Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Навечерие Рождества Христова / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Навечерие Рождества Христова

  6 января 2019  |    820
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Навечерие Рождества Христова

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно приветствую с сочельником.

Мы только что совершили Божественную литургию, которая предваряет праздничное рождественское богослужение. Сейчас, сразу после литургии, будет совершаться вечерня, где мы услышим слова пророчеств о рождении Христа Спасителя, о пришествии в мир Мессии, о том, как ветхозаветное человечество ожидает пришествия Того, Кто даст ему свободу.

Понятие свободы в жизни людей очень разнообразно воспринимается в зависимости от периода переживаемых эпохальных событий. Есть основополагающее, фундаментальное ощущение понятия свободы. К сожалению, человечество, чем дальше отходит от момента воплощения этой свободы, тем всё более забывает и интерпретирует ее в разрезе современной нравственности. Поэтому так важно христианскому сообществу людей хранить в сердце и памяти то понятие свободы, которое действительно таковым является. Это понятие, в первую очередь, связано с Богом, потому что Бог есть Творец всяческих и Бог вложил в человека само понятие свободы. Если бы Бог создавал человека как раба, который должен механически, машинально выполнять какие-либо Божественные повеления, то Господь не предложил бы человеку возможности выбора и творчества. Мы же, открывая первые страницы Священного Писания, видим, как Господь, создавший человека, призывает его управлять вместе с Ним всем тем, что создано до человека, что есть на Земле и во Вселенной: и звёздами, и растительным миром, и животными, водным и пространственным воздушным миром. Откуда у человека есть стремление познать космос? Именно потому, что в начале времён Господь, призвав человека из небытия в бытие, предлагает ему дать имена звёздам, планетам, животным, растениям. Тем самым Господь испытывает творческую силу человека, который должен быть сотворцом вместе с Богом. Но Творец предлагает ему и возможность выбора, когда говорит о том, как человеку жить в Раю: наслаждайся всем, но не вкушай от дерева познания добра и зла, потому что в тот день, когда вкусишь, смертию умрешь. Эта смерть, о которой говорит Господь, есть смерть всех творческих качеств: творения, создания нового, стремления ввысь, прочих проявлений Божественного присутствия, Божественных начал, Божественных энергий в человеке. От этого человек становится скудным. Каждый раз, из эпохи в эпоху, когда человечество достигает каких-то научных открытий, которые до него были известны, но не оформлены в аксиомы, а жили сами по себе, управляемые творческой силой Божества, человек гордится, что достиг такого открытия, и противопоставляет себя Богу. Посмотрите, какое изменение, трансформация и искажение сознания происходит в человеке от того, что он удаляется от уже бывших в нём качеств и приходит к приоткрытию их через боль греха, через потерю свободы, потерю Божественной силы и помощи, сопутствующей человеку.

Рождество Христово каждый день совершается в храме, потому что каждый день совершается Божественная литургия. Священник, приуготавливая хлеб и вино на жертвеннике, прообразует тем самым событие Рождества Христова. Но однажды в год это событие объединяет всех нас. И не только священник в алтаре становится тайнозрителем этого события и непосредственным его участником. Но каждому из нас с вами, людям, которые именуют себя последователями Христа – христианами – Христос, рождающийся для нас, каждый день через уста священников возвещает о тех Божественных началах, которые есть в нас, потому что после чтения Евангелия или по окончании богослужения всегда говорит проповедь, в которой обязательно есть тема свободы. Когда совершается праздник Рождества, то всему человечеству напоминается то, за что мы так сильно боремся и что так катастрофически неминуемо теряем. Ведь мы отдаляемся от Бога, не возжигаем в своём сердце светильника заповедей Господних, знать их не желаем. Есть отвлечённые понятия о них, но не суть, содержащаяся в них. Они для нас становятся страхом, законом, за нарушение которого обязательно будет наказание, но не являются сутью нашей жизни. А эти заповеди есть естественный закон бытия человека с того момента, когда он создан Богом на земле. Это опять свидетельство о потере той самой свободы, о который мы рассуждаем сегодня.

Пришёл сочельник, наступил новый год. Каждый из нас говорит себе: начну с чистого листа. Но это начало не может быть воплощено в жизнь в силу нашей несвободы, потому что мы не можем освободиться от множества греховных привычек, от того, что нас закрепощает. То же, что нас раскрепощает и расслабляет, мы принимаем за свободу и погружаемся в то, что нас удаляет от Бога и всё больше и больше делает своим рабом и последователем. Тогда мы говорим: «я такой есть, меня таким создал Бог; вот вы в своём Евангелии говорите о том, что я должен много чего – какая же это свобода? Я свободен в том, что проявляю свои внутренние качества». Каковы же эти качества? Где в них Божественное происхождение, если мы живём волей чувств, волей ума, движения нашего сердца, волей эмоций, которые мы удерживать не хотим и не можем, волей привычек, греховных настроений, условий жизни, в которых находимся и так далее, всего того, что делает нас не людьми Божиими, а людьми, отдаляющимися от Бога.

Наступающий праздник есть праздник радости, праздник, когда мы с вами сможем, предстоя пред Лицем Божиим, возблагодарить Его, обратившись к Нему всем своим существом, испросить через ощущение радости напоминание о том, как хорошо было человеку с Богом в Раю. Тем самым мы можем пробудить в себе те Божественные начала, которые Бог заложил в человека с момента его творения, через это и начать то, что мы называем – с чистого листа – жизнь с Богом: начиная день с молитвы, заканчивать также молитвой, прилагая труд к труду, в молитве, с любовью и ответственностью, с терпением. Тем самым являть любовь, заботу и терпение по отношению к своим ближним, окружающим нас людям, миру, тем самым впускать вновь Бога в свою жизнь и так соединять жизнь человеческую с жизнью Божественной, возвращая то, что было вложено Богом в человечество – свободу. Свободу, в которой действует Господь вместе с человеком, по согласию, по взаимной любви, по всемогуществу Божественных сил, которые восполняют немощь человеческую, обновляют силы, укрепляют и украшают ум человека.

Я желаю всем именно такого христианского ощущения этого праздника, именно таких мыслей и настроений в преддверии этой светоносной ночи, в которой мы будем прославлять Христа, родившегося в Вифлеемской пещере. Будем просить Его, чтобы наш мрак Он освятил Своим Светом, чтобы нашу нечистоту Он освятил Своей чистотою и невинностью, чтобы наше неустройство Он восполнил Своим благоустроением, премудростью и силой, укрепляющей, просвещающей и наставляющей нас на всякую истину, в простоте сердца славящих Единого Истинного Бога и воплотившегося нашего ради спасения Иисуса Христа.

Помолимся сейчас и погрузимся в воспоминание тех людей, которые говорили, ждали и чаяли того момента, который мы сегодня начинаем праздновать.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,

6 января 2019 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
  23 апреля 2024

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.

В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
  23 апреля 2024

В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
В Богучаре прошло торжественное открытие акции "Георгиевская ленточка"
  22 апреля 2024

Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...