Следовать за Христом / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Следовать за Христом

  19 августа 2016  |    790
Следовать за Христом

Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, я сердечно и радостно приветствую с праздником Преображения Господня!

Август месяц – замечательное время, оно завершает церковный год. Новый год в церкви начинается в сентябре, 14 числа. Августовское время показывает нам совокупность и замысла Божия о спасении человека, и сам по себе  путь, который Господь предпринимает, чтобы исполнить этот замысел ради человека, и сами средства, которые необходимы для того, чтобы плоды, данные нам подвигом искупления Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, были нами вполне усвоены, восприняты,  и, основываясь на них, мы сами устраивали и совершали собственную жизнь.

Посмотрите, вначале Успенского поста, 14 августа, мы с вами взираем на Живоносное Древо Креста Господня как символ, соединивший Небо и землю, как то средство, то орудие,  которое дало нам силу бороться против греха, Крест, на Котором Сам Христос, восприняв волею Своею грех человека, пригвоздили его ко Кресту, тем самым обезоружив грех, если воля человеческая согласуется с волей Божией в борьбе со грехом. Далее мы с вами вступаем во время особой молитвы, особого сокрушения перед Богом, как бы возвращаясь в дни святого Великого поста, но творим это во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Эти дни Успенского поста посвящаются воспоминанию Той, Которая всю свою земную жизнь посвятила тому, чтобы стать Рабой Господней. Какое это замечательное сочетание! Может быть, в светской мысли оно вызовет некое раздражение и непонимание, ведь раб - это безвольный, не имеющий права голоса, не имеющий правды человек. Но в христианском понимании раб – это не то понятие, которое мы встречаем в секуляризированном мире, в том мире, где есть несправедливость. Это друг, тот, кто в полноте ниспровергает свою волю перед волей Божией, любит Бога так, как Бог любит его, взаимное растворение между тем, кто доверяет и тому, кому доверяют. Во взаимоотношениях между любимыми часто звучат такие слова, как «я твоя тень» или «я твоя раба», «я твой раб, который не будет иметь своих желаний ради того, чтобы ты была счастлива». Приблизительно так можно описать понимание слова «раб» в христианстве.

Так мы с вами приблизились к самому яркому, светлому, сияющему дню, который совершаем сегодня – это праздник Преображения Господня. Для нас, людей земли это время, когда мы собираем плоды, когда собирается урожай, который мы выращиваем, когда мы можем благодарить Бога за то, что Он в своё время даёт солнце, в своё время – дождь или тихую погоду. Человек воспринял все растения и плоды на земле по воле Божией замыслом премудрого Творца, Который вверил человеку управление всем тварным миром и всё, что этот мир производит.

Давайте рассмотрим праздник Преображения с точки зрения евангельского повествования и поразмышляем над этим событием. Когда  Христос взошёл на гору Фавор, стал молиться и во время молитвы беседовал с пророками Моисеем и Илией, а три апостола: Пётр, Иаков и Иоанн присутствовали при этом, в ужасе взирая на тот свет, который исходил от Христа Спасителя. Потерявшись, они даже не знали, что и сказать своему Учителю. Святитель Григорий Палама, которому мы обязаны учением о Святой Троице и о Фаворском свете, размышляет об этом событии следующим образом, призывая себе в помощники святителя Иоанна Златоуста. Христос, говорит, что Царствие Небесное внутри вас есть, что в Царствие Небесное войдут только избранные, что Царствие Небесное доступно всем, все могут быть его достойны, но не всякий может его воспринять. Посмотрите, как много у Христа учеников – до 70-ти. 12 из них  - избранные. Только 3-е из них были взяты Христом на гору Фавор. Там Он являет им в своей беседе с Моисеем и Илией о грядущих своих страданиях в Иерусалиме, потому что Он собирается потом идти туда. И евангельские чтения накануне дня Преображения Господня как раз нам и повествуют о том, что в Иерусалиме уже положен между князьями, первосвященниками и народом совет, чтобы убить Христа, и Он знает об этом, о грядущих Ему муках, но истинный Человек и истинный Бог, Христос, сочетая в себе эти две природы, не растворяя одну в другой, но вспомоществляя одну другой, показывает ту силу, которая в нём сосредоточена. Человеческой природой Христа Сам Христос же и показывает славу Божества. А тем, которые с ним находятся, Он показывает тот отблеск Царствия Небесного, которое человеку и на ум прийти не может, какая радость, какой восторг, утешение и мир в сердце может быть у человека, который стремится и достигает это Царствие Божие. А в том, что Христос избрал только троих для того, чтобы показать эту славу Царствия Божия, Григорий Палама разумеет, что не всем оно открыто и не всем дастся, но тех, кого избрал Господь и тем, кто умел откликнуться на это избрание и последовать за Ним.

Мы все с вами называемся православными христианами, некоторые из нас удостоены священного сана. Каждый из нас поэтому является призванным и откликнувшимся Господу на Его зов. Но встретить и услышать Господа – это ещё мало. Нужно научиться следовать за Ним и творить Его волю, подобно Моисею, который так покорялся воле Божией и которого мы называем домостроителем Ветхой Церкви пред временем пришествия Христа Спасителя. Подобно Илии, девственность, чистота, искренность, горячность веры которого возвели его на Небо живым. Подобно апостолу Пётру, который тоже показал горячность веры, но и показал немощь человеческую, однако был призван Христом, и ему было доверено пасти Его наследие. Между Моисеем и Петром возникает связь Ветхой и Новой Церкви, показывается Церковь Небесная и земная. Между девственником Илией и горячим верою, тем, кто получает божественное откровение, являя чистоту своего жития, Иоанном Богословом, та же связь. Мы видим целостность Церкви, которая показана Христом на горе Фаворской. Показано единение Царствия, которое вверено каждому: и тем, которые его достигли, и тем, которые к нему стремятся. Ибо неложен Бог в своих обетованиях, и подаёт каждому, кто верует Ему, кто следует за Ним.

Мы должны вспомнить в Преображении Господнем ещё одну вещь: Христос, родившийся на земле как человек, также носил в Себе образ Божий, но помимо его и полноту Божества. В этом сиянии фаворского света Он показал, как образ Божий в человеке должен отражаться. Мы, своими грехами, мраком нечистого суетного жития омрачаем настолько в себе образ Божий, что нам даже от искорки того фаворского света будет тяжело. Нам очень трудно согласиться с тем, чтобы природу человеческую повергнуть к ногам Божиим и испросить Его помощи на нашу немощь, чтобы она осияла и просветила наш разум, наше сердце, нашу волю, чувства, наши желания, стремления. Мы всё откладываем на потом, оставляем тылы, которые дьявол использует и возвращает нас вновь и вновь к себе как соработников и друзей, делая нас врагами Божиими. Даже служа Богу, молясь Ему, ходя в храм и делая дела милосердия, мы, если оставляем тыл греху, на самом деле не являемся христианами, не являемся теми, кто в своём сердце, своей душе способен отразить свет Божественного сияния. Значит, в нас образ Божий помрачён, мы сами не хотим прояснить его в себе. Нам необходимо всегда об этом задумываться – работаем мы вместе с Богом или вместе с дьяволом. Если находится у нас ответ, что мы не до конца являем свою веру, своё христианство, необходимо подъять труд. Труд, который в первую очередь основывается на покаянии, ведь через покаяние исправляется наша жизнь. Но покаяние должно быть не ложным, для того, чтобы «отмазаться», а потом опять согрешить. Оно должно быть всецелым, помогать нам исправлять свою жизнь.

В эти святые дни, когда мы вспоминаем имя Пречистой Богородицы Марии, той, Которая явила на земле Создателя, дала Ему плоть от чистых кровей Своих, благодаря Которой и состоялся сегодняшний праздник, когда мы увидели свет Божественного сияния и образа Божия в человеке, во Христе, и единение Церкви. Сегодня мы должны помолиться Богу, чтобы Он сошёл к нам как к остальным апостолам с горы Фаворской и дал нам силы, как и им дал, потому что они там находились в нужде, ожидая Христа и бывших с Ним апостолов, основанной на нехватке веры, на том, что без Бога мы ничего не можем сотворить в нашей жизни. Являя им эту силу, чтобы она была явлена и нам по нашему призыву, по осознанию нашей немощности и по благодати и милости нашего Творца. А Матерь Божия своими молитвами, своим вспоможением как она явила Своё заступление через боговоплощение, пребудет нам добрая содеятельница, добрая спутница нашей жизни, и святые апостолы пусть  будут Ей сомолитвенники о душах наих, грешных.

Я желаю всем нам и молитвенного заступничества Богородицы и апостолов, и нашей доброй веры и стремления к Богу, чтобы в нас просветился и озарился образ Божий, который есть непременное свидетельство того, что Царствие Божие внутри нас есть, как размышляет и утверждает святитель Григорий Палама.

Я желаю всем радости, обильных даров благодати Святого Духа. Храни вас всех Господь, с праздником!

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

в Репьевской школе прошло собрание для родителей учащихся начальных классов
в Репьевской школе прошло собрание для родителей учащихся начальных классов
  17 апреля 2024

В собрании принял участие благочинный Репьевского церковного округа, настоятель Петропавловского храма с. Репьевка протоиерей Алексий Чибисов.

В Каменке состоялся традиционный День призывника
В Каменке состоялся традиционный День призывника
  17 апреля 2024

В знаковом мероприятии принял участие благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин.

В среду пятой седмицы Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Калач
В среду пятой седмицы Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Калач
  17 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма иерей Димитр...

Духовенство благочиния соборно помолились возле руинорованного храма Живоночальной Троицы села Верхний Ольшан
Духовенство благочиния соборно помолились возле руинорованного храма Живоночальной Троицы села Верхний Ольшан
  16 апреля 2024

16 апреля благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский, протоиерей Владимир Шереметов и духовенство благочиния соборно помолились возле руинорованного храма Живоночальной Троиц...

Делегация Каменского благочиния посетила музей-заповедник в Прохоровке
Делегация Каменского благочиния посетила музей-заповедник в Прохоровке
  16 апреля 2024

16 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, делегация Каменского благочиния посетила Государственный военно-исторический музей-заповедник ...

Клирик благочиния посетил Дроздовскую общеобразовательную школу
Клирик благочиния посетил Дроздовскую общеобразовательную школу
  16 апреля 2024

Священнослужитель провел встречу с преподавателями и учениками 4, 5 и 6-х классов. Тема беседы: «Великий пост - путь к Пасхе».

В Острогожской МТС-Агрохим в период посевной совершили молебен перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
В Острогожской МТС-Агрохим в период посевной совершили молебен перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
  15 апреля 2024

В период посевной кампании настоятель Михайло-Архангельского храма г. Острогожска протоиерей Владимир Шереметов совершил водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» и ок...

Для учащихся кантемировского лицея прошла бесед о вреде курения табачных изделий и вейпов
Для учащихся кантемировского лицея прошла бесед о вреде курения табачных изделий и вейпов
  15 апреля 2024

В мероприятии принял участие помощник благочинного Богучарского церковного округа по профилактике наркомании и алкоголизма, настоятель Троицкого храма р.п. Кантемировка протоиерей Михаил Шушеров.