Следовать за Христом / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Следовать за Христом

  19 августа 2016  |    804
Следовать за Христом

Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, я сердечно и радостно приветствую с праздником Преображения Господня!

Август месяц – замечательное время, оно завершает церковный год. Новый год в церкви начинается в сентябре, 14 числа. Августовское время показывает нам совокупность и замысла Божия о спасении человека, и сам по себе  путь, который Господь предпринимает, чтобы исполнить этот замысел ради человека, и сами средства, которые необходимы для того, чтобы плоды, данные нам подвигом искупления Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, были нами вполне усвоены, восприняты,  и, основываясь на них, мы сами устраивали и совершали собственную жизнь.

Посмотрите, вначале Успенского поста, 14 августа, мы с вами взираем на Живоносное Древо Креста Господня как символ, соединивший Небо и землю, как то средство, то орудие,  которое дало нам силу бороться против греха, Крест, на Котором Сам Христос, восприняв волею Своею грех человека, пригвоздили его ко Кресту, тем самым обезоружив грех, если воля человеческая согласуется с волей Божией в борьбе со грехом. Далее мы с вами вступаем во время особой молитвы, особого сокрушения перед Богом, как бы возвращаясь в дни святого Великого поста, но творим это во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Эти дни Успенского поста посвящаются воспоминанию Той, Которая всю свою земную жизнь посвятила тому, чтобы стать Рабой Господней. Какое это замечательное сочетание! Может быть, в светской мысли оно вызовет некое раздражение и непонимание, ведь раб - это безвольный, не имеющий права голоса, не имеющий правды человек. Но в христианском понимании раб – это не то понятие, которое мы встречаем в секуляризированном мире, в том мире, где есть несправедливость. Это друг, тот, кто в полноте ниспровергает свою волю перед волей Божией, любит Бога так, как Бог любит его, взаимное растворение между тем, кто доверяет и тому, кому доверяют. Во взаимоотношениях между любимыми часто звучат такие слова, как «я твоя тень» или «я твоя раба», «я твой раб, который не будет иметь своих желаний ради того, чтобы ты была счастлива». Приблизительно так можно описать понимание слова «раб» в христианстве.

Так мы с вами приблизились к самому яркому, светлому, сияющему дню, который совершаем сегодня – это праздник Преображения Господня. Для нас, людей земли это время, когда мы собираем плоды, когда собирается урожай, который мы выращиваем, когда мы можем благодарить Бога за то, что Он в своё время даёт солнце, в своё время – дождь или тихую погоду. Человек воспринял все растения и плоды на земле по воле Божией замыслом премудрого Творца, Который вверил человеку управление всем тварным миром и всё, что этот мир производит.

Давайте рассмотрим праздник Преображения с точки зрения евангельского повествования и поразмышляем над этим событием. Когда  Христос взошёл на гору Фавор, стал молиться и во время молитвы беседовал с пророками Моисеем и Илией, а три апостола: Пётр, Иаков и Иоанн присутствовали при этом, в ужасе взирая на тот свет, который исходил от Христа Спасителя. Потерявшись, они даже не знали, что и сказать своему Учителю. Святитель Григорий Палама, которому мы обязаны учением о Святой Троице и о Фаворском свете, размышляет об этом событии следующим образом, призывая себе в помощники святителя Иоанна Златоуста. Христос, говорит, что Царствие Небесное внутри вас есть, что в Царствие Небесное войдут только избранные, что Царствие Небесное доступно всем, все могут быть его достойны, но не всякий может его воспринять. Посмотрите, как много у Христа учеников – до 70-ти. 12 из них  - избранные. Только 3-е из них были взяты Христом на гору Фавор. Там Он являет им в своей беседе с Моисеем и Илией о грядущих своих страданиях в Иерусалиме, потому что Он собирается потом идти туда. И евангельские чтения накануне дня Преображения Господня как раз нам и повествуют о том, что в Иерусалиме уже положен между князьями, первосвященниками и народом совет, чтобы убить Христа, и Он знает об этом, о грядущих Ему муках, но истинный Человек и истинный Бог, Христос, сочетая в себе эти две природы, не растворяя одну в другой, но вспомоществляя одну другой, показывает ту силу, которая в нём сосредоточена. Человеческой природой Христа Сам Христос же и показывает славу Божества. А тем, которые с ним находятся, Он показывает тот отблеск Царствия Небесного, которое человеку и на ум прийти не может, какая радость, какой восторг, утешение и мир в сердце может быть у человека, который стремится и достигает это Царствие Божие. А в том, что Христос избрал только троих для того, чтобы показать эту славу Царствия Божия, Григорий Палама разумеет, что не всем оно открыто и не всем дастся, но тех, кого избрал Господь и тем, кто умел откликнуться на это избрание и последовать за Ним.

Мы все с вами называемся православными христианами, некоторые из нас удостоены священного сана. Каждый из нас поэтому является призванным и откликнувшимся Господу на Его зов. Но встретить и услышать Господа – это ещё мало. Нужно научиться следовать за Ним и творить Его волю, подобно Моисею, который так покорялся воле Божией и которого мы называем домостроителем Ветхой Церкви пред временем пришествия Христа Спасителя. Подобно Илии, девственность, чистота, искренность, горячность веры которого возвели его на Небо живым. Подобно апостолу Пётру, который тоже показал горячность веры, но и показал немощь человеческую, однако был призван Христом, и ему было доверено пасти Его наследие. Между Моисеем и Петром возникает связь Ветхой и Новой Церкви, показывается Церковь Небесная и земная. Между девственником Илией и горячим верою, тем, кто получает божественное откровение, являя чистоту своего жития, Иоанном Богословом, та же связь. Мы видим целостность Церкви, которая показана Христом на горе Фаворской. Показано единение Царствия, которое вверено каждому: и тем, которые его достигли, и тем, которые к нему стремятся. Ибо неложен Бог в своих обетованиях, и подаёт каждому, кто верует Ему, кто следует за Ним.

Мы должны вспомнить в Преображении Господнем ещё одну вещь: Христос, родившийся на земле как человек, также носил в Себе образ Божий, но помимо его и полноту Божества. В этом сиянии фаворского света Он показал, как образ Божий в человеке должен отражаться. Мы, своими грехами, мраком нечистого суетного жития омрачаем настолько в себе образ Божий, что нам даже от искорки того фаворского света будет тяжело. Нам очень трудно согласиться с тем, чтобы природу человеческую повергнуть к ногам Божиим и испросить Его помощи на нашу немощь, чтобы она осияла и просветила наш разум, наше сердце, нашу волю, чувства, наши желания, стремления. Мы всё откладываем на потом, оставляем тылы, которые дьявол использует и возвращает нас вновь и вновь к себе как соработников и друзей, делая нас врагами Божиими. Даже служа Богу, молясь Ему, ходя в храм и делая дела милосердия, мы, если оставляем тыл греху, на самом деле не являемся христианами, не являемся теми, кто в своём сердце, своей душе способен отразить свет Божественного сияния. Значит, в нас образ Божий помрачён, мы сами не хотим прояснить его в себе. Нам необходимо всегда об этом задумываться – работаем мы вместе с Богом или вместе с дьяволом. Если находится у нас ответ, что мы не до конца являем свою веру, своё христианство, необходимо подъять труд. Труд, который в первую очередь основывается на покаянии, ведь через покаяние исправляется наша жизнь. Но покаяние должно быть не ложным, для того, чтобы «отмазаться», а потом опять согрешить. Оно должно быть всецелым, помогать нам исправлять свою жизнь.

В эти святые дни, когда мы вспоминаем имя Пречистой Богородицы Марии, той, Которая явила на земле Создателя, дала Ему плоть от чистых кровей Своих, благодаря Которой и состоялся сегодняшний праздник, когда мы увидели свет Божественного сияния и образа Божия в человеке, во Христе, и единение Церкви. Сегодня мы должны помолиться Богу, чтобы Он сошёл к нам как к остальным апостолам с горы Фаворской и дал нам силы, как и им дал, потому что они там находились в нужде, ожидая Христа и бывших с Ним апостолов, основанной на нехватке веры, на том, что без Бога мы ничего не можем сотворить в нашей жизни. Являя им эту силу, чтобы она была явлена и нам по нашему призыву, по осознанию нашей немощности и по благодати и милости нашего Творца. А Матерь Божия своими молитвами, своим вспоможением как она явила Своё заступление через боговоплощение, пребудет нам добрая содеятельница, добрая спутница нашей жизни, и святые апостолы пусть  будут Ей сомолитвенники о душах наих, грешных.

Я желаю всем нам и молитвенного заступничества Богородицы и апостолов, и нашей доброй веры и стремления к Богу, чтобы в нас просветился и озарился образ Божий, который есть непременное свидетельство того, что Царствие Божие внутри нас есть, как размышляет и утверждает святитель Григорий Палама.

Я желаю всем радости, обильных даров благодати Святого Духа. Храни вас всех Господь, с праздником!

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.