«Незнание закона Божия не освобождает нас от ответственности…» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Незнание закона Божия не освобождает нас от ответственности…»

  30 марта 2017  |    3378
«Незнание закона Божия не освобождает нас от ответственности…»

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я приветствую всех вас сегодня, в Покровском храме города Павловска.

Господь милосердный и человеколюбивый дал нам великое счастье быть православными христианами по рождению нашему, потому что некогда наши предки избрали путь христианской жизни в православном исповедании и тем самым приобрели огромное, неисчислимое и ничем не оценимое сокровище. Сокровище, которое невозможно обозначить какими-то человеческими мерками. Это то, что мы узнали Христа, что мы знаем, что Христос Спаситель искупил род человеческий и даровал нам спасительную благодать, возрождающую и обновляющую человека.

В Церкви Божией очень премудро устроена жизнь. Человек, который находится в пространстве земного бытия, всевозможных попечений, нужд, забот, переживаний, скорбей, грехов, подвергается движению этого мирского устройства, пропитанного грехом, потому что человеческий род от начала своего творения соединился с дьяволом, стал противником Богу, ввёл и воскресил в жизни грех. Введя  в жизнь грех, человек нарушил то устройство миробытия, которое Господь задумал и осуществил в творении мира. Теперь в самом человеке, носителе образа и подобия Божия, это подобие совсем угасает, а образ Божий побеждается, и в нём рождается новая природа – природа греха. Человеку кажется, что закон Божий, заповеди Божии являются тяжелейшими предписаниями, и он не может их совершить, а грех говорит ему, что с ним путь достаточно лёгкий. Никогда ни дьявол, ни наш греховный помысел не откроет конечный итог того, что за ним, за сладостью и за мнимой лёгкостью греха состоит. Дьявол внушает человеческому роду, что ада нет. Сам он никому никогда не говорит, что союз с ним – это наследие ада, но обещает всегда сладкое и счастливое ощущение себя  в жизни. Человек, влекомый дьяволом, поддаётся на эти ощущения. Когда же он вдруг становится на путь исправления, вспоминает о том, что он – творение Божие, то такому человеку очень тяжело освобождаться от того плена греха, в котором он привык находиться. Ему кажется, что подвижническая жизнь становится трудной и недостижимой. Простые вещи, которые должен исполнять человек, считающий себя христианином, это исполнение заповедей Божиих, которые мы узнаём из чтения Священного Писания, из истории жизни человеческой в Ветхом Завете, истории проповеди Христа Спасителя, апостольских учений и посланий, которые открываются в Новом Завете, из примеров житий святых, которые потрудились в Новом Завете и явили нам глубину смирения и любви к Богу. Если бы мы по-настоящему любили Бога, то никогда не становились бы на путь греха. Но любовь Божия в нас заглушается земными устремлениями, и мы, рабы греха, вроде и понимаем, что нам не нужна такая жизнь, нам нужна жизнь иная, в которой мы будем испытывать счастье, радость, благословение Божие, утешение, но испуг и страх борют нас, и лень нас одолевает. Так мы и не можем стать на тот путь исправления, тот путь бытия, который был бы путём Божиим.

Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами не думали, что став подвижниками-христианами, будем нести какие-то трудности, сложности. Искушения будут, и преодолевать их надо. Самые главные искушения – это наша леность, нежелание и незнание, неведение закона Божия и призывов Господних. Встав на путь исправления, нужно в первую очередь очистить своё сердце, чтобы услышать голос Божий. Сердце очищается общением с Богом, в молитве, посте, воздержании, в добрых делах, которые мы можем творить: быть незлобивыми, уступчивыми, немногословными, быть людьми, которые откликаются на нужду и помогают страждущим, незлословимыми, не старающимися показать свою значимость остротой своего языка, который есть малый орган, но вредит всему человеческому существу: и уму, и сердцу, и телу, и самой жизни человека. Он может довести человека до погибели, если человек не обуздывает свой его и не указывает ему место. Значение языка и применение его – это беседа с Богом, утешение, а не злословие, не осуждение, не попытка вывести себя к самомнению, самообольщению и самопревозношению. Мы должны пользоваться средством поста, чтобы обуздать нашу плоть, чувства, чтобы они смирились перед нуждой, которая есть голод по Богу. Если мы этот голод ощутим в своей жизни, то нам легче будет начать стремление к Божьему пути, к тому, чтобы сделаться спасающимися.

Незнание заповедей Божиих, закона Божия не освобождает нас от ответственности. Если мы, прожив жизнь, ни разу не открыли Евангелие, не постарались изучить жизни святых, святоотеческих наставлений, раскрывающих нам смысл и значение Евангелия, то мы приобрели себе осуждение. Но ещё большее осуждение приобретём, если не наставим на путь познания своих детей и внуков. Сами живём во мраке и темноте и не хотим вывести оттуда  молодое поколение, которому дана свобода. Эту свободу мы превращаем во вседозволенность, именно мы, старшее поколение, не останавливаем их на пути греха, не учим, что такое правда Божия, где нужно проявить стыдливость или настойчивость. Если это всё упустим, то и себя погубим, и последующие поколения наших русских людей, которые восприняли православие как лествицу и средство, возводящее нас от земли на Небо, которое помогает нам открывать Бога в нашей жизни, обретать счастье и радость бытия.

Вчера Церковь воспевала покаянный канон преподобного Андрея Критского как последний призыв к человечеству, которое ещё не начало трудиться над своим исправлением, чтобы мы, взирая на подвиг наигрешнейшей из жён, как она себя называла, преподобной Марии Египетской видели, что нет глубины греха, которая не имела бы глубину милосердия Божия. Если только человек обратится к Богу, он обретёт и милосердие, и исцеление, и исправление, и помощь, и силу бороться  с грехом и жить в правде заповедей Божиих.

То малое время поста, которое у нас осталось, мы должны провести в святости и добродетельной жизни, молитве, воздержании, чтении, научении своих ближних в побуждении их к тому, чтобы и они стали на этот путь познания Бога – путь воздержания и стремления ко Христу, чтобы войдя в Страстную седмицу, поклониться Божественным Его страстям, сораспяться с Ним, погребсти своего ветхого человека, чтобы воскреснуть в обновлённом Адаме, во Христе Иисусе, Господе нашем, для жизни вечной, наследия обетования благ от Господа и Спасителя нашего. Милости Божией и крепости сил всем. Храни вас Бог.

Произнесено в Покровском храме г. Павловска,

30 марта 2017 года.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
  28 марта 2024

28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...

В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
  27 марта 2024

По окончании богослужения состоялось собрание духовенства благочиния, на котором были рассмотрены итоги епархиального совета Россошанской епархии, прошедшего 26 марта, а также ряд текущих вопросов бла...

В благочинии прошло соборное богослужение
В благочинии прошло соборное богослужение
  27 марта 2024

Соборное богослужение прошло 27 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхний Карабут.

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
  27 марта 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...

В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
  26 марта 2024

В работе секции «Взаимодействие с семьей как одно из необходимых условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» приняла участие и поделилась своим опытом работы с род...

Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
  26 марта 2024

26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...

Состоялось заседание Епархиального совета
Состоялось заседание Епархиального совета
  26 марта 2024

26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.

В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
  25 марта 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма великомученика Георгия Победоносца села Манино иерей Рустик Богданов.