26 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Антипасху, в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил секретарь Россошанского Епархиального управления протоиерей Илия Безруких.
По завершении богослужения отец Илия поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы. В большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
«Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление. Он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна», - отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения. Он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» - из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». То есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги - полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…». И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это лучший путь веры.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день - Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
Пасхальное богослужение в Ильинском соборе
Духовенство Россошанского благочиния примет участие в митингах памяти
11, 12 мая в воскресной школе «Добро» Свято-Ильинского кафедрального собора дети и родители собрались, чтобы вместе праздновать Воскресение Христово.
10 мая, по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, архиерейский детский хор «Роса» принял участие в концерте, посвященном праздник...
В мероприятиях принял участие настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы слободе Шапошниковка (Ольховатского района) протоиерей Владимир Бирюков.
9 мая воспитанники воскресной школы Ильинского кафедрального собора навестили старейшую прихожанку Зинаиду Ивановну Капустину, бывшую узницу концлагеря Освенцим. В этот ж...
9 мая благочинный совместно с представителями Общественного совета при ОМВД по Россошанскому району, а также священнослужители благочиния поздравили ветеранов Великой Оте...
Возглавил традиционную пасхальную встречу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.
Открыл ярмарку митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии.
На мероприятии присутствовал благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин.
В мероприятии принял участие настоятель Покровского храма иерей Виталий Макаров.
На мероприятии присутствовал настоятель Покровского храма иерей Виталий Макаров.
Церемония открытия прошла на Старособорной площади при храме во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
В день престольного праздника храма Архипастырям сослужили секретарь Борисоглебского Епархиального управления иерей Павел Приступ, благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Никол...
Богослужения совершил настоятель храма иерей Василий Яковлев.