Публикаци

Русский ХХ век в свете церковных разделений и проповедь свт. Серафима (Соболева)

ИЗ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ АРХИЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО И ЗАДОНСКОГО АНТОНИЯ

Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950)

Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) прославлен в лике святых на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года

Мысли архиепископа Серафима (Соболева), записанные духовными чадами

Подворьем Русской Православной Церкви в Софии снят фильм об архиепископе Богучарском Серафиме (Соболеве)

Свидетельства о чудесах при молитвенном призывании архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), совершившихся после его кончины

«Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева)»

Пастырское служение архиепископа Серафима (Соболева) в Болгарии

Пастырь добрый

Пастырь добрый

Опубликовано 14 Декабря 2015
Пастырь добрый

Материалы для подготовки к канонизации последнего дореволюционного ректора Воронежской духовной семинарии архиепископа Серафима (Соболева).

На протяжении многих лет обсуждается вопрос об общецерковном прославлении замечательного подвижника благочестия архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), имя которого в 2008 году (уже после восстановления канонического общения с РПЦЗ) было включено в официальный «Троицкий православный церковный календарь» Русской Православной Церкви Заграницей.

Жизнь и служение Владыки Серафима неразрывно связаны с Воронежем, он всегда ощущал свою духовную связь с Воронежской землей. Не случайно по его просьбе в соответствии с Указом Патриарха Тихона 1921 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 31 декабря 1929 года титул епископа Серафима был изменен с «Лубенский» на «Богучарский», который Владыка сохранил до своей блаженной кончины.

Особое отношение к архимандриту Серафиму было у священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского, который в письме Патриарху Тихону рекомендовал его к рукоположению во епископа: «Ректора семинарии архимандрита Серафима нельзя ли назначить викарным епископом куда-либо?» (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.43. Л.19). Патриарх благословил хиротонию архимандрита Серафима во второго викария Воронежской епархии. Однако данная хиротония тогда так и не состоялась.

12 ноября 1917 года в Воронеже установилась власть большевиков. Начались первые репрессии против духовенства и мирян. Не пощадили новые власти и Воронежскую духовную семинарию, которая за годы ректорства (1912-1918) архимандрита Серафима (Соболева) стала одной из лучших в России, что высоко оценил член Учебного комитата при Святейшем Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит Крутицкий и Патриарший Местоблюститель). В марте 1918 года почти все здание семинарии было занято красноармейцами, а ректор вынужден был уехать «в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет» (Вестник церковного единения. 1918. N 22. 18 (31) март). В июле 1918 года стало известно, что все помещения семинарии реквизируются и в них будут размещены различные правительственные организации. Возвратившийся в Воронеж архимандрит Серафим вместе с прихожанами Иоанно-Богословского семинарского храма подал жалобу в губисполком против выселения.

В октябре 1919 года архимандрит Серафим покинул Воронеж с последним поездом, отъезжавшим на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, и прибыл в Екатеринодар (ныне Краснодар). На решение владыки Серафима покинуть Россию повлияло посещение им старца Аарона, который по воспоминаниям его духовных чад, ему ответил: «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец отцу Серафиму. – «Как же мне понимать ваши слова», – спросил отец Серафим. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца (Бойкикева А. Заслуги архиепископа Серафима (Соболева)… // Русский Свято-Николаевский храм в Софии. – София: Любомъдрие, 1995. – С. 52).

В декабре 1919 года архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров) уведомляет Святейшего Патриарха и Священный Синод в том, что Воронеж покинули некоторые священники, вместе с отступающими казаками. Канонические прещения на отбывших из Воронежа священников не были наложены, о чем можно судить из постановлений Священного Синода от 9 февраля 1920 года N 340, наделившего правами временных членов Воронежского епархиального совета трех священнослужителей до возвращения отбывших с казаками постоянных членов совета. В случае их запрещения вопрос об ожидании их возвращения не был бы поставлен.

После отъезда архимандрита Серафима из Воронежа 14 октября 1920 года по благословению Патриарха Тихона в Симферополе над ним была совершена архиерейская хиротония во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В октябре 1921 года титул викарного епископа Серафима (Соболева) был изменен святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России, на «Богучарский» (Богучар – уездный город в Воронежской губернии). Начиная с 1920 года, архиепископ Серафим стал управляющим Православных Русских Церквей в Болгарии – в начале в подчинении митрополита Евлогия (Георгиевского), а затем в юрисдикции РПЦЗ.

Реакцией на Декларацию митрополита Сергия стал отказ Архиерейского Собора РПЦЗ 1927 года от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. 22 июня 1934 году был издан указ Временного Патриаршего Синода N 50 «О Карловацкой группе», в соответствии с которым восемь архиереев РПЦЗ были запрещены в священнослужении, прочих епископов и клириков, «упорствующих в расколе», было решено отстранить от всех церковных должностей до раскаяния или церковного суда. Важно отметить, что преосвященный Серафим не был исключением, хотя не был запрещен в священнослужении, но подпал под отстранение от должности до раскаяния или церковного суда, в соответствии с данным указом митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода. На этот факт сам архиепископ Серафим ссылался при переписке, предшествовавшей его воссоединению с Московской Патриархией.

Архиепископ Серафим никогда не являлся активным противником Московской Патриархии и не разделял крайностей Русской Зарубежной Церкви, о чем есть свидетельства митрополита Врачанского Паисия.

В противном случае он не избежал бы персонального прещения от митрополита Сергия, Патриаршего Местоблюстителя. Необходимо отметить, что Владыка не считал себя отделенным от Церкви в Отечестве. Его лояльное отношение к архиереям и священнослужителям, находившимся в Советском Союзе, подтверждает и тот факт, что он состоял в переписке с архиереями Московского Патриархата – митрополитами Еливферием (Богоявленским) и Вениамином (Федченковым). Эта живая дружеская переписка и объективная позиция Владыки стали одним из связующих звеньев между епископатом и духовенством Русской эмиграции и Московской Патриархии.

Архиепископ Серафим не благословлял русских эмигрантов на борьбу против России во время Великой Отечественной войны и на молитву о поражении Советской России. «Во время войны Владыка Серафим не благословлял идти протии России, говоря, что воевать против своей Родины грех. Позицией Владыки были очень недовольны белые эмигранты, но пойти против него они не могли» (Устное свидетельство П.И. Петкова // Цит. по: Кострюков А.А. Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология. – М.: «ФИВ», 2011. – С. 177). С полной определенностью можно утверждать, что архиепископ Серафим не принимал участия в Венском совещании Русской Зарубежной Церкви 1943 года, которым фактически руководили немецкие власти, и не подписывал никаких документов и резолюций о неканоничности избрания Патриарха Сергия. Косвенным подтверждением отказа от сотрудничества с фашистскими властями является и тот факт, что архиепископ Серафим был принят в общение Русской Православной Церковью уже в 1945 году. Сложно себе представить принятие в клир Московского Патриархата архипастыря, на котором была бы хотя бы тень возможного сотрудничества с нацистами. А когда в июне 1946 года был опубликован Указ о том, что бывшие подданные Российской империи могут принять советское гражданство, одним из первых получивших советский паспорт в Болгарии был архиепископ Серафим (Соболев).

Архиепископ Серафим (Соболев) преставился 26 февраля 1950 года и был погребен в крипте Свято-Никольского храма в Софии.

Еще при жизни Владыка пользовался глубоким народным почитанием, которое не прекращалось и после его кончины.

Посещая Болгарию, митрополит Сергий, Правящий архиерей Воронежской епархии, ныне – глава Воронежской митрополии, неизменно бывает на месте погребения архиепископа Серафима, совершая там заупокойные богослужения. Владыка Сергий свидетельствует, что всякий раз встречает там множество верующих людей самого разного возраста, которые рассказывают о чудесах и исцелениях по их молитвам к русскому архипастырю.

Владыка Серафим – глубоко почитаемый подвижник благочестия в Воронежской митрополии, о его молитвенном предстательстве имеются свидетельства многих клириков и мирян. Особым почитанием архиепископ Серафим пользуется среди преподавателей и учащихся Воронежской православной духовной семинарии, его духовное наследие востребовано и сегодня. Духовенство, монашество и многочисленная Воронежская паства с надеждой ожидает скорейшего прославления архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в лике общецерковных святых Русской Православной Церкви.

Комиссия по канонизации святых Воронежской митрополии продолжает сбор сведений о случаях благодатной помощи и исцелений по молитвам архиепископа Серафима. Письма можно посылать на адрес электронной почты: vob-pressa@yandex.ru


Материал связан с:  Серафим (Соболев), Богучарский археп., свт.: †1950

Возврат к списку