Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир

  14 марта 2015  |    572
Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир

─ Может, вы, Ваше Святейшество, знаете, где в наше время правду искать, у кого сегодня монополия на истину?

─ Давайте попробуем разобраться. Для меня совершенно ясно, что жить по правде ─ одно, жить по своей правде ─ другое, вершить суд над людьми, опираясь на собственную правду, третье. Многие стремятся делать это все вместе. Но не всякая человеческая правда является истиной, она не может быть абсолютной. Значит, это лишь вопрос вкуса? С чем чай пить будем ─ с сахаром или с лимоном? Каждый выбирает то, что ему нравится, что он считает верным. Если довести мысль до логического конца, придется признать, что нет понятий добра и зла, зато есть плюрализм мнений и взглядов.

─ Вы сразу подняли планку на философский уровень, а я спрашивал о земном, о том, в чем заключена правда персонально для вас.

─ Отвечу, но сначала закончу с предыдущим вопросом. Конечно же, абсолютная правда есть. Это Божий закон. Господь даровал человеку свободу и нравственное чувство, выражающееся в совести. Но распорядиться этим можно по-разному. Важно уяснить: без Бога абсолютная правда невозможна. Нет и иного понимания справедливости. В современном мире часто бездумно произносят это слово. Обижают слабого ─ несправедливо. Воруют ─ тоже. Но где это сказано? А если моя правда исключает вашу? Я сильный, поэтому могу обидеть любого и забрать, что плохо лежит. Понимаете? Отрицая абсолютную Божью правду, мы разрушаем мир.

В этом заключена глубочайшая даже не ошибка, а именно трагедия философского либерализма. Прошу не путать его с либерализмом экономическим или политическим ─ это надстроечные понятия, а философский либерализм фундаментален. Он делает акцент на свободе личности как абсолютной истине. Свобода каждого отдельного человека не должна вступать в противоречие с цивилизацией в целом.

А теперь о совсем приземленных вещах. Мы часто говорим об опасности превращения свободы в произвол. Это возможно, если нет сдерживающего фактора и отсутствует критерий истины. Когда же есть Божественная правда, с ней можно соотнести человеческую. Это дает право сказать: «Стоп! Так делать нельзя». Именно нравственный закон заставляет нас испытывать угрызения совести.

─ Не всех.

─ Да, совесть можно пропить или убедить себя, что другие поступают еще хуже. Есть много способов саморазрушения. Поэтому мы и говорим о религиозном образе жизни. От него зависит будущее цивилизации. Не более и не менее. Атеистическая картина мира нежизнеспособна, поскольку разрушает главное ─ абсолют, в том числе, нравственный. А вслед за этим прахом идет система права, людских взаимоотношений…

Если человек не способен отличить добро от зла, он духовно болен. Божественный закон ясен и понятен. Он был записан при Моисее, но и прежде люди старались жить по нему. Замечательно сказал апостол Павел: «Язычники естеством законное творят». Бог вложил нравственный закон в природу человека. Люди и на заре цивилизации, и в язычестве, и в прочих исторических эпохах не сомневались, что хорошо, а что плохо.

─ Это не освобождало от раскаяния.

─ Совсем другой разговор. О том, как Божий нравственный закон осуществляется на практике и как человек живет на земле.

─ Можно опоздать с покаянием?

─ Есть замечательная мысль, выраженная в VII веке преподобным отцом Исааком Сириным: ад — это и есть запоздалое раскаяние. Когда уже все, конец, нет выхода из ситуации, человек не верит, но знает, что его ждет. Вера предполагает очень сильную внутреннюю работу, чтобы принять определенный факт или явление, а знание этого не требует, оно актуализирует то, что является предметом веры, вы видите этот предмет, образно говоря, можете его пощупать. Так вот, ад и будет актуализацией внутренней катастрофы человека, который не прошел через раскаяние. Земная жизнь и дана, чтобы мы могли приносить покаяние. Вопрос времени… Если человек живет в системе самоконтроля, это его счастье. А некоторым подобное не дано. По разным причинам и обстоятельствам. У одних из-за воспитания и окружения, у других из-за неспособности сконцентрироваться на себе…

Но раскаяться никогда не поздно. Мы же помним, что разбойник, висевший по правую руку от Спасителя на Голгофе, в последний момент жизни принес покаяние, исповедуя свою веру, и был прощен, принят в Царствие Божие. Только очень важно, чтобы покаяние не превращалось в некий бездушный и формальный обряд. Иногда приходится с этим сталкиваться в церковной практике, когда священник ─ есть у некоторых такая привычка ─ называет пришедшим на исповедь грехи по перечню. Это связано еще и с тем, что многие люди не умеют каяться. Вот им и зачитывают весь список. В результате благочестивейшие люди, особенно пожилые старушки, нередко говорят: грешна… грешна… грешна… В том числе, после упоминания о таких грехах, о существовании которых прежде не подозревали и в страшном сне не могли совершить.

─ Профилактически.

─ Даже не так. Нужно покаяться, вот и каются. Ритуал. Хотя, в действительности, покаяние ─ большая и сложная внутренняя работа, самоанализ, беспристрастная самооценка наедине с собственной совестью. Когда же человек приходит на исповедь, он лишь завершает эту работу, держит ответ перед Богом. И это очень важно для сохранения связи с Господом. Грех ─ единственная преграда, способная помешать такой нашей связи. Ни рациональные сомнения, ни что-либо иное, а именно грех. Если он не раскаян, то превращается в настоящую железобетонную стену, через которую благодать не проходит. В ответ же на наше покаяние действием Божественной благодати мы исцеляемся, получаем прощение грехов.

Знаете, с чем я сравниваю раскаяние? Человек, утративший эту способность, похож на пианиста, лишившегося музыкального слуха. В принципе, можно попробовать исполнить произведение по нотам, но это будет ужасная игра. Покаяние ─ постоянная самонастройка, возможность критически оценивать поступки и не допускать ошибок. Если человек перестает раскаиваться, в нем нет и самосовершенствования, развития. Фигурально выражаясь, он теряет слух, начинает путаться в звуках, шорохах, шумах, громких словах и литаврах, которые иногда разрушительно сопровождают нашу жизнь.

В религиозной традиции покаяние связано с совершенно конкретными действиями. В христианстве ─ это таинство исповеди, которое помогает человеку развивать в себе покаянное чувство, а значит, держать руку на пульсе, контролировать свое духовное состояние.

По материалам www.tass.ru



Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Лозовом отметили престольный праздник
В Лозовом отметили престольный праздник
  14 октября 2021

Божественную литургию в сослужении настоятеля храма протоиерея Владимира Ляхова совершил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин. Затем был совершен праздничный водосвятный ...

"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"
"Как помочь людям, страдающим алкоголизмом?" - Программа "О главном. Слово Архипастыря"
  14 октября 2021

Новый выпуск программы-интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием, временно управляющим Россошанской епархией, Главой Воронежской митрополии.

Сотрудниками благотворительного фонда "Фонд Святителя Митрофания" проведено просветительское мероприятие в Павловске
Сотрудниками благотворительного фонда "Фонд Святителя Митрофания" проведено просветительское мероприятие в Павловске
  14 октября 2021

Мероприятие прошло в ДК «Современник» г. Павловска. В мероприятии принимали участие представители государственных, церковных и общественных структур Павловского и Верхнемамонского районов.

Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника
Торжественное архиерейское богослужение совершено в Покровском соборе г. Воронежа в день престольного праздника
  14 октября 2021

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и обратился к пастве с проповедью.

Под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Сергия состоялось очередное заседание Епархиального совета Воронежской епархии
Под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Сергия состоялось очередное заседание Епархиального совета Воронежской епархии
  11 октября 2021

Работа проходила в зале собраний Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа.

Паломническим отделом епархии организована паломническая поездка Муром-Дивеево-Санаксары
Паломническим отделом епархии организована паломническая поездка Муром-Дивеево-Санаксары
  10 октября 2021

За два паломниками успели посетить три места. Эти места богаты историей и освящены подвигами известных святых.

В Богучарском благочинии завершилась ежегодная благотворительная акция «Белый цветок»
В Богучарском благочинии завершилась ежегодная благотворительная акция «Белый цветок»
  10 октября 2021

Во время проведения акции удалось собрать 272 919 рублей. Все активные участники акции отмечены благодарственными письмами и грамотами, в которых выражаются слова благодарности.

Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе
Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе
  10 октября 2021

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и совершил диаконскую хиротонию.