Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в великий праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в великий праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

  19 января 2018  |    759
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в великий праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, приветствую вас с праздничным днём.

Мы начинаем праздновать событие Крещения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Обращаясь к Евангельскому повествованию, которое только что прозвучало об этом событии, произошедшем в обетованной земле, на берегах священной реки Иордан, давайте поразмыслим над тем, какое значение для нас, верующих христиан, имеет это событие.

Господь Иисус Христос исходит на проповедь Евангелия Царства. Идя на проповедь, как человек, рождённый в среде своего народа, воспитанный традициями религии, культуры, в трудолюбии, во внимании к жизни своего народа, Он, вступая на путь, которым Ему надлежит возвестить правду Божию, одновременно вокруг Себя видит совершающиеся пророчества. Пророчества ветхозаветных праведников, которые говорили об этих днях, событиях. Говорится в этих пророчествах народа израильского в основном о том, что придёт избавитель, Мессия, который даст свободу людям своим от их грехов.

Мы с вами помним, что недавно, в праздник Рождества Христова звучало пророчество пророка Исайи. Сейчас, в преддверии пришествия Мессии, говорят пророки, что надлежит явиться Илии, древнему пророку израильского народа, который уничтожил идолопочитание и вернул народ к поклонению Единому Истинному Богу. Когда Христу впоследствии ученики задавали вопросы о том, был ли Илия, когда надлежало прийти Мессии, Он ответил, что был Илия, но его не узнали, поступили с ним как хотели. Эти слова Христос сказал об Иоанне Крестителе, который сейчас у реки Иордан, в местечке Вифавара, совершает крещение людей.

Что значит «крещение»? Это слово означает «омовение». Иоанн погружает людей в иорданскую воду. Приходят к нему вельможи, князья, знатные люди, и, Иоанн, обращается к ним: «Эй вы, порождение гадюк, что вы пришли сюда? Хотите убежать от будущего гнева? Идите и сначала восстановите всякую правду».

Нам часто кажется, что внешними действиями мы с вами можем обрести милость Божию. Как те ветхозаветные люди, которые слышали проповедь Иоанна Крестителя о крещении в Иордане, думали, что омоются в воде Иордана и получат очищение грехов. Часто получается так, что совершив какой-то грех, мы пытаемся быстро его смыть с себя каким-то внешним действием, но совершенно не трудимся над тем, чтобы искоренить его действия из нашей души. И нам, пока мы находимся в таком состоянии, звучит голос Иоанна Крестителя: «Эй вы, порождение гадюк! Что вы, хотите избавиться от будущего гнева?» Очень важно христианам иметь страх, ощущение некоего ужаса от такого обращения к себе. Наверное, тогда от таких слов в нас пробуждается совесть, наше сердце. Тогда мы вспоминаем, что когда-то стали христианами, были погружены уже в иорданские воды подобно Христу Спасителю и многим праведникам, которые пришли креститься от Иоанна в Иордани. Мы были рождены для иной жизни, были призваны, чтобы носить на своём челе дар Духа Святого и Имени Христова.

Какую печать на своём челе мы носим? Дьявольскую печать, потому что приобщаемся к делам неправды и греха. Уходим от данной нам Богом чистоты в Таинстве Святого крещения. Это не минует ни одного из нас, дорогие братья и сестры, и не нужно думать, что мы говорим о каких-то других людях, но только не о себе. У каждого из нас есть какая-то скверна или порок, который нас отлучает от благодати Божией, удаляет нас от первозданной чистоты купели Крещения. Но нам дана надежда в воплощении Сына Божия, Христа, и призыв Его последовать Евангелию Правды, преодолевая тьму искушений от дьявола, гордости нашей, похоти очес и похоти плоти приходящей. Преодолевая и побеждая их, мы вновь становимся союзниками Божиими в делании правды. Тогда наши внешние действия не будут осуждены словами Иоанна Пророка. Они будут восприняты как дар служения Господу. Это служение будет чистым, непорочным, святым.

Давайте с вами обратимся к месту, где происходит крещение. Святая Земля, город Иерусалим. Мы с вами много раз говорили об этом городе и упоминали, что в Иерусалим можно попасть не каким-то иным путём, а только взойти в него, потому что он находится на возвышенности. Этот город на 750 метров выше уровня моря. Как известно, долина реки Иордан, впадающей в Мёртвое море, ниже уровня моря больше чем на полкилометра. Какая символика в этом? Христос воплощается для спасения человека, нисходя к человеку. То есть на самое дно человеческой жизни. Он не пришёл в Иерусалим, на вершину жизни, а в самый низ, чтобы вывести человека из этого дна и возвести его в Иерусалим, священный город, где есть присутствие Божие, где есть свидетельства правды, есть святая гора Сион, с которой связано огромное количество пророчеств об  искуплении человеческого рода, с будущим судом над человечеством. К каждому из нас, на дно нашей жизни пришёл Христос, чтобы возвести нас на вершину Своего Божественного жилища, в святой град Иерусалим. Видимым образом сейчас мы с вами, находясь в храме, во время богослужения, находимся в этом Иерусалиме, приведённые сюда Богом, потому что каждый из нас, начав свою жизнь, родителями был принесён в храм для принятия Святого крещения. Мы родились в купели, чтобы быть изведёнными со дна человеческой жизни. Но как часто мы на это дно опять падаем! Вновь и вновь нам нужна Божественная рука, которая выведет нас из этого дна в горний Иерусалим, где мы увидим Славу Всевышнего.

Среди нашего народа, к сожалению, к Крещению очень обыденное отношение. Многие считают, что в храм на Крещение можно прийти просто за святой водой. Евхаристии же придаётся очень малое значение. Но ведь Евхаристия – это главное христианское Таинство. В нём не возможно было бы участвовать, если бы христианин однажды не был бы участником Таинства Святого крещения. Смотрите, как сочетаются эти два Таинства, и одно без другого существовать не может. Нам нужно с вами сегодня помолиться о том, чтобы знание нашей веры, постижение тайн Божиих, символы, о которых мы с вами рассуждаем, значение их было бы для нас не чуждо, но каждый день мы обращали  бы к ним свой внутренний взор, свои мысли, переживания своего сердца, вспоминали бы себя лежащими на дне греховной ямы, на дне человеческой жизни, какой бы грех не совершили, малый или великий, но он отлучил нас от Правды Божией. Во время Божественной Евхаристии нам подается  Божественная рука, выводящая нас из этой преисподней к свету Горнего Иерусалима, в котором можно присутствовать только оправданным, омытым в купели крещения и искуплённым драгоценной Кровью Спасителя.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь

в праздник Святого Богоявления

19 января 2018 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...

В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
  21 апреля 2024

Участниками игры стали представители молодежных групп пяти благочиний: Россошанского, Острогожского, Калачеевского,Павловского и Каменского.

Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
  21 апреля 2024

Ребята заняли в соревновании первое место и получили приз.

Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
  21 апреля 2024

Мероприятие проходило в несколько раундов на территории Свято-Ильинского кафедрального собора города Россошь.

В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
  21 апреля 2024

21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...

Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
  21 апреля 2024

21 апреля в городе Россошь прошел епархиальный брейн-ринг. В интеллектуальном соревновании приняли участие команды из пяти благочиний епархии.