Слово на освящение храма Богоявления Господня в с. Сухой Донец / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово на освящение храма Богоявления Господня в с. Сухой Донец

  4 января 2018  |    909
Слово на освящение храма Богоявления Господня в с. Сухой Донец

Во Имя Отца, им Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе дорогие отцы, многоуважаемый Сергей Васильевич, Александр Васильевич, дорогие братья и сестры, я сердечно приветствую вас в сегодняшний день, когда мы с вами совершили Чин Великого освящения храма в честь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа.

Событие, которое мы сегодня совершили и которым начинаем новый год – пролагает путь всего остального нашего бытия: каждый день, каждый новый год, который будет начинаться, всё время, которое Господь благословил нам на земле. Почему я так рассуждаю? В большинстве своём люди, здесь стоящие, и среднего, и молодого возраста. Для нас очень важны события жизни, которые оставались бы светлыми воспоминаниями, утешающими и ободряющими нас. Когда человек преклонных лет подходит к концу своей земной жизни, он набрался таких впечатлений, скопил такую сокровищницу, ему легче идти в вечность, потому что, имея опыт жизни, он понимает, над чем ему нужно рассуждать, над чем задуматься, о чём надо помолиться Богу, в чём попросить прощения и помощи. Пока мы молоды, мы печёмся чаще о наших земных, житейских нуждах. Но человек, проживший жизнь, молится о том, чтобы Господь подготовил его войти в вечность, чтобы его душа и сердце смогли узреть Славу Божью, смогли соприкоснуться с тем светом невечерним, который сияет для всех святых, в котором пребывают ангелы. Это особенное состояние.

Сегодняшнее наше участие в освящении храма даёт особую память, особые чувства, которые нам помогают среди ежедневных, ежегодных впечатлений быть главными, потому что напоминают нам о Боге. Что для человека может быть главнее того, что он стоит перед Лицом Божиим, что он – творение Божие, что Творец ради спасения человека воплотился на землю, прошёл такой же жизненный путь, как всякий человек, терпел нужду, притеснения, и жизнь Свою закончил не как Божественный полководец, имеющий необычайную силу, а как гонимый и ненавидимый раб, который распят на кресте, предан всеми, оставшись один. Это чувство одиночества присуще и нам с вами. Поэтому Господь, зная, что в этом одиночестве люди впадают в уныние, пребывает в этом состоянии, чтобы нам помочь. Вот почему важно иметь в памяти и рассуждать о таких замечательных событиях, которые восхищают от повседневности, от прошения у Господа о нуждах на земную жизнь, к прошению Господа о нуждах для наследия в вечности.

Сегодня во время освящения храма при чтении Евангелия звучали замечательные слова. Во-первых, в апостольском послании мы призываемся не только словом, а своей жизнью творить добрые дела, которые свидетельствовали бы о нас как о наследниках и последователях Христовых. Потом говорится о том, что Господь дал человеку хлеб жизни, древо жизни, как и сотворил его в Раю. Но по своим прегрешениям человек был изгнан из Рая. Но новое обетование, новое древо жизни, новые плоды этого древа даются человеку, когда он следует за Христом. Сам Христос в Евангелии потом скажет: «Я Хлеб, Который сошёл с неба, и кто будет питаться Мной, не будет никогда голодным» (Ин. 6:35). Псалмопевец говорит такие слова: «Хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15). Христос, истинный Хлеб, укрепляет сердце человека. Для чего? В первую очередь для того, чтобы бороться со грехом. Часто мы греху придаём мало значения. Нам кажется, что это параллельная с нами реальность, с которой мы можем соприкоснуться в силу обстоятельств, нашей слабости, привычек. Но мы забываем большую опасность. Когда мы выходим в лес, мы знаем, что там есть дикие звери, которые могут причинить нам вред. Одни крупные, их видно и можно от них спрятаться. Но есть маленькие – змеи, грызуны, ядовитые пауки. Часто именно от их укуса гибнет человек. Так и грехи. Таких явных, больших грехов, как воровство, убийство, открытое бунтарство, мы стараемся избегать. Но есть тайные грехи, о которых знаешь только ты, которые как бы шепчут: «Не бойся, что будет с тобой? Пойдёшь потом исповедуешься, тебе простят, будешь жить дальше». Но они как раз приводят человека к растлению, и человек, попав под их власть, теряет чувство реальности в своей жизни и становится настолько порабощённым грехом, что срамные дела он не боится творить на виду у всех. Ведь душа его уже мертва, она ослепла и ничего не чувствует, не знает. В этом смысле очень показательно евангельское чтение, которое продолжает нас вести ко Христу как к исследователю жизни.

Молодой юноша приходит к Спасителю, кланяется Ему. Спаситель видит его настроение, и говорит евангелист: «Полюбил его Христос». Христос спрашивает, чего хочет юноша, и слышит ответ: «Унаследовать вечную жизнь» (Мф. 19: 16). Если хочешь унаследовать Царство Небесное, иди и твори заповеди Божии, говорит Христос. Часто мы тоже так рассуждаем: твори заповеди Божии, и унаследуешь Царство Небесное, будешь спасён. Но юноша отвечает: «Господи, всё это я исполнил от самого молодого возраста. Для меня заповеди – это не новая наука, а естественное состояние» (Мф. 19: 20). Христово сердце ещё больше умилилось об этом человеке, и говорит Он: «Тогда нужно сделать только одно – иди и раздай своё имение» (Мф. 19: 21). Юноша был богатым человеком, и тут сердце его начало скорбеть. Мы  с вами только что говорили о тайных грехах. Этот юноша живёт по заповедям, прекрасно воспитан, для всех является примером, но богатство, сребролюбие владеют его сердцем. Он огорчился потому, что нужно с этим расстаться, необходимо как-то разобраться с этим. Святые отца, рассуждая о подвижничестве, чревоугодие и сребролюбие отмечают как самые страшные грехи, приводящие человека к духовному окаменению. В одном случае, когда угождаешь своему чреву, попадаешь в его власть и ничего не можешь с собой поделать, трудно управлять собой, установить себе режим, нарушается динамика жизни человека, в результате человек впадает во многие болезни. Человек, который одержим страстью стяжания, постоянно ищет себе приобретение, правдами или неправдами. Даже самый благовидный предлог, благополучные обстоятельства, в которых предлагается совершить милостыню, кого-то поддержать, производят в сердце человека боль, потому что ему тяжело расставаться с накопленным, тем, что обладает его жизнью и составляет его жизнь. Что же будет с этим юношей, рассуждают ученики Христовы. Христос говорит на это, что невозможное человеку возможно Богу (Мф. 19: 26). В каком бы состоянии греховности, добродетели или достатка мы не находились бы, если обратимся ко Христу, этому истинному Хлебу жизни, источнику Божественной благодати, направляющей нас, человек получит утешение и научится тому, как устроить свою жизнь таким образом, чтобы она была устремлена ко славе Божией.

Люди на определённых этапах развития цивилизации искали иных богов, иных ценностей. Из-за этого стало возможно страшное расслоение в обществе, стала возможной революция, потом периоды богоборчества, убийство верующих, разрушение храмов, поругание святынь. Потом пришли новые времена, которые многие из нас прошли, где говорится, что нужно верить в человека, в труд человеческий. Ну а «бог то он бог, да не будь сам плох». Эти девизы привели к тому, что человечество разучилось сочетать свою жизнь с Богом и действительно, по-настоящему чувствовать себя счастливым на земле. Мы привыкли смотреть на образцы иного поведения, иной культуры. Мы даже говорить по-русски часто не можем грамотно, а писать тем более. Произведения своих классиков мало знаем, забываем свои традиции. То, что все традиции наши, русская классика, вся культура освящена православием, для нас вообще является чуждым. Это всё есть наследие тех страшных времён. Слава Богу, что сейчас у нас есть такая возможность выступать как свидетели истории, свидетели того, какое горнило испытаний прошёл наш народ. Очень важно научиться на этой истории быть целостным. Каждый: маленький, большой, старый, молодой – должен научиться быть целостным человеком, сочетать свою жизнь с Богом, и от Господа, конечно же, просить себе помощи в земных нуждах, но если это послужит спасению. Больше же просить прощения прегрешений. Научиться через Евангелие быть гражданином Неба, быть наследником Царствия Божия,  к этому устремлять свою жизнь, молодёжь свою научить быть таким, как тот юноша из евангельского чтения, который пришёл ко Христу и которого Христос полюбил, чтобы Христос полюбил и нашу молодёжь, чтобы увидел те божественные зачатки, которые Он Своей силой может восполнить. Помните, что невозможное человеку возможно Богу. Дай Бог, чтобы эти слова были адресованы каждому из нас, но адресованы именно так, чтобы Господь полюбил наше сердце, которое стремится к Нему, старается жить по Его заповедям, стремится знать Его Божественную волю, которое любит свой народ, традиции, освещает их молитвой, православной верой, хранит свои святыни.

Скоро Рождество. Накануне Рождества свидетельство того, что Небо соединилось с землёй, Христос воплотился ради человека – этот новоосвящённый храм. Ведь земное Небо – это храм. Небесная земля – это храм. Вертеп, в котором рождается Христос – это храм. Место, где мы с простотой пастухов поклонимся и возвестим славу Рождшемуся Богомладенцу – это храм. Место, в котором мы постигаем науку, мудрость, знание, силу, куда пришли мудрецы с Востока – это тоже храм. Какой замечательный подарок Господь через людей, умеющих сочетать в себе веру и дело, дал всем нам в начале нового года. Нужно молиться за таких людей и просить, чтобы Господь не оставлял их Своей силой и благодатью, молиться о самих себе, чтобы Господь и нас просветил такими же движениями сердца, какие носят в себе люди, подарившие нам храм, молиться о том, чтобы не оскудела в храме Божья благодать из-за наших грехов и чтобы грехов становилось меньше, а святых среди нас становилось больше.

Я поздравляю всех вас, дорогие селяне, с сегодняшним событием. Пусть благодать Божья нисходит на это святое место, утверждается и пребывает здесь до скончания века. Пусть храмами, которые наполняются Духом Святым, станут ваши сердца. В течение 7 дней здесь будет совершаться Божественная литургия. Призываю вас ни одного дня не пропускать Божественной службы в храме, приходить и намаливать его своим присутствием, чтобы Божья благодать соединялась с верой и горением человеческого сердца. Вы тогда увидите, как преобразится ваша жизнь, только нужны вера, стремление и делание. Если это  будет, то всё, о чём говорили: ощущение счастья, радость непременно посетит нашу жизнь.

Я желаю Божьего благословения в сегодняшний день. Примите в дар храму образ святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, которые были просветителями славян, дали нам азбуку, дали Евангелие, которое мы должны читать каждый день, и, научаясь на нём, устраивать свою жизнь. Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, молите Бога о нас.

епископ Россошанский и Острогожский Андрей,

04 января 2018 года

 

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В среду пятой седмицы Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Калач
В среду пятой седмицы Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Калач
  17 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма иерей Димитр...

Клирик благочиния посетил Дроздовскую общеобразовательную школу
Клирик благочиния посетил Дроздовскую общеобразовательную школу
  16 апреля 2024

Священнослужитель провел встречу с преподавателями и учениками 4, 5 и 6-х классов. Тема беседы: «Великий пост - путь к Пасхе».

Для учащихся кантемировского лицея прошла бесед о вреде курения табачных изделий и вейпов
Для учащихся кантемировского лицея прошла бесед о вреде курения табачных изделий и вейпов
  15 апреля 2024

В мероприятии принял участие помощник благочинного Богучарского церковного округа по профилактике наркомании и алкоголизма, настоятель Троицкого храма р.п. Кантемировка протоиерей Михаил Шушеров.

Икона со святыми мощами благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова продолжает свое шествие по храмам благочиния
Икона со святыми мощами благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова продолжает свое шествие по храмам благочиния
  14 апреля 2024

14 апреля образ прибыл в Казанский храм села Покровка. После Божественной литургии икона посетила пансионат «Коротоякский», где был отслужен молебен.

В воскресной школе Ильинского кафедрального собора состоялось мероприятие, посвященное седмице преподобного Иоанна Лествичника
В воскресной школе Ильинского кафедрального собора состоялось мероприятие, посвященное седмице преподобного Иоанна Лествичника
  14 апреля 2024

Ребята узнали о житие Синайского подвижника, его главном творении - «Лествице». Построили свою великопостную  «лествицу»,  отразившую осознанные нравственные задачи детей - «ступени», с...

В селе Старая Калитва продолжается строительство нового храма
В селе Старая Калитва продолжается строительство нового храма
  14 апреля 2024

В конце 2018 года по благословению правящего архиерея, решением приходской общины Успенского храма было принято решение о строительство нового храма в центре села. Сейчас в нем идут работы...

В Неделю 4-ю Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе
В Неделю 4-ю Великого поста Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе
  14 апреля 2024

За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь Ильинского собора иерей Павел Белов.

В актовом зале Епархиального управления состоялся поэтический вечер
В актовом зале Епархиального управления состоялся поэтический вечер
  13 апреля 2024

13 апреля в актовом зале Епархиального управления состоялся поэтический вечер поэта, прозаика, актера театра «Рамс» Артура Ктеянца.