Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 1-ю по Великого поста, Торжество Православия / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 1-ю по Великого поста, Торжество Православия

  8 марта 2020  |    906
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 1-ю по Великого поста, Торжество Православия

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, досточтимые градоначальники, боголюбивое казачество, я сердечно, с большой радостью приветствую в Ильинском кафедральном соборе в день, который в Церкви именуется Торжеством Православия.

Это первое воскресение Великого Святого поста. Мы с вами, прошедши первые дни поста, помолившись, ожидаем для себя утешения от Господа. Господь показывает такое утешение через историю своей Святой Церкви. Для того, чтобы понять, как созидалась Церковь Христова, давайте погрузимся в страницы Евангелия, которое даёт нам основание, утверждение и фундамент нашей веры, нашего христианского исповедания.

Помните, что мы слышали сегодня, как Христос призвал апостола Филиппа, Петра и Андрея. Они были из одного города, Вифсаиды. Филипп бежит к своему другу, Нафанаилу, и возвещает, что Тот, от Кого говорит Моисей и пророки, мы Его нашли, и Он пришёл из Назарета. На что Нафанаил, без сомнений, без единого колебания, как верующий и последовательный иудей, знающий, что Христос должен родиться в Вифлееме, отвечает на это: «А может ли что из Назарета быть доброго?» Если мы обратимся к лингвистике, то узнаем, что на Востоке христиан называют назоретянами. В разговорной речи это звучит как «назруни». Всякий христианин ассоциируется с тем, кто пришёл из Назарета. В различные века и эпохи христиане, которые составляли общину, особенно в апостольские времена, знали, что имели очень сомнительную о себе характеристику. Они собирались по ночам, совершали богослужения, читали какие-то тайные писания. Власть языческая боялась этих общин, потому что считала, что христиане могут возбудить народ и учинить бунт. Всякий раз, когда случались в народе какие-то происшествия, эпидемии, пожары, голодные года, обвиняли христиан, думая, что они совершают магические действа, посредством которых можно устрашить общество, заставить покориться всех и войти в христианскую общину. За это христиан притесняли, убивали, распинали подобно Христу, так как они – назаретяне, а Назаретянин был распят. О них шла недобрая молва. Но когда пришло время, исповедание христианское через мученичество показало миру, что сколько бы христианской крови не лилось, от этой веры никто не отступит, будет сила Божия среди этих угнетаемых, гонимых, притесняемых, но свободных духом людей утверждаться. Тогда весь мир пошёл за христианами.

Весь мир – это вся вселенная, которую охватывала Римская империя. Она распространялась от Европы до южных территорий Аравийского полуострова, до северной Африки, захватывая всю эту часть суши. Затем эта империя стала Византийской, в которой христианство утвердилось как государственная религия. Христианские общины, которые наполняли это пространство, люди, которые трудились в Византии, обогощали её, делали её могущественной, сильной, где христианские принципы были основой жизни, там среди народов, вступающих в торговые отношения с христианами, шла молва, что христиане – лучшие из людей.

Потом наступило другое время. Мы знаем, что из-за отступления Византийской империи, которая погрязла, как некогда царь Соломон, взявши себе огромное количество жён и пытался удовлетворить интересам каждой, её традициям, стал строить вместе с Иерусалимским храмом капища для этих жён, угождая жёнам, служил их богам, так и Византийская империя, вступая в различные отношения со странами и народами, служа их богам, отдавая своё богатство на их развитие, как раз в то время формируя банковскую, таможенную систему, стала ослабевать. В результате огромная империя стала приходить в разорение из-за предательства, интриг, но в первую очередь, из-за оскудения веры, отступления от неё.

Такие эпохи расцвета и спада жизни христианских общин мы можем наблюдать и до сегодняшнего дня. Сменяются времена, эпохи, правители, поколения людей. Но слова пророка Исайи, который на этой неделе открывает седмицу, не изменяются. Они всегда одни и те же и характерны для общества, в котором живёт слушающий эти слова человек: «Говорит пророк: и дам вам отроков в начале, и дети будут господствовать над вами. В народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим. Юноша будет нагло превозноситься над старцем, простолюдин над вельможей» (Ис. 1: 3-5). Что за народ живёт в таком состоянии? Пророк говорит: «От подошвы ног и до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, необвязанные, не смягчённые елеем; земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнём, поля ваши в глазах ваших съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими; но омойтесь и очиститесь, и удалите злые деяния ваши от Очей Моих, перестаньте совершать зло, учитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, спасайте сироту, вступайтесь за вдовицу. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земные» (Ис. 1: 6-7, 16, 19). Посмотрите, как характерны эти слова пророка по отношению к русскому народу. Мы ли владеем нашей землёй? Есть ли среди нас правда, истина во взаимоотношениях? Кто правит нами по возрасту, ментальности, образованию, по вере, по сознанию жизни? Каковы мы по своему духовному состоянию? Не находимся ли в ранах и язвах как прокажённые? Как мы живём по отношению к Богу и своей вере?

Сегодня мы говорим о Торжестве Православия, вспоминаем историю о том, как во Христе, Которого проповедовали пророки и за Которым пошли апостолы – ученики, потом утвердилась Церковь Христова. О Христе, Которого сегодня поносят все, но не из-за того, что ожидают лучшего для народа своего, а потому что живут в своём эгоизме, ожидают другого Бога, ожидают другого христа, который приведёт к ложным надеждам, захватит их души, который сделает их рабами, отымет свободу. Израильский народ, в котором жила мессианская идея, не был в нашем понимании нацией. Он не имел своей страны. По сути, это были кочевники. Вспомните Авраама, который уходит и основывает этот народ. Они не могли жить встроенными в какую-то государственную систему, всегда внутри себя были бунтарями. Как только у них начинала отлаживаться (в Египетском царстве, при израильских царях) их собственная государственность, их стройная административная система, они начинали разлагаться и самоуничтожать друг друга. Только в небольшой части народа жила эта мессианская идея свободы, независимости. Как говорит пророк Исайа и тот же царь Соломон, лучше блюдо зелени с любовью, чем кусок мяса с ненавистью и жадностью. Эти люди предпочитали есть полевую траву, чем быть сытыми, но внутренне зависимыми. Русский народ, который по принадлежности к христианству называют новым Израилем, который всю свою историю был подобен ему, никогда не хотел от кого-либо зависеть. Приняв Православную веру, в годы Великой Отечественной войны, когда немцы обещали нашим православным иерархам свободу исповедания в коммунистической стране, призывали организоваться против свержения коммунизма, то иерархи-священники, умудрённые Духом святым, отвергали эти предложения и предпочитали быть гонимыми. Лишь немногие из верующих людей последовали за этой мнимой «свободой», подобно древнему Израилю, который хотел жить сыто и спокойно.

Сегодня нам, простому народу, властью облечённым, духовенству, интеллигенции, предлагается променять эту свободу, это внутреннее состояние бунтаря, но бунтаря против Бога, ради Божественной свободы, ради сохранения образа Божия в себе, для того, чтобы истина Божия и заповеди Божии утверждались на земле, мы обладали своей землёю, верой, жизнью, своим разумом и волеизъявлением. Но когда мы вступаем ради копейки, чести, ради должности, каких-то благ, которые, как нам кажется, мы передадим своим детям, в эти компромиссы, то мы сами разрушаем фундамент жизни народа, отечества, своей страны, Церкви и самих себя. Может, мы и будем счастливы на чужбине, как некоторые, туда уехавшие, но уже никогда не будет той радости от русского солнца, от русской молитвы, поста, Рождества и русской Пасхи. Никогда не будет той радости, когда мы и слёзы друг с другом льём перед Лицом Божиим, и радуемся друг с другом. Это состояние мы должны вернуть друг другу, не быть разобщёнными, не обманывать и не ненавидеть друг друга. Нужно нести Богу покаяние и испрашивать у Него помощи в созидании собственной души, созидании душ всех, кто нам вверен: жён, детей, мужей, друзей, соработников, в созидании ума и сердца начальствующим, тем, кому вверены бразды правления, в созидании всего нашего русского общества и нашей страны.

Тогда можно говорить о Торжестве Православия, что оно зиждется на русской земле на основах евангельских, что Имя Божие, упоминаемое в документах нашей страны, не ради поругания туда включено, а ради того, чтобы перед Богом устыдиться за наше лукавое сердце, за наши нечистые помыслы, неправедные дела. Мы должны стараться вернуть тот дух, которым, стяжая свободу, станем бунтовать против диавола и его приверженцев, хотящих изменить сознание, изменить мир и жизнь, утвердить её не на основах правды, а на основах лжи. И ложь назвать правдой, к этому приучить людей, обладающих бессмертной душой, свободным разумом. Будем в себе сохранять образ Божий, как некогда отцы сохранили для нас эту икону, которую мы сегодня в этот торжественный день почитаем. Будем в этих иконах, как в образе Божием, который есть и в Богоматери, и в святых, видеть Бога-начальника жизни, и через тех, кто отразил его в себе, прибегать к почитанию и поклонению Истинному Богу, и силой Божией в них отразившейся, созидать свои немощные силы, чтобы исполнить то, что предназначено для нас с вами: пройдя путь земного бытия войти в бытие вечное, научить бытию во Христе тех, кто остаётся после нас, чтобы они восприняли этот путь и хранили в себе мысль, помысел, надежду, веру и любовь, которые соединяют со Христом.

Благословение Божие, сила, мужество, крепость духовных и телесных сил да пребудут с нами; да утвердимся в единстве и истинном уповании во Христа Иисуса, Господа нашего. Мир да будет со всеми нами.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,

8 марта 2020 года.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
  25 апреля 2024

 Встречал икону благочинный Павловского церковного округа, настоятель Казанского храма иерей Максим Богомолов.

Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
  25 апреля 2024

25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...

Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
  25 апреля 2024

Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.

В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
  24 апреля 2024

Вместе с благочинным Острогожского церковного округа иереем Алексием Курганским и руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Рыбаком молились выпускные классы МКОУ СО...

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
  23 апреля 2024

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.