Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день одно из песнопений, которое звучит в церковном обиходе, следующим образом выражает нам событие, о котором мы сегодня вспоминаем: «Сидел Адам напротив Рая и горько плакал о нём». Наверное, ни у одного человека на земле не может не вызывать умиления, сочувствия, сострадания и сопереживания плачущий человек. Сегодня этот плачущий человек – все мы, христиане, которые предстоим и представляем себя отлучёнными от Бога. О том, что мы отлучены от Бога не надо сомневаться ни на секунду по одной простой причине: каждый из нас, проходя школу жизни, пред своим Учителем и Господом может быть недобрым учеником. Господь, чтобы научить этого ученика добру, проявляет к нему строгость, через неё пробуждает чувство совести. Через укорения совести мы приобщаемся чувству стыда, через которое мы учимся быть добрыми людьми, которые через совершение добродетелей приобретают благорасположение своего учителя. Так и мы сегодня предстоим перед Господом, как те ученики, которые не обращают внимания на своё домашнее задание. Домашнее задание, которое дано нам, живым людям – это наша жизнь. Нам известны формулы, законы, результаты уравнений, которые мы должны решить. Заключаются они в Заповедях Божиих. К сожалению, мы из-за невнимательности, рассеянности ума, из-за появления в нашей жизни яркого жаркого солнца, светящего нам, убежали развлекаться, отвлекая свой ум от сосредоточения; поэтому делаем в уравнениях, при выполнении упражнений ошибки. Эти ошибки – наши грехи.
Некогда Адам, которому была дана очень важная задача после сотворения мира – познавать и раскрывать законы Божии в этом мире – хотел сразу же получить все необходимые для этого знания. Увлекшись вместе с Евой лестью змия, вкушает он от древа познания добра и зла. При этом до сего момента он постоянно питался от древа жизни, общаясь с Богом. В Новом Завете этот плод древа жизни воплощён в причащении Тела и Крови Спасителя. Общаясь в Святом причастии мы приобретаем те самые жизненные силы, мудрость, разум, рассуждение, чистоту сердца, которые позволяют вместе с Богом нам познавать, открывать мир и Божественное присутствие в этом мире. О людях, не исправляющих грехи, апостол говорит, что их нужно предать в руки сатане. Толкователи рассуждают над этими словами так: когда апостол так говорит, он рассуждает о том, что лучше он будет потерян для вечной жизни, значит, имеет в виду то, что христианину, который в общине не удержался, который согрешает против Заповедей Господних и против жизни церковной, надлежит быть отлучённому от приобщения Тела и Крови Спасителя. Иначе это общение послужит тому, что он сойдёт с ума (он будет считать, что ничего плохого в жизни не делает, что нет нужды ему в исправлении, в покаянии, что он хороший христианин). К сожалению, людей, так рассуждающих, очень много, очень сложно им произнести покаянные слова, признавать свою вину, признавать своё несовершенство, свои изъяны. Изъяны, которые не Бог в него вложил, а приобретённые им самим. Он сам убедил себя в истинности этих изъянов как в норме жизни. Это большая страшная трагедия для человека, который ещё и именует себя христианином, и дерзает иметь общение с Источником жизни, вечных благ. Послужит ли человеку это питание к тому, чтобы он был оправдан и свят, наследовал вечную жизнь? Святые отцы в этом очень сильно сомневаются и постоянно предупреждают таких христиан об опасности.
Церковь Божия заботится обо всех своих чадах, в лоне которой они рождены, то есть через Таинство крещения приобщившись новому Адаму, приобрели звание христиан. Мы с вами, христиане, находясь в общении друг с другом, в церковном общении, каждый год переживаем особенное время, которое выделяется из годового круга и называется Святой Четыредесятницей, Великим постом. Вступая в него, мы находимся на пороге, который позволяет нам к благоуспешному исполнению этого времени, пройти одну важную задачу – попросить друг у друга прощения.
Сегодняшний день, который именуется в народе Прощёным воскресеньем, по описанию сознания, в котором мы должны находиться и понимать, за что должны просить прощения в личной жизни, и вообще, будучи сопричастными мировой истории человечества, даёт нам образ падшего Адама, который отступил от Бога, был изгнан из Рая. Чтобы вновь войти в Рай, стать общником этой жизни с Богом, где Бог присутствует не как довлеющий абсолют, но как Отец, Который любит своё чадо и ожидает его возвращения, нам предлагается произнести слово «Прости».
Будем в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, очень внимательными. Постараемся вспомнить тех людей, которых мы нечаянно обидели, на которых мы обижались, считая, что они нам принесли какое-то неустройство в жизни, обидели нас. Тем, кто далеко от нас сейчас, кто рядом с нами, скажем слова прощения. Начиная, таким образом, подвиг поста, будем входить в него, настраивая себя на лад молитв, рассуждения, чтения Священного Писания, участия в богослужениях, творения добрых дел, искоренения из себя хотя бы одного маленького греховного навыка, который позволит нам, продолжая жизнь, увидеть и другие греховные навыки и привычки, от которых мы, избавляя своё сердце, очищаясь, по слову евангельскому, будем блаженными и чистыми сердцем, потому что узрим Бога. Бога мы можем узреть и в нынешней жизни, ощущая Его присутствие или даже таинственным образом получая откровение. Но особенно когда прекратим наше земное бытие и войдём в вечность, где святые зрят Бога, общаются с Ним и пребывают в нескончаемой радости, молятся о всех нас, как святитель Ермоген, память которого мы сегодня празднуем. Очень символично, что его память приходится на начало поста. Он очень пострадал за православие в русском народе и призывал всех русских людей хранить Святую Православную веру, потому что именно в ней созидается государственность и крепость нашей Отчизны. Ни в оборонных комплексах, ни в материальном могуществе, а в том, чтобы, будучи православными людьми, и наши правители, и мы, простые граждане, жили по взаимной любви и доверии друг к другу, а не желали бы друг друга обмануть, совершить какое-то зло в свою выгоду, тем самым оставить своё собственное государство. Ведь все эти дела неправды ведут к предательству, к соглашательству с соперниками, с теми, кто ослабляет нашу государственность. Всё это ведёт к тому, что народ становится разобщённым, порабощённым, бедным, несмысленным, готовым на любую продажу, вплоть до собственной души, лишь бы было хоть на короткое время здесь, на земле, хорошо. Мы в это время забываем обо всём: о детях, о будущем, о святынях; готовы к братоубийственной войне, ко всяким другим нестроениям. Будем в молитве, в очищении сердца проходить эти святые дни, молиться о своём Отечестве, чтобы Господь устроил в нём благоразумие среди людей, и среди властьпридержащих, и среди простого народа, дал бы нам укрепление в единении, взаимном доверии, к общему труду, чтобы те блага, которые имеет наша Отчизна, были нами использованы к созиданию, к тому, чтобы и нынешнее поколение, и те, кто будет после него, имели бы благополучную и радостную жизнь с благодарностью в сердце к Богу.
Божья милость и благословение на пребудут со всеми нами молитвами святого патриарха Ермогена, покровом Царицы Небесной, икону Которой он некогда обрёл. Вспоминая и рассуждая над сегодняшним днём, войдём с этими рассуждениями во дни Святой Четыредесятницы, приуготовляя себя к очистительной жертве, спасительному крестному шествию, к радости Святого Христова Воскресения. Храни вас вех Господь.
Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,
1 марта 2020 года
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, настоятель Воскресенского Белогорского мужского монастыря игумен Илия (Ждамиров) и братия монастыря в священном...
Встречал икону благочинный Павловского церковного округа, настоятель Казанского храма иерей Максим Богомолов.
25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...
Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.
Тема встречи была посвящена профилактике абортов.
Вместе с благочинным Острогожского церковного округа иереем Алексием Курганским и руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Рыбаком молились выпускные классы МКОУ СО...
Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...