Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогая матушка игуменья, насельники святой обители, паломники, приезжающие сюда, чтобы почерпнуть силы и благодать для совершения своего христианского пути, я приветствую с праздником Успения Божией Матери и с праздником Нерукотворного образа Христа Спасителя!
В народе этот день называют Ореховым Спасом. Наверное, потому, что к этому времени созревают орехи. Плоды, которые даёт земля, питающие человека – это дар Божий, который свидетельствует о милости Божией среди людей. Мы с вами везде и всегда ожидаем получать такую милость Божию. Но, получая её для подкрепления своих сил, мы молимся перед этим, прося Господа дать то или иное, посетить нас каким-то образом. То есть мы определяем Богу границы Его милости, которую Он может совершить в нашей жизни. Но добрее и лучше было бы для человека, если бы он доверялся промыслу Божию и на волю Божью полагал бы то обилие милости, которую мог бы явить человеку, молящемуся Ему. И Господь не минуя, не откладывая сделал бы всё необходимое человеку для того, чтобы он созидал свою душу для спасения в вечности. Но, Господь хочет для человека благого во всём: и то, что человек живёт на земле, то бытие, которое Господь создал для него, в которое призвал человека - это тоже забота промысла Божия о нашем с вами благополучии, о нашем счастье и радости, которое мы можем испытывать, проходя свой путь земного бытия.
Часто мы скорбим от того, что находимся в одиночестве. Мы начинаем искать способы разрешения такого своего состояния, забывая о том, что Бог рядом с нами и Христос Спаситель - Тот, Кто откликается по первому нашему обращению к Нему. Но нам мало этого. Мы хотим это ощутить каким-то вещественным образом. Мы ищем каких-то телесных ощущений, которые могут в результате привести к разочарованию, потому что мы склонны идеализировать человеческое восприятие всех ожиданий, которые таятся в нашем сердце. Разочаровавшись, мы впадаем в различные грехи: уныния, ропота, начинаем скорбеть. И опять забываем, что помощником нам в этом состоянии может быть Бог. Только прийти к Нему нужно не с прошением, а с покаянием о том, что мы от Него отказались.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что многие праведники желают видеть то, что видели апостолы и что видели книжники и фарисеи, князи иудейского народа. Это ожидание не было посрамлено, потому что войдя в вечность, а потом, после Воскресения Христова воочию встретившись со Христом, эти праведники получили ожидаемое. Сейчас мы, христиане, которые знаем об этом, знаем, что написано в Евангелии, что Господь не посрамляет ожидания человека, и даже находясь в аду, человек может встретить Бога, который выведет его в иную жизнь, жизнь, которая приуготовляется для того, чтобы возобновить бытие соработничества человека с Богом, которое существовало в первые времена в Раю. Но, зная об этом, мы вновь возражаем книжникам, фарисеям, садуккеям, которые не верили в Воскресение, князьям иудейским, которые думают, что нас Бог обманывает, давая человеку надежду и упование.
Тогда зачем же мы молимся о упокоении наших сродников, чтим память святых, которые отошли в вечность? Для чего же празднуем Успение Самой Пречистой Девы Марии, если так рассуждаем о том, что эти обетования - для кого-то и когда-то, а мы хотим сегодня и сейчас получить воплощение всех чаяний и надежд? Будет очень печально, грустно для нас с вами, христиан, потому, что в начале своего жизненного пути мы сказали, что согласны следовать за Христом, мы принимаем Его крещение, омываемся вместе в воде, чтобы погребсти ветхого человека и явить человека, который совосстанет со Христом и совосскреснет с Ним, живя во Христе и следуя по Нему. Значит, все наши действия не имеют никакого значения, и крещение нам совсем не в пользу, а к осуждению нашему.
Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы эти слова о неложности обетований Божиих жили бы в нашем сердце, и мы, живя на земле, обращаясь к Богу и доверяясь Его помыслу, воле, Его заботе о нас, тем самым обязывали бы эту заботу осуществлять среди нас, людей, но через доверие своей жизни и своего сердца Богу, ожидая вместе с праведниками исполнения всех обетований, которые для них были в перспективе, некоем призрачном состоянии, но которые воплотились для всех и подтвердились, что они не ложны для всех, кто был свидетелем Воскресения. А мы с вами являемся свидетелями Воскресения, потому, что апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, наша проповедь тщетна и вера наша тщетна» (1 Кор. 15: 13-14). А мы с вами ведь каждый год говорим: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Радуемся этому святому дню и проповедуем своим празднованием этот святой день. Так почему же мы до конца не можем поверить Богу, до конца довериться Его святому промыслу и воле, чтобы она управляла нашей жизнью, вела наш земной путь в благополучии, приуготовляла нас к наследию обетования вечных благ? Почему мы боимся ограничить себя, свои греховные привычки и дать Божией благодати осуществиться в нашей жизни, желая того, чтобы наши страстишки, которые гроша ломаного не стоят, владели бы нами, управляли бы нашу жизнь к тем или иным обстоятельствам?
Всем нам, простым мирянам, которые именуются христианами, монашествующим, священникам очень важно всегда в своём сердце иметь главное руководство: покорность воле Божией, следование ей. Как распознать её? Нужна молитва и чистота сердца. Когда возникает какая-то греховная мысль или желание сердца, умерщвляем её воспоминанием Имени Божия. Тогда мы бываем осторожны в своём поведении, словах, делах, подобно Матери Божией, которая была очень живая в совей жизни, очень реагировала на всё, не оставалась равнодушной ни к чему, что вокруг Неё происходило, но при этом хранила природную чистоту, скромность и аккуратность в общении, в делах, словах, жестах, тем самым показывала ту небесную чистоту, которой мы восхищаемся и благодаря которой именуем Её Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов.
Я желаю нам всем, дорогие братья и сестры, чтобы образ Божий, данный нам Богом, мы не омрачали и не замутняли неумелостью своего жития. Жить надо уметь. Нам только кажется, что мы живём, что во всей полноте пользуемся жизнью. Но если мы не умеем жить с Богом и в Боге, Который является источником жизни, то, как механизм жизни можно назвать полноценным? Как все его шестерёнки и валики могут вращаться так, чтобы этот механизм не сбивался с ритма, не отставал и не бежал вперёд, но ровно в шествии своего устройства совершал путь таким образом, чтобы в этом механизм было всегда точное время, время, позволяющее нам следовать тому устройству, которое Бог определил человеку на земле.
Я желаю всем этого благочестивого чувства, доброго разума, страха Божия, благоговения, благочестия, любви Божией, стремления к исполнению Заповедей Божиих, всегдашнего самоанализа и собеседования со своим сердцем и душою. Таким образом, мы ощущаем свой путь земного бытия, и есть ли в нём место Богу.
Дай Бог, чтобы благодать Божия подкрепляла нас, и те поступки, которые мы осуществляем, называя себя христианами, приезжая в святые места, обращаясь к Таинствам Церкви, к молитве, не были бесплодны. И, однажды соприкоснувшись с благодатью, постарались бы не потерять её, но умножить и укрепить свою жизнь в ней. Избрав путь монашеского жития или особого служения, мы старались бы это особое служение и этот образ жизни сохранить в чистоте, неповреждённости. Однако, если же согрешили, через покаяние очистив себя, уже не возвращаться к тому образу, который в нас помрачает образ Божий. Да благословит и укрепит нас в наших чаяниях Всемогущий Господь.
Произнесено в Костомаровском Спасском женском
епархиальном монастыре
29 августа 2016 года
В понедельник 4 ноября в Районном Доме культуры поселка Каменка прошел благотворительный концерт в честь Престольного праздника Казанского храма.
5 ноября в Ильинском кафедральном соборе г. Россоши совершён молебен на начало всякого доброго дела.
Богослужение возглавил епископ Россошанский и Острогожский Дионисий.
4 ноября в день Празднования Казанской иконы Божией Матери в Казанском храме г. Павловска престольный праздник.
Праздничную Божественную литургию возглавил благочинный Павловского церковного окр...
4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла села Петропавловка иерей Дионисий Киреев совершил водосвятный молебен в храме Казанской иконы Бож...
В преддверии Празднования Казанской иконе Божией Матери, воспитанники воскресной группы храма Архангела Михаила с. Воронцовка собрались для тематической беседы за чаепитием.
4 ноября 2024 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Преосвященный Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию в Свято-Ильинском соборе г. Россоши.
В понедельник 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском храме поселка Каменка Божественную литургию в сослужении настоятеля Успенского храма села Трехс...
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, благочинный Богучарского церковного округа, настоятель Казанского храма с. Радченское иеромонах Тихон (Жданов), в день престольного праздник...