Дорогие братья и сестры, приветствую вас в день прощёного воскресенья!
По древней традиции мы собрались в храме, чтобы перед вступлением на поприще Великого поста взять благословения у Бога.
Эта традиция берёт начало в первые века христианства, когда начинали своё бытие монашеские общины. Братия из монастырей перед началом Великого поста покидали обитель, врата затворялись, а братия расходилась по пустыне, чтобы, находясь в уединении, пребывать в созерцании своего сердца, взывая ко Господу, обрести мир в своём сердце, примирить своего внешнего человека с внутренним, научиться слышать голос Божий.
Чин прощения, который мы совершаем сегодня, основан на том, что братия монастыря, уходя в пустыню, прощались друг с другом, будто они видятся в последний раз. В действительности так оно и есть. В современности практически всё пространство земли населено людьми. Во времена первых веков христианства, когда только развивалась монашеская община, монахи искали уединения. Египетская пустыня была для этого подходящим местом: уединённая, удалённая от человеческой цивилизации, место, где встречались дикие звери, опасные насекомые. Нам кажется, что египетская пустыня – это тёплое место, но в ночное время, тем более в период Великого поста там достаточно холодно. Людей в этих местах подстерегали различные опасности. Люди вверяли свою жизнь Господу, полностью уповая на милость Божию. Для кого-то время Великого поста становилось последним временем, и они уже не возвращались в обитель, чтобы увидеть братию и встретить Светлое Воскресение Христово. Те же, кто возвращался в монастырь, приносили плоды своих подвигов, своей созерцательной жизни, которые становились тем посохом, который являл помощь и опору тем, кто приходил в монастырь для обретения покоя в душе, чтобы научиться в монастыре смирению, терпению, любви и прощению. Стяжая в себе эти христианские добродетели, научиться общаться с Богом, слышать Бога, чтобы жить по Его заповедям.
Подражая тем древним монахам, мы, братья и сестры, хоть и живём в миру, но собрались в храме, как в стенах монастыря. Каждый из нас покинет этот храм по окончании Чина прощения, придёт в пространство пустыни своего бытия. Пустыня – это время нашего поста, дикие звери, вредоносные насекомые, опасности, которые могут нас подстерегать – это наши вредные привычки, наши грехи, с которыми мы привыкли находить компромисс в обычное время. Очень легко скрываясь за этим компромиссом оправдать свои немощи, свои человеческие склонности и слабости. Но каждый из нас ждёт, что придёт день, когда мы начнём жизнь с чистого листа, исправимся, станем людьми добропорядочными, святыми людьми, которые живут по заповедям Божиим. Такое время настало. Для каждого из нас в дни Великого поста даётся такая возможность – средство начать всё с чистого листа. Это средство – милосердие Божие. Оно даётся Богом неограниченно для каждого из нас, каждый может им воспользоваться. Для кого-то, возможно, это средство будет единственным и последним, потому что этот пост для него может стать последним, и человек предстанет пред Лицом Праведного Судии. А возможно, что этот пост станет последним для человека, который окончательно отпадёт от Бога, потеряет веру и окончательно согласится не только с компромиссом собственной совести, но станет согласным пойти на компромисс с самим дьяволом, и уже не будет слышать голоса Божия, понимать, что такое правда Божия, умертвит окончательно свою совесть и сравнится с самим сатаной, врагом Божиим.
Для каждого из нас это время испытаний своего внутреннего человека. Апостол в сегодняшнем послании, которое слышали за литургией, говорит: не превращайте попечение о плоти в похоти. Пост – время, когда мы с вами примиряем нашу душу и тело. Душа начинает освобождаться от отягощений плоти, а тело увлекает душу, что в своих греховных склонностях заставляло выполнять, воплощать в жизнь то, что приносит сиюминутные желания, те греховные навыки, которые не свойственны самому телу, потому что тело – это вещество, не имеющее разума, но руководствуется тем, что диктует ему душа. Разумная душа является производным, наследием отца и матери. Мы, заглушив дыхание Божие и любовь отца и матери, нарушаем всякую заповедь Божию, превращая душу в средство, которое служит экспериментальной площадкой, в лабораторию по производству грехов, навыков, которые покорённое тело начинает выполнять. В какой-то степени становится неким спортивным интересом. Мы знаем о том, что не нужно осуждать, завидовать, злиться, творить беззакония, которые отягощают наше человеческое существо, призванное слышать голос Божий, быть с Богом. Но при этом мы просим послабление, оправдывая себя тем, что обстоятельства жизни так складываются, люди такие чёрствые и прочее, и прочее. Христианин не должен быть таковым. Множество людей называют себя христианами в нашем отечестве. Но только небольшая часть из них будет поститься не ради самого поста, но ради содержания постного времени, чтобы открыть в себе способности слышать голос Божий. Остальная часть будет оправдываться тем, что они заняты, работают, учатся, находятся в дороге, поэтому не смогут поститься, будут говорить о том, что пост – это форма управления, которую придумала Церковь, священники, чтобы управлять прихожанами.
Великий пост – это время, которое даёт возможность за короткое время перелистать фотоальбом истории человечества от сотворения мира. Но от того, кто как будет внимателен в это время, зависит его участь. Или же невнимательность приведёт человека к окончательному его осуждению, к тому, что его компромиссы с собственной совестью приведут его в компанию с самим дьяволом, либо находясь на грани того, что дьявол придёт к власти, человечество обретёт путь к спасению, и вера в Воскресшего Господа поможет человеку утвердиться в том восторге и стремлении, в котором находились первые христиане во времена апостольские, забывая себя проповедовали, что Христос был распят, умер и воскрес ради человека. А воскресши, спас всё человечество. Если это неправда, то напрасен наш сегодняшний день, напрасно время начинающегося поста.
Но как вы видите, на протяжении всей истории христианства, несмотря на все гонения, на тысячи людей, которые пролили мученическую кровь, христианство только утвердилось и смерть этих людей только воодушевила на подвиги и исповедание веры последующие поколения. Ещё недавно, в 60-е года, во время хрущёвских гонений, кому нужен более длительный срок – время революции – мученическая кровь лилась рекой, утверждая веру и Церковь, воодушевляя нас к тому, чтобы мы неотступно следовали их стоянию в вере, подражали им в искренности веры.
Общее христианское состояние жизни по вере побуждает христианское сообщество творить дела веры, которые помогают стяжать христианское настроение и вечное спасение отдельного человека будет средством спасения детей, которые находятся рядом с ним. Потому что человек, спасая себя, обязательно будет служить своему ближнему, чтобы он был спокоен, радостен, утешен, не терпел нужду, не был в обстоятельствах, которые каким-то образом его притесняют из-за нашего эгоизма. Простые вещи, которые являются предметом нашей ежедневности. Но можем ли их в повседневности проявить? Необходимы какие-средства. Эти средства именуются благодатью. Время Великого поста как раз является тем временем, той возможностью, которая эту благодать, помогающую нам в простых житейских истинах, евангельские вечные истины, которые освящают все обстоятельства нашей жизни, действительно укрепить в бытности своего бытия. Тем самым научиться быть добрыми верными христианами, следующими за Христом.
Я желаю всем, всечестные отцы, братья и сестры, с любовью в простоте сердца, со знаниями, которые мы имеем как добрые христиане, пройти святое время Великого поста. Начавши пост с любовью, рвением, уже не отступать впоследствии от этого настроения и пронести в неотступном внимании каждый день Святой Четыредесятницы, войти в Страстную седмицу, чтобы вместе с Господом взойти на Голгофу, вместе с Ним умереть и с Ним воскреснуть. Я желаю нам Его благодатной помощи в этих святых днях.
Многие работают и учатся. Не оставляйте поста, творите Иисусову молитву, старайтесь никого не осуждать, не вешать ярлыков. Тоже и дома, среди своих домочадцев. Попросите молодёжь, своих родственников, чтобы они попостились хотя бы первую неделю поста и Страстную седмицу, чтобы постепенно привить им навык поста, воспитать в них благоговение, страх Божий к этим святым дням. Просите, чтобы они хотя бы одно евангельское повествование одолели за время поста, вдумчиво прочитав его вместе с толкованием. В церкви за богослужением Священное Писание будет прочитано от начала человеческого бытия, с первых страниц. Было бы хорошо, чтобы мы дома прочитывали эти страницы на русском языке, чтобы понимали смысл строк, читаемых на службе, чтобы нам понять историю человечества, заключённую в этих самых строках.
Время поста пройдёт очень быстро. 40 дней – это всего лишь 10-я часть года. Если оглянуться, то увидим, сколько дней в году мы проводим праздно, греховно. Мы поймём, что этого времени, которое даёт нам Господь для очищения, очень мало, если мы действительно сознаём свою греховность. Но эти дни будут нам в пользу, если мы вдумчиво, с любовью это время совершим, с пользой для души каждого из нас.
Я желаю всем нам помощи Божией. Стоя у врат Великого поста, каждый из нас надеется, что наша совесть будет очищена, что мы обновим своё человеческое, физическое и духовное существо, научимся и молиться, и прощать, и быть прощёным, научимся быть добрыми людьми, которые действительно соответствуют христианскому званию.
С этой надеждой и я предстою пред Лицом Божиим и всеми вами и прошу у вас всех в сегодняшний день простить меня за мои прегрешения вольные и невольные, за недоброе слово, резкое выражение, за ревность, которую проявляю в служении, за невнимание и нерадение к тому делу, к которому призван Святой Церковью, за недобрый пример, которым соблазняем вас.
Желаю, чтобы каждый из вас, исповедующий свою греховность и очищающий свою совесть, осуждающий себя, прося прощения у других, обрёл у Господа прощения, и в этом состоянии, примирившись с Богом и людьми, утвердился в этих путях и не обращал бы внимания на те греховные навыки, которые так соблазнительно увлекают нас, но потом с горечью и сокрушениями просыпаются в нашем сердце, напоминая нам об утраченной благодати, удалении от Господа, о том, что мы в таком состоянии можем стать оглохшими и не слышащими голос Господа.
Помоги нам всем Господь Своей благодатью и человеколюбием.
Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь
18 февраля 2018 года
5 декабря, ответственный по миссионеркой работе в Россошанском благочинии иерей Михаил Гусарев посетил секцию епархиального миссионерского отдела, которая проходила в г. Павловске в филиале «Губернски...
4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспитанники Манинского детского сада вместе с педагогами посетили храм святого Великомученика и Победоносца Георгия села Манино Калачеевског...
3декабря в Доме работников просвещения Острогожска состоялось мероприятие, посвящённое «Дню инвалида».
В нём приняли участие заместитель главы Острогожского муниципального района по социа...
1 декабря прихожане Михайло-Архангельского храма г. Острогожска при взаимодействии с волонтерской группой Острогожского благочиния «Стерильность фронту — Острогожск» передали гуманитарную помощь
3 декабря, в День неизвестного солдата, в г. Россоши у центральной братской могилы состоялся митинг.
4 декабря 2024 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил архипастырский визит на соименный приход р.п. Ольховатка Росс...
С 3 по 4 декабря по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в рамках празднования 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, ковчег...
4 декабря - праздник Введения (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.