Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

  25 апреля 2021  |    763
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δόξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.

И вот о чем нам следует теперь подумать. Как Церковь Божия, Церковь Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы должны жить так, как Он жил, — по крайней мере, стремиться к этому. Но на этом пути существует множество преград и соблазнов, в том числе соблазн властью. Мы знаем, что в какой-то части христианского мира этот соблазн оказался настолько велик, что власть Церкви стала отождествляться с властью государственной и даже превосходить ее. Не будем вспоминать сейчас хорошо известные примеры из духовной жизни Западной Европы, где церковная власть боролась со светской за первенство и в течение веков утверждалась мысль о том, что власть Церкви должна быть больше, чем власть светская.

В нашей отечественной истории, в новейшей истории, были события, в которых я принимал непосредственное участие. Старшее поколение помнит, какой реальный гражданский конфликт разворачивался вокруг Белого дома. Тогда ко мне — а я был постоянным членом Священного Синода и председателем Отдела внешних церковных связей, которому было поручено взаимодействие и с Правительством, и с общественными организациями, — пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. И я не нашел никаких слов, кроме того, чтобы сказать: весь опыт Церкви Вселенской и Русской свидетельствует о том, что если Церковь становится частью политической борьбы, то у нее сразу появляются политические противники, а ведь среди них могут быть люди православные. Значит, Церковь, борясь за власть, непременно становится фактором разделения народа. И возникает вопрос: если Церковь, отождествив себя с той или иной политической силой, становится фактором политической борьбы, то разве может она оставаться и авторитетом, и домом, и духовной Матерью для всех? Да никогда! Потому что, подходя к храму, тот или иной человек самого себя спросит: «А здесь мои политические друзья или мои политические противники?» А вот сегодня никто не сможет самому себе задать этот вопрос, подходя к дверям православного храма, — они открыты для всех, для всего народа нашего.

Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ.

Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению.

Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь».


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Епископ Дионисий встретился с родственниками воинов – защитников Отечества
Епископ Дионисий встретился с родственниками воинов – защитников Отечества
  26 февраля 2024

На встрече также присутствовал глава Богучарского муниципального района Кузнецов Валерий Васильевич.

В день памяти святителя Серафима (Соболева) правящий архиерей совершил Литургию в храме мч. Иоанна Воина г. Богучар
В день памяти святителя Серафима (Соболева) правящий архиерей совершил Литургию в храме мч. Иоанна Воина г. Богучар
  26 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили: благочинный Богучарского церковного округа, настоятель храма св. мч. Иоанна Воина иеромонах Тихон (Жданов), настоятель Свято-Троицкого храма р.п. Кантемировка протоиерей ...

В Духовно-просветительском центре Россоши пошел открытый урок
В Духовно-просветительском центре Россоши пошел открытый урок
  25 февраля 2024

Дети узнали об устройстве храма, посмотрели познавательное видео о русских православных церквях, а также посетили храм Спаса Всемилостивого.

Правящий архиерей совершил Литургию в Тихоновском храме с. Шубное
Правящий архиерей совершил Литургию в Тихоновском храме с. Шубное
  25 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский, настоятель Свято-Тихоновского храма с. Шубное протоиерей Алексий Масалыкин. Диаконский чи...

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил праздничное богослужение в престольный праздник в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил праздничное богослужение в престольный праздник в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон
  24 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель храма протоиерей Сергий Чи...

В Репьёвке прошло праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
В Репьёвке прошло праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
  23 февраля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Репьевского церковного округа протоиерей Алексий Чибисов.

В Богучаре прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества
В Богучаре прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества
  23 февраля 2024

В мероприятиях принял участие благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов).