Слово на притчу о сеятеле / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово на притчу о сеятеле

  29 октября 2017  |    687
Слово на притчу о сеятеле

Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, дорогие  братья и сестры, я приветствую с воскресным днём и желаю, чтобы благословение Божие пребывало со всеми нами всю предстоящую седмицу, которая началась с сегодняшнего дня, в наших трудах, заботах, семейных нуждах, нашем общении, чтобы наше предстояние пред Лицем Божиим было бы нам в благословение, а не в осуждение. Начинаем мы неделю с молитвы, так дай Бог, чтобы и каждый наш день начинался с молитвы и заканчивался благодарением Господу.

Сегодня мы с вами слышали от отца-проповедника о притче, описанной в Евангелии, в которой говорится о сеятеле. Для нас очень важно извлечь нравственные уроки из этой притчи. Что происходит с каждым из нас, чем живёт мир? Мы, именующие себя православными христианами, приняли семя благодати, которое было в нас посеяно в Таинстве святого крещения. Это семя должно в нас возрастать.

Если мы посмотрим логически, на земле растёт множество растений, которые проходят физиологический процесс своего развития. После цветения образуется плод, семя, ветер затем разносит его по земле. Падая на землю, оно произрастает, и таким  образом умножаются эти растения. Или человек специально ищет семена, которые он культивирует, выращивает в домашних условиях, чтобы плоды от этого семени питали его нужды. Таким образом, человек устраивает свой быт. Реализует излишек, который остаётся, приобретает себе денежные средства или раздаёт людям, и так умножает свои добрые дела, которые через творение христианской добродетели милостыни ему умножают возможность вечной жизни и оставления прегрешений, даруют радость о Господе.

Посмотрите, какие образы мы используем, рассуждая о семени. Человек же, принимая благодать Божию, должен в почве своей души, сердца умножать эту благодать. Но если мы с вами люди рассудительные и окружающий мир для нас проходит не безразлично, жизнь наша нам дорога, мы расцениваем её как дар Божий, мы будем смотреть на эти описанные образы притчи о сеятеле ещё и с другой позиции.

Семя – это не только дающаяся нам благодать, но семя, которое даётся от Господа благодатью Его, может быть или похищено, или заглушено, или принесёт плод. Мы, принимая в своё христианское сердце различную информацию, которая приходит к нам извне, можем заглушить действие благодати и лишиться её. Таким образом, останемся без сил и средств, которые помогают эту благодать нам приумножать и приносить добрый плод христианской жизни.

Ещё мы должны рассуждать об этом следующим образом. Ныне, как и во все времена христианства, вместе с утверждением веры, с развитием церковного общества, умножаются и ереси, лжеучения, расколы и смущения, которые наполняют человеческую жизнь и похищают человека у Бога. В настоящее время мы можем говорить о том, что таких лжеучений и разной информации, губительной для человека, вокруг нас обильное множество. Она распространяется вокруг нас очень быстро. В современности сокращены отрезки информационных потоков. Если раньше письма отсылались по почте, и нужно было время, чтобы получить информацию, то сейчас, в течение нескольких минут по совершении какого-либо события, информация разлетается по всему лицу Земли (трагедия ли, радостное событие или какое-то мнение о происшедшем). Чаще всего такие события будоражат человечество и не носят конструктивный развивающий характер, а ввергают наш разум и сердце в сомнения разного плана: недоверие друг ко другу, к власть придержащим, к самому евангельскому учению. Рассматривается всё через призму сомнений на основе лжеучений, которые утверждаются их распространителями как истинные. Чаще всего эти распространители, которые говорят о своём мнении относительно Священного Писания, церкви, понятия не имеют, что есть Священное Писание или жизнь церкви. Они не читали никогда его или если и читали, то засоряя свой ум, обосновывая это тем, что хотят развиваться, другими мнениями, учениями, повреждают свой рассудок, и уже не евангельскими, не библейскими сюжетами описывают свои научные достижения, а теми мнениями, которыми наполняют свои знания, считая, что они более истинны. Например, говоря о Христе, сравнивают Христа с Осирисом, божествами египетской мифологии или какими-то языческими образами, которые были развиты в античную эпоху до христианства. Либо говоря о Христе, привносят мнения, которые развиваются с точки зрения греховной природы человеческой, когда люди, стремясь оправдать свои грехи и несовершенства, хотят Богу приписать то, носителями чего являются сами. Так в человечестве поселяются сомнения, мысли о том, что можно по-другому смотреть на веру, на религиозное сознание, религиозные правила и само евангельское учение. Это опасный путь, который приводит к ересям и расколу.

Недавно, говоря о наших великих писателях-классиках, я вспоминал Льва Толстого. Безусловно, это глубина, громадина мысли нашего русского литературного творчества. Он в образах передавал душевное и духовное состояние общества, в котором сам жил. Но, отойдя от Христа, не стремясь к Нему и не желая раскрыть Христа в себе, он создаёт свою религию, своё евангелие. Тем самым удаляет себя от церкви, лишает себя благодати. Так и мы, если не развиваемся в пространстве евангельского мышления, евангельского рассуждения о жизни, мы удаляем себя от Христа и лишаем себя благодати.

Очень важно, чтобы принятое нами в крещении семя благодати не оскудевало и не уничтожалось в нас, но размножалось посредством нашей христианской добродетельной жизни. Мы должны уметь сортировать приходящую к нам информацию, уметь отказываться и отвергать то, что может посеять в нашей душе сомнение. Мы должны быть людьми, утверждёнными в вере. А, утверждение в вере происходит через серьёзный труд. Этот труд в основе своей содержит чтение Священного Писания, Святого Евангелия, раскрытие понятий писания, толкование святых отцов, которые своей жизнью, своей святостью дали понятие, каким образом нам принимать те или иные евангельские сюжеты. Молитвой, которая просвещает разум человека, освящает его действия, умножает действие благодати, потому что в молитве мы славословим Бога, приносим Богу покаяние, осознаём свою немощь и просим у Господа благословение и помощь. Без этих составляющих человеку невозможно иметь чистый разум, рассудительность, умение отличать дурное от доброго. Только на основе этого можно сказать, что действительно христианство может развиться в своей полноте и может дать ответы на множество жизненных вопросов.

В христианском вероучении открыто и миропонимание на основе веры, которое даёт понятие о Боге, в христианском богословии даётся понимание о мире, раскрываются вопросы мироздания, развития вселенной. Ничто научное не чуждо христианскому мировоззрению. Это заблуждение лжеучителей, которые утверждают, что религия сама по себе, а наука сама по себе. Наука в своей основе и есть часть религии, потому что она, развиваясь, освящается религиозным сознанием и открывает данные в священных книгах, в частности, в книге Бытия, из жизни человека, психологии взаимоотношений между людьми, прочих всех наук, которые знает человек.  Происходит раскрытие самой сути бытия человека на земле. В совокупности взаимодействия науки и религии как раз совершенствуется жизнь человека и даётся человеку возможность понять своё предназначение. Это очень важно и для жизни во временном нашем пространстве, и для того, чтобы мы с вами оценивали время и не тратили его попусту. «Тех, кто время убивает, в вечности время убьёт», - говорит премудрый. Очень важно, чтобы мы  с вами, придя  в вечность, готовы были её воспринять и не были убиты ею, а вошли в неё как в продолжение жизни, не тягостной, а радостной. Радостной жизнь может быть тогда, когда мы с вами готовы к святости, когда мы в себе благодать приумножили так, что она действует и освящает каждую мысль, каждое движение и желание нашего человеческого существа.

Я желаю всем нам добродетельного христианского жительства, чтобы вы постарались быть добрыми христианами, не оставляли чтение Священного Писания. Это очень важно и нельзя к этому относиться безрассудно. Каждый день хотя бы строчка Писания должна быть нами прочитана, и на основе её мы должны строить пространство нашего ежедневного бытия. Молитесь, призывайте Господа, благодарите Его, кайтесь, испрашивайте у Господа прощения себе и своим близким, молитесь об усопших, потому что это свидетельство о том, что жизнь наша безвременна и переходит в вечность. Таким образом, наше общество действительно сможет отвечать на вызовы времени, будет крепким, будет отсеивать то дурное, что может уничтожить человека, его духовную сущность и саму суть жизни. Помощи Божией вам, крепости сил, доброго христианского здравия и рассудительности. Да укрепит и благословит всех нас Господь.

Произнесено 29 октября 2017 года

в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.