Публикаци

Русский ХХ век в свете церковных разделений и проповедь свт. Серафима (Соболева)

ИЗ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ АРХИЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО И ЗАДОНСКОГО АНТОНИЯ

Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950)

Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) прославлен в лике святых на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года

Мысли архиепископа Серафима (Соболева), записанные духовными чадами

Подворьем Русской Православной Церкви в Софии снят фильм об архиепископе Богучарском Серафиме (Соболеве)

Свидетельства о чудесах при молитвенном призывании архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), совершившихся после его кончины

«Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева)»

Пастырское служение архиепископа Серафима (Соболева) в Болгарии

Пастырь добрый

ИЗ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ АРХИЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО И ЗАДОНСКОГО АНТОНИЯ

Опубликовано 30 Апреля 2017
Благоговея к памяти Святителя Тихона Задонского, преосвященный Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, с особым вниманием относился и к тем, в ком видел прямых наследников чтимого им угодника Божия «в дyxe и истине». Как замечает архимандрит Геронтий: «Этот иерарх Церкви Христовой сам на себе имел помазание духа Христова и проникнут был христианским благочестием; а потому, о том же духе умел познавать и в других - духа истины и духа заблуждения» (1 Ин. 4, 6).

К советам архиерея-подвижника в сложных духовных обстоятельствах, неизбежно возникающих в жизни каждого, идущего «путем узким», не раз обращался Георгий, Затворник Задонский, питавший к владыке искреннюю любовь и глубочайшее уважение. «В душе и в сердце моем всегда Вас ношу», - писал он архиепископу Антонию на Пасху 1830 года.

Особенно сильное впечатление на Задонского Затворника Георгия производили посещения архиепископом Антонием Задонского монастыря в день памяти Святителя Тихона. Вот как писал он об этом в своем письме: «Только что окончит архипастырь в церкви Богоматери свое служение, шествует на гроб Святителя Тихона и, по совершении вечной памяти, идет к нищей братии Христовой и, благословивши торжественно трапезу, начинает благословлять господ, всякого достоинства, преклоняющих главы свои под его благословение, и каждого оделяет от уготованного стола во имя Христово, частичкою хлеба. Ежели бы в это время были вы здесь и видели сие святое благословенное зрелище, восхитилась бы душа ваша на небо, к Самому Творцу, благодатью покрывающему всю землю. Посмотрите со вниманием хотя мыслию, - я вам покажу два предмета: архипастыря и народ. Архипастырь стоит при нищей братии; народ толпится и окружает его со всех сторон; и, как одно семейство в доме, подходят, каждый в свою очередь, как дети, и приемлют из рук благословенную пищу. Наконец, собрание богатых отступает, приветствуются нищие и садятся за трапезу Христову. Видите, что делается под небом и в нынешнее время: самым делом прославляется Христос в лице нищей братии, и благословляет благодетелей своих: взалкахся бо, и даете Ми ясти, возжаждахся и напоисте Мя».

Известен также текст последнего поздравительного письма, направленного архиепископу Антонию Георгием, Затворником Задонским незадолго до его блаженной своей кончины.

«Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Воронежскому.

Высоко Преосвященнейший Владыко! Десять раз солнце круг свой совершило со времени вступления Вашего на Воронежскую Епархию, и десять лет минуло как вчерашний день, - как минутный сон. - Дел же и слов свидетель один Бог. Вашему Высокопреосвященству уже обычно прилагать труды к трудам и сносить, при помощи Божией, покудова угодно всеисполняющему Провидению, - в нем же и вечный покой.

После всех приносимых и оконченных поздравлений с праздниками Рождества Христова, Нового года и Святого Богоявления Господня, последнее уже поздравление Вашему Высокопреосвященству приносит последний и непотребный раб, прося святых молитв и благословения, повергающийся в любовь Владыки, достойный осуждения и вечной муки, грешный.

Георгий, енваря 8-го дня 1836 года».

Архиепископ Антоний II, бывая в Задонске, всегда стремился встретиться с Антонием Алексеевичем, Христа ради юродивым, о котором не раз отзывался как о человеке Божием. Владыка Антоний внимательно выслушивал от Антония Алексеевича то, что стороннему, чисто мирскому человеку могло показаться странным и вздорным, ибо общение между ними было не в словах, но в духе.

В последний визит Преосвященного в Задонск, который состоялся в августе 1846 года, перед самым его выездом, Антоний Алексеевич явился к нему в гостиную и, выбросив из полы к ногам архиерея собранные им в саду попортившиеся яблоки, обратился назад и запел: «Вечная память! Вечная память!»

Сильно был тронут этим Преосвященный Антоний и тут же сказал предстоящим, что уже не бывать ему более в Задонске, что Антоний Алексеевич предсказал этим скорую его кончину, которая, действительно, и постигла его 20 декабря того же года. Рассказывая о житии задонской странноприимницы и благотворительницы старицы Матроны Наумовны Поповой, архимандрит Геронтий сообщает: «Архиепископ Антоний II, муж великих дарований, уважая в этой рабе Божией подвижницу евангельской добродетели, не лишал ее святительского посещения и архипастырских наставлений. Бывало, Преосвященный прикажет собраться в келью старицы всем девицам, жившим в странноприимном доме и, благословляя каждую, скажет: «Трудитесь, дети, на пользу ближним, Бог не оставит вас... Подражайте во всем своей старице и уважайте ее»...

А когда Матрона Наумовна, по ревностной любви к благочестию, решила принять тайное пострижение, то Преосвященный Антоний, узнав об этом, лично благословил настоятеля Задонской обители, архимандрита Илария совершить этот чин в келье старицы. Причем, в знак особого духовного расположения к подвижнической жизни Матроны владыка Антоний прислал из Воронежа для будущей монахини свою собственную мантию, в которой постригался в монашество в Киево-Печерской Лавре. И вот в день преподобной Марии Египетской, 1 апреля 1844 года, архимандрит Иларий совершил постриг старицы Матроны. В монашестве наименована она была Марией. «Лицо маститой старицы, при этом трогательном событии, оросилось обильными слезами умиления, и теплая молитва от сердца изливалась к Богу».

Не раз архиепископ Антоний оказывался надежным помощником старицы Матроны в делах благотворения. Сохранился рассказ об участии святителя в устроении судьбы одной осиротившей семьи священника. Вот что пишет об этом отец Геронтий: «Пользуясь расположением к себе Высокопреосвещеннейшего Антония II, Матрона Наумовна решилась однажды лично просить добрейшего владыку оказать милость одному осиротевшему семейству Ломовецкого священника, после смерти которого на руках убитой скорбью матери осталось пять не пристроенных молодых дочерей.

«С материальной-то стороны я помогу сиротам, - говорила Матрона Наумовна, - только ты, владыко святый, дай им хорошего жениха и приличное место». И благодаря теплому участию сердобольной старицы, означенные сироты все были прилично пристроены».

И другая старица из Задонска - Евфимия Григорьевна Попова окормляема была в своем служении Богу и людям мудрыми советами и поддержкой Преосвященного Антония, которому с первой их встречи открыто было, что Евфимия из числа «сынов света» (Лк. 16, 8). Об этой встрече старицы с архиереем Воронежским сообщается следующее: «Евфимия поражала своею прозорливостью. Отправившись путешествовать по святым местам, Евфимия побывала у архиепископа Воронежского Антония II и говорила ему о его немощах».

Бывал владыка Антоний и в уединенной келье иеросхимонаха Задонского Богородицкого монастыря Нафанаила. Известно, что беседы архиерея с удалившимся в затвор подвижником «были долгими».


«Задонский паломник»

Материал связан с:  Антоний (Смирницкий), Воронежский и Задонский архиеп.

Возврат к списку