«Жестокие «глаголы» Алексея Прасолова
И знать хочу у праведной черты,
Где равновесье держит бытие,
Что я средь вас – лишь памятник беды,
А не предвестник сумрачный её.
Среди юбилеев 2020 года есть одна круглая дата, которая важна для каждого, кто дорожит русской литературой, ценит поэтическое слово. 13-го октября исполняется 90 лет со дня рождения нашего земляка – русского поэта середины 20-го века – Алексея Тимофеевича Прасолова. В его творчестве, по мнению критиков, продолжились традиций русской философской поэзии, представленной такими именами, как Н. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Блок, Н. Заболоцкий. Сегодня наследие Прасолова изучается, издаются не только его произведения, но и дневники, письма. Трудная судьба поэта до сих пор продолжает волновать не только тех людей, которые знали его лично, но и всех почитателей его таланта.
Интерес к творчеству того или иного автора возникает по разным причинам, при различных обстоятельствах. Для нас, советских школьников и студентов, надежным ориентиром в море книг служили уроки литературы, благодаря которым мы читали классику, открывали для себя тайны русского слова. С Прасоловым случилось все иначе: моё знакомство с его стихами состоялось в середине 80-х годов прошлого века не «благодаря», а «вопреки». Впервые это произошло, как ни странно, прямо на центральной улице Воронежа, когда один из знакомых (тогда студент отделения журналистики, а ныне довольно известный московский поэт) по дороге из университета на ходу выдал наизусть:
Я умру на рассвете,
В предназначенный час.
Что ж, одним на планете
Станет меньше средь нас.
Стихотворение потрясло! Такое невозможно было услышать на уроках. Возникла масса вопросов. Кто автор? Почему его герой так проникновенно, так красиво говорит… о своей кончине? Что же это за «окруженье», выход из которого только один -- смерть? Очень захотелось найти ответ, прежде всего, в творчестве поэта, в критической литературе, а также в материалах о его жизни. Оказалось, что услышанное стихотворение является не лучшим произведением Прасолова, но крик души «Будьте вы совершенней жизни той, что кляну!», прозвучавший в нем, встряхнул, заставил в ту пору о многом задуматься.
Чуткое сердце поэта стремится охватить жизнь во всей ее полноте и противоречивости. В стихах и прозе Прасолова нашли отражение самые разнообразные темы: родина, природа, любовь, память. Но одно направление творчества следует выделить особо. Война…
В автобиографии Алексея Тимофеевича, написанной им в 1966 году, два раза упоминается слово «война»: «В 1937 году поступил в Морозовскую неполную среднюю школу, которую смог окончить только в 1946 году (помешала война)». И далее: «Отец мой, Тимофей Григорьевич Прасолов, служил кадровым офицером и погиб в первый месяц войны». Вот так, казалось бы, формально, Прасолов указал на два факта из своей жизни, связанные с Великой Отечественной войной. Однако сегодня уже не вызывает сомнений утверждение, что именно война сыграла решающую роль в формировании того трагического мироощущения, которое во многом определило жизненный и творческий путь нашего земляка. Война стала той «корявой рукой судьбы», расколовшей мир пополам в душе будущего поэта.
Сегодня в нашей стране поколение Прасолова относится к особой категории граждан, названной просто – дети войны. Воспоминания этих людей о пережитых страданиях рисуют картину той вселенской беды и, несомненно, являются самым суровым, самым безжалостным приговором фашизму.
Когда началась война, Алеше Прасолову было неполных 11 лет. Он не оставил большого количества документальных свидетельств о своем опаленном детстве, однако все, что отпечаталось в памяти подростка, пережившего оккупацию, все, что прошло через душу, Алексей воспроизвел в своём творчестве.
Уже в первых, далеко не зрелых, с точки зрения высокой поэзии, стихах упоминаются последствия военного времени. Девятнадцатилетний юноша, учащийся Россошанского педучилища, в лучших традициях советского времени воспевает родную страну, с ее полями и садами, соловьиными трелями и гудением пчел, гулом тракторов и пыхтеньем насосов. Жизнеутверждающим пафосом наполнены строки:
Больше горю с желтыми ветрами
В этот край дороги не найти.
Тропы бедствий заросли хлебами,
Дав просторы светлому пути.
Да, земля сможет со временем залечить нанесенные сражениями раны, а вот в душе человека, пережившего войну, «горе» и «беда» останутся до конца его дней. Образ «беды» пройдёт через все этапы творческого пути Прасолова, воплотится в конкретных датах, событиях, переживаниях.
Одно из знаковых стихотворений о войне сопровождается эпиграфом: «4.00. 22 июня 1941»:
Когда созреет срок беды всесветной,
Как он трагичен, тот рубежный час,
Который светит радостью последней,
Слепя собой неискушенных нас.
Жизнь практически каждой семьи в нашей стране «тот рубежный час» разделил на «до» и «после», но даже не это волнует автора – он считает своим долгом предупредить человечество о новых потрясениях, которые могут подвести землю к краю бездны:
И весь он – крик, для душ не бесполезный,
И весь очерчен кровью и огнем,
Чтоб перед новой гибельною бездной
Мы искушенно помнили о нем.
Знакомясь с произведениями Алексея Тимофеевича Прасолова, мы чувствуем самые тонкие движения души его лирического героя. Поэта хочется перечитывать снова и снова, чтобы каждый раз испытать восторг, потрясение, удивление, чтобы восхититься мощью языка, глубиной мысли.
Одно из самых пронзительных стихотворений Алексея Прасолова – «Память». Это монолог, обращенный к отцу. Алеше был год, когда отец ушел на действительную службу, а по окончании не вернулся домой, т.е. оставил семью. Мальчик рос без отца. В сердце ребенка затаилась обида на самого близкого человека за «нечаянно смятое детство». Отец погиб. И теперь, спустя годы, сын стоит у обелиска, и нет уже обиды, есть только горечь потери. Война и смерть для отца стали оправданием за то, что когда-то он оставил сына:
Память!
Будто с холста, где портрет незабвенный,
Любя,
Стерли едкую пыль долгожданные руки.
Это было, отец, потерял я когда-то тебя,
А теперь вот нашел – и не будет разлуки.
Так пересеклись в судьбе Алексея Прасолова две трагедии – война и гибель отца. Трудно даже представить, что происходило в душе мальчика в те годы, но мы понимаем, что испытания, выпавшие на его долю, сделали будущего писателя, с одной стороны, думающим, мудрым человеком, с другой – ранимым, внутренне неустроенным, зачастую болезненно воспринимающим мир: «Давно я болен, но не темой. Я болен тем, что я живу».
В письме к Инне Ростовцевой, известному литературоведу и другу, поэт вспоминает: «… в моем минувшем – 12-летний мальчик (он говорит самом себе) среди страшно обмороженных итальянцев 1942 года, мальчик, дышащий в хате смрадным запахом обмороженного южного тела, мальчик, стоящий у дороги, по которой трое русских солдат сопровождают полуторатысячную колонну изможденных, падающих на снег когда-то великих римлян». Картины военного времени, которые оживают в памяти поэта, он сумел запечатлеть в своих произведениях. Одно из таких стихотворений -- «Еще метет во мне метель…». В нем поэт создает образ врага, но не жестокого, коварного захватчика, а мертвого, сполна расплатившегося за вторжение:
Свозили немцев поутру.
Лежачий строй – как на смотру,
И чтобы каждый видеть мог,
Как много пройдено земель,
Сверкают гвозди их сапог,
Упертых в белую метель.
При виде этой картины странное чувство возникает в душе героя: в нем нет ненависти, злости по отношению к тем, кто ступил на его землю, чтобы убивать и разрушать:
Какую боль, какую месть
Ты нес в себе в те дни!
Но здесь
Задумался о чем-то ты
В суровой гордости своей,
Как будто мало было ей
Одной победной правоты.
«Это уже не чувства мальчика, обожженного войной, это – мысль его повзрослевшей души. Она знает не только праведную правоту победителя, но и ту притихшую минуту памяти, когда приоткрывшаяся страшная цена жертв войны – с той и другой стороны -- заставляет задуматься о чем-то большем и важном,» -- так комментирует стихотворение «Еще метёт во мне метель…» Инна Ростовцева. Она, наряду со многими писателями, литературоведами, считает его одним из лучших произведений о войне в литературе 20-го века.
В творчестве нашего земляка события 1941 – 1945-го года представлены не страшными картинами сражений, не сценами героической борьбы советских солдат. Прасолов ничего не придумывает, он пытается осмыслить только то, что видел, что чувствовал ребенок, перед которым разворачивались драматические события Великой Отечественной войны – самой разрушительной в истории человечества, величайшей катастрофы 20-го века.
Шаповалова Галина Константиновна,
педагог Воскресной школы
Ильинского кафедрального собора г. Россоши