Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти св. вмч. Варвары / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти св. вмч. Варвары

  17 декабря 2017  |    772
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти св. вмч. Варвары

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Всечестные отцы, возлюбленные о господе братья и сестры, я сердечно поздравляю вас с днём престольного праздника Вознесенского храма.

Мы сегодня почитаем святую великомученицу Варвару, в честь которой освящён предел Вознесенского храма города Калач. Мы обращаемся к святой, чтобы она укрепила в нас веру, благочестие, добрую христианскую нравственность. В народе Варвару великомученицу называют Христовой невестой. Обращаясь к её житию, молитвословиям, которые обращены к её памяти, мы видим, что Господь даровал ей дерзновение молиться о людях, которые крещены в православной церкви, но в жизни не живут по-христиански, как мы чаще всего и поступаем. Но каждый из нас надеется получить милость Божию, каждый из нас после смерти хочет наследовать вечную жизнь в радости и утешении.

Одним из условий наследия такой жизни является покаяние человека, признание человеком его греховности, немощности, осуждение себя за свои дурные поступки, благодарность Богу за Его человеколюбие и милосердие к человеческому роду. За каждой Божественной литургией мы слышим: «Христианской кончины нашей жизни у Христа Бессмертного, Царя и Бога нашего, просим». Святая великомученица Варвара имеет дерзновение молиться о всех христианах, чтобы они не умерли без покаяния, чтобы их не настигла внезапная наглая смерть, когда они находились бы в состоянии либо неразумия, беспамятства, либо забвения, в котором лишены были бы возможности получить наследство в своём богосыновстве, потому что каждый человек на земле – это чадо Божие.

Каждому ребёнку, как мы знаем из нашего житейского мироустройства, мы оставляем после себя какое-то наследство. Бог дал нам в наследство жизнь с Ним в вечности. Каким же образом Бог дал человеку такое наследство и из чего мы делаем такие выводы? Сегодня мы слышали евангельское повествование о десяти прокаженных, которые получили исцеление от Бога, и только один человек пришёл и обратился к Христу с благодарностью за милость, оказанную Им. Давайте поразмышляем над этим событием в контексте истории человеческого рода.

Каждый из нас учился и в школе, заканчивал высшие учебные заведения. Как развивается история мира? Историю человечества сменяют одна за другой цивилизации, империи, царства. Мы видим, что нам остаются достижения мудрости того времени, в которых формировалась та или иная цивилизация. Самые близкие нам по тысячелетиям и возможности рассмотреть эти наследия – античная цивилизация и древнеегипетская. Хотя это время  далеко отстоит от христианства, в этом времени религиозной доктриной является многобожие. Но в каждой из этих доктрин прослеживается мысль о существовании единого верховного божества, от которого берут начало все остальные боги и служебные духи, окружающие его престол и служат ему. Откуда это взялось? Это наследие времени, когда человечество знало Бога, жило с Богом в раю, люди знали своего Единого Творца. Но грехопадение человека, удаление его из Рая, последующее развитие вне рая, вне Бога, ведёт к тому, что человек склонен во всём сверхъестественном для его понятия, во всех стихиях, которые окружают его жизнь, которые не может постичь своим разумом, искать присутствие Бога. Отчасти человек прав, потому что во всей земной жизни есть происхождение, произволение Божественной энергии и воли. Но человек помрачённый, забывший своего Творца, склонен принимать за Бога и камень, и огонь, и воздух, и воду, и животных, и поклоняться им.

Но есть одна вещь, которую человечество унаследовало и в еврейском народе – эта мысль живёт до времени, когда становится возможным исполнение её. Это обетование о том, что родится Бог среди людей. Этот рождённый Бог сотрёт власть тварного мира над человеком. А человеком, который призван по образу своему и подобию стремиться к обожению, быть рядом с Богом, стремиться быть продолжением Божественной силы, Божественного проявления и Божественной воли на земле. Это обетование о рождении Иисуса Христа, Господа нашего, в Котором мы узнали Отца, истинного Бога, и Дух Святой явился в мире и утешил всякого обращающегося к Богу. Многие последователи, которые стали через Христа на путь веры в Бога, путь познания и стремления к Богу, открыли для себя мудрость веков в стремлении цивилизации как-то найти путь к Богу, и на этом пути найти место человеку, которое указывало бы ему ту часть и то определение, которое повелевает ему Господь своей волей на земле.

Для чего мы об этом говорим и для чего это всё нам нужно? Нынешнее время христианской цивилизации находится в очень тяжёлом критическом состоянии. Человечество будто и не знало о Боговоплощении, о явлении Духа Святого, о возрождающей и обновляющей силе благодати. Человечество скатывается вновь в состояние того ветхого человека, которое в своей доктрине говорит о каком-то едином Боге, о том, что Бог есть, но не хочет признавать Божественных законов, не хочет жить по Евангелию, считая его книгой устаревших документов или просто книгой легенд. Сейчас мы переживаем время ожидания Рождества Христова. Каждый год приходит время, когда мы обращаемся в состояние ветхого человека, ждущего освобождение, знающего, что это освобождение придёт, у которого есть все средства, чтобы это освобождение получить, но, всё же находящегося в подавленном, помрачённом умом и сердцем состоянии. Нам очень не хватает той решимости, которая обратила бы нас к Богу. Образ десяти прокаженных, получивших освобождение от болезни – это народы и цивилизации, жившие до Христа, которые узнали в своих потомках, что на земле родился какой-то великий пророк, который может совершить чудеса. Но человеческие стремления настолько были заземлены, что человеку нужно было лишь материальное чудо, материальное благополучие, возможность материализовать свои нужды. Духовного стремления в человеке не было. Только небольшая часть в лице самарянина, который вернулся к Христу, чтобы поблагодарить Его, способна была увидеть духовное значение для человека и ценность этого Боговоплощения, вспомнить, что человечество не хлебом единым живёт, не только плоть имеет человек, но и душу, совесть, определяющую существование души, и разум, который наполняется движением души и сердца. Эта часть человечества дала великих сынов и дочерей, на которых стоит наша святая церковь. Посмотрите, какой спор между ветхим человечеством и человечеством, принявшим Христа, в лице взаимоотношений отца великомученицы Варвары и самой Варварой как образом нового человека, живущего во Христе.

Что сегодня с нами происходит? Мы сегодня знаем о Христе, слышим о Нём. Но часто ли мы, родители, становимся помощниками тому, чтобы наши дети познали Христа и устремились к Нему? Даём ли мы им образ христианской жизни? Поддерживаем ли мы горение молодого сердца к тому, чтобы быть чистым, наполненным светом? Или же мы продолжаем своих детей учить, как хлеб насущный добывать, что важнее всего – это сила, возможности и средства достижения этих возможностей? Учим своих детей земной правде, а не правде небесной? Как после этого мы можем именоваться христианами, носить православное имя, когда мы подобны тому отцу, который дочь свою отдаёт на убийство, на муки, совершенно осознанно, не укоряя себя, только потому, что она не согласна с ним жить в земном счастье, а устремлена к счастью небесному. Давайте задумаемся над этими вещами. В условиях той свободы и возможностей, знаний, которые мы имеем о Христе и Церкви, мы где – со Христом или хлебом, землёй, деньгами, властью, всем тем, что по нашему разумению определяют условия человеческого существования?

Дорогие братья и сестры, наступает время, когда пусты будут храмы, также и школы, больницы, магазины, потому что ничего настоящего в нашей жизни не будет. Отчего? Оттого, что отвергнем Того, кто даёт настоящую жизнь. Нам будет нужна безопасность, свобода и порядок. Мы просто не сможем свободно трудиться на своем клочке земли, потому, что не будем хозяевами своей земли, не сможем распоряжаться своей жизнью так, как хотим, но будем все счастливы, потому что у нас будет хозяин и будет порядок, безопасность. Только одно будет нужно от нас – отречься от Христа, что мы с вами уже делаем. Это незаметно, но происходит. Я не пугаю, не хочу, чтобы вы думали, что конец света настал. Я лишь напоминаю, что это состояние – ожидание близости Христа и опасности мира – должно быть присуще христианину. Христианин должен быть очень осторожным и внимательным, рассудительным в условиях своей жизни. Для христианина нет ничего малозначительного, но всё имеет своё значение: как утром встаёт, как ложится спать вечером, какие слова и наставления детям говорит, как сам себя ведёт, что выбирает приоритетом в своей жизни, что является поведенческими особенностями и правилами в его нравственном выборе, как он относится ко времени праздника, покаяния или скорби, как рассматривает контекст Священного Писания в приложении к собственной жизни, как рассматривает пример нравственного подвига святых по отношению к себе самому. Всё имеет значение. Но то, к чему должна прийти человеческая цивилизация, это дело рук самого человека. Ни мировые катаклизмы, ни природные стихии, ни мировые войны не определят границу жизни человека. Только нравственный выбор человека определит границу жизни человеческой истории. Это, к великому страху, к великому ужасу нашему, настолько ярко сейчас выражается, и настолько безудержно человек стремится в эту пропасть, что остаётся только ужасаться и молиться Богу, если у нас есть вера, хотя бы начаток нашего христианского сердца, чтобы Господь не положил предел сыну беззакония и не дал осуществиться тому, чтобы мы стали средством воцарения сына беззакония в пространстве мировой истории и в истории жизни на земле.

Я желаю всем нам иметь рассуждение и духовный разум, быть просвещёнными людьми, не отвергать Христа, не предпочитать Христу хлеб насущный. Христос – Хлеб, сошедший с неба. Он наполнит, напитает и утешит человека во всех нуждах, если человек обратится ко Христу и будет с благодарностью и любовью принимать Христову часть совей жизни.

Я желаю всем нам укрепления веры в благочестии, в добром христианском разуме, в любви взаимной, искренности, доброго отношения к труду, честности, воспитания наших детей и самих себя в христианской нравственности и благочестии. Читайте Евангелие, следуйте за ним. Только в этом путь, который определяет нашу с вами свободу и сохранит её, даже если весь мир выберет себе хозяина и будет жить по его установлению. Мы с вами будем тем залогом и пределом, об который разобьётся этот хозяин, и Господь продлит человеческую историю.

Благодать Божия и сила Духа Святаго молитвами Богородицы, святой великомученицы Варвары укрепит  и просветит всех нас. Аминь.

Произнесено в храме в честь Вознесения Господня г. Калач

17 декабря 2017 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
  28 марта 2024

28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...

В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
  27 марта 2024

По окончании богослужения состоялось собрание духовенства благочиния, на котором были рассмотрены итоги епархиального совета Россошанской епархии, прошедшего 26 марта, а также ряд текущих вопросов бла...

В благочинии прошло соборное богослужение
В благочинии прошло соборное богослужение
  27 марта 2024

Соборное богослужение прошло 27 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхний Карабут.

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
  27 марта 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...

В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
  26 марта 2024

В работе секции «Взаимодействие с семьей как одно из необходимых условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» приняла участие и поделилась своим опытом работы с род...

Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
  26 марта 2024

26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...

Состоялось заседание Епархиального совета
Состоялось заседание Епархиального совета
  26 марта 2024

26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.

В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
  25 марта 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма великомученика Георгия Победоносца села Манино иерей Рустик Богданов.