В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона

  17 марта 2021  |    57
В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона

17 марта, в среду первой седмицы Великого поста, в Свято-Митрофановском храме, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин, в сослужении иерея Константина Деркачева совершил уставное великопостное богослужение: Утреню, Первый час и заупокойную литию, Часы, Изобразительны, Вечерню в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.

По завершении службы о. Иаков обратился к молящимся с проповедью:

«Сегодняшний отрывок из книги Притч повествует нам о том, что жизненно необходимо взывать к разуму, искать его как серебро и золото, и тогда уразумев страх Господень, сможем познать Бога (Прит. 2, 3-5). Поэтому, рассуждая о своей жизни, взвешивая милосердие Божие, которое оказано нам в этой жизни и на другую чашу весов полагая все свои поступки, намерения, дела и пороки, должны убояться того, что вероломно и безумно поступаем до сего дня. А вместе с этим и постараться возлюбить Господа. Потому что то, что Он делает нам, нельзя ни с чем сравнить. И, рассуждая о своем падении, своей низменности, ничтожестве и возвышая, и восхваляя Бога в своем сердце и своими устами, мы будем стремиться к тому, чтобы возыметь этот страх Божий и свою жизнь совершать, боявшись прегрешения. Боявшись не Бога как карателя, а греха и прегрешений. Чтобы мы боялись с вами ступить на ту или иную страсть и связать себя ею. Чтобы каждый из нас боялся мучения, которое причиняет душе человека грех, которым мы связываем себя. Совершая грех, человек испытывает наслаждение. Потому что действует в нем страсть, которая влечет его. Но после любого греха наступает состояние уныния, как некая акция в подарок. Чтобы человек, унывая и скорбя о том, что он обманулся и потерял, не обратился к Богу в покаянии: Господи, прости и помилуй! Но бичуя себя, приходил бы в ещё большее греховное и тяжкое состояние. В подобие себе возьмем пример из Священного Писания Ветхого Завета, когда Господь вышел навстречу Адаму и Еве: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты» (Быт. 3:9). Ещё, прежде чем Адаму совершить свой путь навстречу к Богу, Господь уже его искал. И многие святые отцы говорят: не найдя Адама в раю, не найдя его покаяния. Не услышав от него ответа: «я здесь, Господи прости за мои грехи», Господь спускается даже на землю и здесь он ищет Адама. И здесь не найдя его, спускается даже до ада, сокрушая его и выводит оттуда всех праведников, почивших от начала века до сего дня. Вот так Господь проявляет свою любовь. Но вместо отклика покаянного, Он слышит – да, я согрешил, но это жена соблазнила меня, которую ты мне дал. Из её уст Он слышит – это дьявол прельстил меня. И в итоге вместо раскаяния к сугубому греху прилагается ещё больший сугубый грех. Происходит утяжеление греха и человек укореняется в нем ещё больше и ещё дальше отходит от Бога. Вот так и в нашей жизни происходит, когда мы накапливаем множество грехов и не желаем привести себя к исповеди, к покаянию. Не желаем потрудиться для того чтобы, приобрести страх Божий, который по слову свт. Феофана Затворника есть – корень богоугодной жизни. Вот дай Бог, братья и сестры, чтобы каждый из нас умилялся своей душой и разумом и жаждал бы разуметь, что есть наша жизнь на земле. Жаждал бы разуметь, для чего я живу, какой смысл этого всего, что есть важное, что есть временное приходящее, что есть будущее и вечное. Рассуждая обо всем этом, мы боимся греха и будем работать Богу нашему во все дни нашей земной жизни. Аминь».

В этот же день, вечером в 17.00,   благочинный совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

После завершения чтения третьей части канона о. Иаков обратился к прихожанам с наставлением:

«Се время покаяния, время отложения всякого зла и стремления уподобиться всем благочестивым мужам и женам, о которых мы слышим с вами в чтении Великого покаянного канона Андрея Критского и читаем в Священном Писании. Но как легко сказать, что вот время покаяния, и усладить себя различными богослужебными гимнами и песнопениями. Но как порой трудно это совершить на деле. Можно сказать себе, что нужно каяться, сокрушаться в своих грехах. Всячески пытаться растопить своё сердце. Но в итоге мы ощущаем, насколько холодно сердце даже к своей собственной душе. И потому в творении прп. Андрея Критского святая Православная Церковь приобретает величайший призыв. Мы слышим с вами после шестой песни такие слова: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, но воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Это обращение нас с вами к собственной душе. Нужно взыскать ту самую глубину, где она таится, где она находится в заточении. Где она связана различными пороками, которыми мы её осквернили. И всё это мы должны с вами увидеть, разрешить и воззвать её из этой глубины, чтобы сама душа наша возопила ко Господу: Господи, помоги, избави и помилуй!

Как мы слышим из Св. Писания Нового Завета, когда слепец сидел при дороге и услышал, что идет Христос, он сбросил с себя верхнюю одежду, побежал вслед и кричал: Иисус, сын Давидов, помилуй мя грешнаго. Вот так мы пытаемся возбудить свою душу, чтобы и она обратилась ко Господу. Чтобы это было не только произнесение слов нашими устами, но это был внутренний голос, внутренняя наша жажда – разрешиться от своего жестосердия. Пробудить себя от греховного сна. И вот сегодня Святая Православная Церковь чествует память одного из святых, который получил своё прозвище как «Постник». Это прп. Иаков отшельник. И как никогда кстати, стоит сегодня обратиться к его житию для того, чтобы подкрепить вот это намерение беседовать со своей душой изо дня в день взывать, чтобы она каялась Богу. Образ его жизни был весьма поразительный для каждого из нас. Потому что таких случаев в истории человечества было немного. Прп. Иаков Постник жил в 6-м веке после Рождества Христова. С юных лет он жил в пустынях в отшельничестве. По прошествии многих лет Господь за труды даровал ему дар чудодействия. Благодаря тем чудесам, которые он совершал, многие жители окрестных местностей уверовали во Христа. Приняли истинную веру христианскую и стали стекаться вокруг него. Не желая славы и известности, он удаляется в другую пустыню, где подвизается ещё около тридцати лет. Это колоссальный период в жизни человека. Тридцать лет человек живет в пустыне постом и молитвой. Жизнь эта скудная, тягчайшая, но она благословенная. Потому что внутренний порыв души человека, а именно, прп. Иакова был направлен к тому, чтобы смирить свои страсти. Чтобы не допустить себе какого - то горделивого состояния пребывания здесь. Не возомнить о том, что что - то доброе и полезное я совершил пред Богом. Но всё же мы слышим слова Св. Писания, где Господь обращается к апостолу Петру, говорит: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И потому духовная брань не ослабевает с течением времени когда человек устремляется со всеми своими силами к Богу, напротив, чем ближе тот или иной подвижник становится ко Господу, тем более сложно для него наступает время испытаний и искушений. Вот так дьявол и уготовал прп. Иакову особое искушение, преткновение, уловку или сеть, через которую он овладел его душою. Прп. Иаков исцелил одну бесноватую девицу, изгнал из неё беса. Но под действием лукавого помысла согрешил с ней. И вот, удалившись, сжигаемый совестью, он скитался из селения в город, из города в пустыню и не мог найти никакого покоя и оправдания своему поступку. Более того, придя в состояние уныния и отчаяния, он принял мысль вовсе оставить иноческую подвижническую жизнь. Но Господь, проявляя своё милосердие к каждой служащей Ему душе, проявляя Своё милосердие к каждому грешнику не желая ему погибели, желает ему спасения, заботится и о душе того человека, который долгие годы служил ему в посте и молитве. Всё же поборов этот лукавый помысел, прп. Иаков наследует некую обитель, где он пред игуменом, пред братией исповедует свой грех. И на что игумен с братией просили его остаться с ними. Дабы он укрепился и это уныние вновь к нему не возвратилось. Но он удаляется из этого места и старается вновь найти какую то пустыню, какую то келью устроить, дабы продолжать своё постническое житие. Господь посылает некоего старца ему, который также принимает расскаяние преподобнгго и просит его остаться с ним, но Иаков своей совестью ищет себе более тяжкого более изнурительного жития. Он поселяется в некой пещере, которая по своим размерам весьма небольшая, то есть такая, чтобы можно было туда пролезть. И находясь в этом месте около десяти лет, он горячо каялся Богу, в слезах оплакивал тот грех, который совершил, то падение которое он принял вследствие греховного помысла. Господь возвратил ему ту благодать, которая некогда у него была, но и не просто возвратил, а приумножил. После смерти прп. Иакова Постника эта пещера воссияла Божественным светом, и мощи его были обретены нетленными. Вот так, братья и сестры, на примере этого святого, мы с вами должны подкреплять свои духовные и телесные силы, не допускать никакого помысла унывающего или мысли отчаянной о том, что мы не можем достучаться до Бога. О том, что сердце наше до сих пор жестокое, о том, что множество грехов до сего дня совершили и всю свою душу запятнали различными пороками. Всё это приводит нам дьявол на ум для того, чтобы ещё дальше отвратить нас от Бога. Поэтому, вступая в поприще великого поста, если мы не ощущаем некоего размягчения своего сердца, не можем в полной мере прочувствовать услышанное в богослужении, увиденное в храме. Не можем на примере общения с близкими восполнить те пробелы, которые ощущаем в слышании Великого покаянного канона Андрея Критского. Слышим, услаждаемся этими словами, но на деле не можем их проявить и поступить так, как призывает нас Евангельское слово. Несмотря на всё это, будем дальше упорствовать в деле спасения своей души. В этом есть невидимая брань, о которой учит нас преподобный Никодим Светогорец. И опять таки слышим слова покаянного канона, где Христос, постившись и молясь в пустыне 40 дней и ночей напоследок взалкал и пришел в изнеможение человеческой плоти. Дьявол приступал к нему, и искушал Его весьма усердно. И славой, и богатством, и величием, и прочими грехами. И вот прп. Андрей, взирая на этот Евангельский сюжет, обращается к своей собственной душе, а вместе с этим и к нашим душам: «О душе трезвися како дьявол искушает молися и работай на всякий час Богу». Поэтому не будем давать себе послабления. Как говорит Феофан Затворник «Бедный пост» - возглашает он. Сколько на него было нападок, недовольства. Ведь зачастую бытует мнение в нашей современности, что уже нет молитвенников, постников, подвижников. Поститься мы не можем, как предписывает устав монастырский, но тем самым обманываемся потому что в виду своей немощи напрочь отлагаем спасительное действие великого поста, который готовит нас к самому главному величайшему празднику. Хватит спать, поработай Богу, на всякий час трезвись и молись – мы с вами уподобимся тем самым мудрым девам, которые вовремя приняли светильники свои и запаслись тем самым спасительным елеем, благодаря которому светильники их не угасли. Сделав это, и мы с вами будем ожидать в покаянном настрое и умиленном состоянии своего сердца, своей души той самой встречи со своим Женихом Христом, к которой каждый из нас готовится. Аминь».


Источник: благочинный Верхнемамонского церковного округа Россошанской епархии иерей Иаков Калинин



 Фоторепортаж
В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона В Свято-Митрофаньевском храме в среду первой седмицы Четыредесятницы совершили уставные богослужения и чтение Великого канона



 Последние новости раздела

В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение
В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение

Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов. 


В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник
В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник

Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.


В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО
В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО

В мероприятии приняли участие клирики благочиния.



Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.

Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
  17 апреля 2024

Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.