этой жизни и связываем себя изо дня в день. Преподобный Андрей Критский делает это не через какие - то правила и формы, он делает это через исторический образ падения и восстания на примере тех людей, которых описывает нам Священное Писание. Когда мы вчитываемся в образ согрешения того или иного человека, то это более наглядно отражается в нашем сознании и таким образом мы можем исследовать свою собственную жизнь. Кому уподобилась она, собственно говоря, и вопрошает множество тропарей, которые читаются в этом каноне, нашу душу и наше сознание: «Кому ты уподобилась? Праведнику или грешнику? В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?». И поистине справедливо звучит в сегодняшнем чтении канона слово о двух братьях Авеле и Каине. Мы обращаем свой взор на свою жизнь и говорим: «Не принес я как Авель жертву приятную и милую Богу, но во всем уподобился Каину и являюсь отторгнутым». Для того, чтобы понимать, чем же моя душа уподобилась Каину, а не Авелю, я должен обратить своё внимание на пример жизни и на то жертвоприношение, о котором говорит нам книга Бытия. А происходило следующее: Каин и Авель были два брата, рожденные Адамом и Евой. Один из них был земледелец, другой же был пастух. И когда наступило время жертвоприношения по закону их, то каждый принес свои дары. Каин же принес жертву от земных плодов. Авель же принес жертву из первородных самую чистую, самую лучшую. И по слову святителя Иоанна Златоуста здесь мы видим, что отличается жертва Каина и Авеля в том, что Авель, принеся лучшее, тем самым показывает свой ориентир в своей земной жизни. Он Богу несет самое прекраснейшее, самое драгоценное, что он приобрел. А поскольку Господь является его создателем, жизнеподателем и устроителем всего, поэтому и жертва Авеля была приятна Богу. Ведь Авель самое лучшее избирает – духовную жизнь, духовное общение. На его примере мы видим, как выстраиваются его ценности – духовное выше земного и материального, выше страстного. Каин же приносит от плодов земных. И бытописатель Моисей не указывает, как в случае с Авелем, что он принес лучшее. Он принес то, чем пользовался изо дня в день. А потому жертва была их различна, что у них были разные ценности. По разному они относились к Богу, и по разному измеряли свою жизнь. Каин же измерял это действие своим узким испорченным сознанием и жил по грехам, порокам и страстям своим, по сладострастию. Богу же отдавал должное как предписывал закон, но без внутреннего сокрушения, без памяти о том, что он является грехосовершителем и без мысли о том, что для него было бы самым дорогим, самым драгоценным вернуться в общение с небесным Отцом своим. Поэтому он сделал это внешне, дабы исполнить закон, но никак не смог он принести сокрушенное свое сердце. Авель же, отдавая лучшее, показывает, что он желал бы быть всегда в общении с Богом и пренебрег бы всеми благами мира сего, которыми он пользуется, которыми Бог его наделяет ради лишь только того, чтобы быть всегда с Богом. Вот этот ориентир должен в нашей жизни быть всегда главным и иметь первенство над всеми другими. Но когда мы исследуем свою жизнь, то мы можем разобрать о том, какие жертвы мы совершаем Богу. Даже та самая свеча, которая ставится на подсвечник – это есть жертвоприношение Богу. Но Господу не нужно таяние воска и пламя огня. Свеча является для нас символом нашего горящего к Богу сердца. И в этот момент, когда она горит на подсвечнике, наше сердце должно загораться в молитве и, отбрасывая все свои житейские помыслы, мы должны устремляться сознанием и душой своей в общение с Богом. Но зачастую мы наблюдаем за собой, как совершается чисто внешнее вожжение свечи и на богослужении нас посещают различные помыслы, которые терзают и мучают нас, которые не дают нам свое сознание углубить в богослужебные тексты и молитвословие и порассуждать над своей жизнью. Не дают нам возможности оставить без внимания окружающих, потому что мы замечаем, как кто то где то переминается из стороны в сторону, какие то звуки лишние мешают нам. Всё это свидетельствует о том, что мы являемся боримыми, страсти борят нас. И по слову Иоанна Златоуста Каин опечалился, что Господь не принял его жертву, нежели Авелеву, то бишь не одобрил это состояние, и в нем возгорается зависть – скорбь о благополучии ближнего. Не покаянное чувство рождается в нем, не зарождается мысль о том, что жизнь неправедна и он нуждается в исцелении, в перемене. А зависть о том, что кто - то лучше его. И Господь, видя это, обращается к нему в своих словах, являя милосердие, а в его образе являя милосердие ко всем нам, говорит: «Если ты совершаешь доброе – не поднимаешь ли лица твоего, а если же совершаешь худое, то грех лежит в подножие дверей. Он влечет тебя, но ты господствуй над ним». Мы можем понимать такие слова следующим образом, что если мы совершаем с вами добродетельную жизнь, то состояние нашей души радостное, легкое и ничем не стесняемое. Независимо от того, какие обстоятельства происходят вокруг. Но если мы совершаем худое, то после каждого грехопадения мы ощущаем пустоту в своей душе и ощущаем, как тяготеет в нас омраченный дух. Поэтому Господь и говорит: «Взор наш к низу опускается, трудно нам, тяжело, после любого греха мрачное и печальное состояние. Уныние усиливается в нашей душе». И вместо того, чтобы совершить покаяние, восстать от греха и припасть к Богу во слезах, как говорит Господь «господствуй над грехом, борись с ним», мы вновь уподобляемся Каину и допускаем такое уныние и отчаяние, что не желаем даже привести себя в храм, привести себя к Богу и поговорить с ним. Попросить Его помощи. Мы отрицаем всякое помышление и всякую благость Бога о нас. И вот в таком состоянии мы готовы и скоры на совершение любого другого греха. Потому что самым главным сбивает нас дьявол с ног – это отрицанием промысла Божьего, малодушием и колебанием, потерей общения с Богом. Нет твердого основания, если мы так поступаем. Поэтому мы шатки во всех своих делах и поступках. И только где-то с какой - то стороны придет искушение, тут же мы готовы это искушение принять как должное, как своё. Поэтому, братья и сестры, борьба в нашей жизни начинается ещё в помыслах и когда мы чувствуем, что какое - то лукавое приходит нам на ум и желание в нас всё сильней и сильней, чтобы совершить это злое дело, мы должны с вами вспоминать пример Каина. Как Господь предупреждает его и взывает к его сознанию, ждет его покаяния. Об этом же святой царь и пророк Давид говорит в своем псалме: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Поэтому всё, что мы можем принести Богу – это исправленную свою жизнь. И это исправление мы должны положить в сегодняшнем дне. Не оставлять это на завтра, на потом. Не думать о том, что этот пост как-то мы начали не так бойко как нам хотелось бы, а вот в следующий раз попробуем по - другому подготовиться, более осознанно. Сегодня, сию минуту мы должны с вами работать о спасении своей души, сокрушать в себе страсти, пороки. И этот сокрушенный свой дух принести Богу, уподобившись жертве праведного Авеля.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы это рассуждение и это памятование о библейских примерах нас наставляло не только в дни поста, а всегда было при нас в уме, в нашем сердце.

Молитвенно желаю всем вам помощи Божией и благословения Господня на предстоящие труды».



 Фоторепортаж
«В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?» «В согрешении ты живешь или подвизаешься в служение Богу?»



 Последние новости раздела
В Верхнем Мамоне встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Верхнем Мамоне встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

26 сентября, в канун праздника в Свято-Митрофановском храме было отслужено всенощное бдение с литией. Во время время пения великого славословия было совершено изнесе...


Состоялась праздничная встреча перед началом занятий воскресной школы Свято-Митрофановского храма
Состоялась праздничная встреча перед началом занятий воскресной школы Свято-Митрофановского храма

Мероприятие прошло 25 сентября в Духовно-просветительском центре святителя Тихона Задонского с. Верхний Мамон с участием воспитанников, родителей и педагогов воскресной ш...


В Верхнемамонском районе подвели итоги акции «Белый цветок»
В Верхнемамонском районе подвели итоги акции «Белый цветок»

В Верхнемамонском районе в благотворительной акции приняли участие волонтерская группа «Добро», приходы с. Верхний Мамон, с. Лозовое и с. Нижний Мамон, детские ...


Воспитанники Верхнемамонского детского сада №2 приняли участие в акции «Белый цветок»
Воспитанники Верхнемамонского детского сада №2 приняли участие в акции «Белый цветок»

Организаторы акции благодарят педагогов, родителей и воспитанников, принявших участие в акции и поддержавших благое начинание.


Память священномученика Евгения Попова молитвенно почтили в месте его священнического служения
Память священномученика Евгения Попова молитвенно почтили в месте его священнического служения

23 сентября, в день памяти священномученика, в храме Иоанна Богослова с. Гороховка (Верхнемамонского района) были совершены Божественная литургия, крестный хо...


Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Тихоновском соборном храме молитвенно встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Тихоновском соборном храме молитвенно встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
  27 сентября 2022

В день праздника была совершена Божественная литургия. Накануне на службе всенощного бдения из алтаря был изнесен образ Животворящего Креста для всеобщег...

В Верхнем Мамоне встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Верхнем Мамоне встретили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
  27 сентября 2022

26 сентября, в канун праздника в Свято-Митрофановском храме было отслужено всенощное бдение с литией. Во время время пения великого славословия было совершено изнесение Креста для поклонения. 27 ...

Каменцы встретили праздник Воздвижения
Каменцы встретили праздник Воздвижения
  27 сентября 2022

В день праздника в Казанском храме поселка Каменка отцом благочинным была совершена Божественная литургия. Накануне было отслужено Всенощное бдение, на котором во время пения великого слав...

В с. Верхние Марки встретили престольный праздник Крестовоздвиженского храма
В с. Верхние Марки встретили престольный праздник Крестовоздвиженского храма
  27 сентября 2022

Этот храм место мученической кончины протоиерея Николая Сильченкова (+1918 г.) - последнего настоятеля, принявшего мученическую кончину в годы гонения на веру XX в..

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Глава Воронежский митрополии совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Глава Воронежский митрополии совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
  27 сентября 2022

Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора. На праздничном богослужении митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил рукоположение воспитанника 3 курса Воронежской духовной ...

В праздник Воздвижения Креста Господня в Ильинском кафедральном соборе была совершена праздничная Божественная литургия
В праздник Воздвижения Креста Господня в Ильинском кафедральном соборе была совершена праздничная Божественная литургия
  27 сентября 2022

Служение Литургии возглавил секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев. По завершении богослужения было совершено поклонение Кресту, затем отец Иоанн традиционно благослов...

Накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в Ильинском кафедральном соборе совершено всенощное бдение с чином Воздвижения Креста
Накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в Ильинском кафедральном соборе совершено всенощное бдение с чином Воздвижения Креста
  26 сентября 2022

Богослужение возглавил секретарь Россошанского епархиального управления, настоятель Ильинского кафедрального собора иерей Иоанн Суздальцев в сослужении клириков собора.

Накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Глава Воронежской митрополии совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе
Накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Глава Воронежской митрополии совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе
  26 сентября 2022

Крест Христов является укреплением страждущих, похвалою верных, ободрением Апостолов, заступлением праведных и возрождением грешников, поэтому мы, христиане, лобызаем Крест Господень со страхом и радо...