«Там, где начинается справедливость, заканчивается любовь…» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Там, где начинается справедливость, заканчивается любовь…»

  18 марта 2018  |    2894
«Там, где начинается справедливость, заканчивается любовь…»

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днём и памятью преподобного Иоанна Лествичника.

Слава Богу, что мы, православные христиане, имеем святые дни Великого поста. Каждый год в нашей жизни наступает это священное время. С одной стороны, Великий пост можно рассматривать как всю человеческую жизнь, а с другой стороны, можно сказать, что во всей человеческой жизни есть время для Великого поста.

Что нам это даёт, для чего мы должны рассматривать свою жизнь в контексте Великого поста? Наша жизнь бывает ранней юностью и младенчеством, когда мы только родившиеся на свет, познаём мир. Мы познаём премудрость Божию, обретаем знания, опыт жизни, проходим часть своего житейского пути. Рождаясь в Церкви Христовой и становясь православными христианами, мы слышим евангельский призыв, который нам говорит о Свете Христовом, просвещающем всех, призыв, который говорит нам о том, чтобы последовать Христу, взяв свой крест. Слышим евангельский призыв к тому, чтобы быть верными служителями Сына Божия, слышим о том, что кроме как Отцом, то есть изволением Бога Отца, к Сыну Божию никто не приходит. Но пришедши к Сыну Божию, мы должны научиться жить по заповедям Божиим, творить добродетели, воспоминая Его нас ради воплощение, сотворённое и принесённое во искупление человеческого рода через распятие и Его славное воскресение и сошествие во ад. Возведши нас на Небеса Своею Пречистой Плотью, Христос отверзает нам новое бытие – бытие наследия вечной жизни.

Приходя к порогу земного бытия, мы входим в иное бытие, обетованное нам от сотворения мира. Человек изначально сотворён вечным, но отпал грехом от Бога и стал существом временным, которое имеет смерть как предел нового бытия. В этом новом бытии человек открывает все свои стороны, которые он каким-то образом развил, находясь здесь, на земле, в физическом теле. Если человек укрепился и утвердился в добродетели, следовании пути Божию, он входит в радость Господню и снова становится жителем Рая, как некогда наши праотцы. Это состояние младенческой беззаботности, радости, особого явления премудрости и знаний, но знаний, открывающихся в тонкости своей, где уже нет преград, нет нужд, которые двигали бы человека к раскрытию своих знаний бесконечным трудом. Они сами приходят к человеку, и человек открывает, как Творец двигал всем пространством тварного мира, в котором созидал ту или иную формулу бытия, чего бы это ни касалось. В этом и состоит человеческая радость – в познании и прославлении Премудрости Господней, и так он живёт бесконечные веки.

С другой стороны, человек, приобретший на земле опыт греха и зла, укрепившийся в этом грехе, во зле, и, переходя порог из жизни временной в жизнь вечную, уходит в вечную тьму. Там он продолжает жить в этом состоянии греха. Состояние греха ведёт человека к бесконечному тяжёлому труду. Он бесконечно всем недоволен, постоянно ищет какую-то причину и в этой причине виноватым ни в коем случае не рассматривает себя в контексте того, чтобы ему каким-то образом измениться. Бывает так, что мы видим человека, живущего во грехе, но не терпящего никакой нужды. Мы говорим – как же так? Где справедливость? Это очень греховное и опасное состояние. Ведь там, где начинается справедливость, заканчивается любовь. Нам, христианам, лучше искать любви, но не искать справедливости, потому что эта справедливость может нас самих обличить за наши беззакония и неправды.

Без правды Божией нельзя жить на земле, но, правда Божия иная, нежели правда человеческая. Правда Божия в том, что человек исполняет заповеди Божии, а они основываются только на любви. Любая добродетель, любой образ жизни человека, если имеет в основании своём любовь, которая не имеет скверны или порока, несёт правду Божию. Говоря о тех людях, которые живут вне контекста христианского понимания жизни и находятся вне нужды, по слову апостола, Господь их соблюдает для вечной геены. Представьте себе: все эти красивые, богатые, никогда не болеющие, никогда не терпящие никаких обстояний в жизни, во всей своей красоте и славе будут ввержены в эту вечную погибель, вечный смрад, который они созидали своей жизнью, находясь тут, на земле. Слёзы вдов, брошенные сироты, оскорблённые матери, разрушенная дружба, истраченные средства, которые должны были послужить обществу – всё это будет им в осуждение, и что бы такие ни сделали на вид хорошего, не будет им в оправдание. Есть такая фраза: благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужны дела: дела веры, милосердия, которые свидетельствуют о нас, что мы живём, ходя в путях Господних.

В сегодняшний день, когда мы с вами пришли ко времени преломления поста, нам предлагается не оскудевать в стяжании добродетелей, чтобы мы научились делать в своей жизни самое главное – каяться перед Богом и просить Его всемогущей помощи. Утверждаясь в христианских добродетелях, о которых очень красочно, основываясь на учении преподобного Иоанна Лествичника, рассказал отец благовестник, нам надлежит пройти и оставшееся время Великого поста. Пройдя его, мы приблизимся к пути, который ведёт на Голгофу. Вместе со Христом нам предлагается взойти на этот крест и распять на нём наши грехи, несовершенства, наши страсти и похоти, греховные навыки, чтобы умертвив ветхого человека, мы обновились и были освящены светом Христова Воскресенья. Это настоящая христианская жизнь, настоящее предназначение человеческого бытия. Вне этого контекста нельзя называть себя верующим человеком, христианином.

Говоря о смысле нашей жизни на земле, можно видеть, что для кого-то пост стал той формой жизни, о которой мы рассуждаем, и он позволит нам, совершившим этот путь, быть осенёнными светом Воскресения Христова и далее созидать свою жизнь на основе заповедей Божиих. Кому-то этот пост ещё не удастся в своей полноте: человек окажется слаб, не сможет оставить свою гордыню. Но Господь за настроение человека, за его намерения жить добродетельно, даст ему ещё лет жизни, в которых он сможет этот Великий пост повторить, не оскудевая и в непостное время в стремлениях ко Христу, в стяжании добродетельного христианского образа.

Я желаю, чтобы мы с вами, взрослые люди, именующие себя христианами, были не только по слову, он и по жизни действительно православными людьми, право славили Бога через свою добродетельную жизнь, через знания, обращение и сверение своей жизни со Священным Писанием, Божественным Евангелием, с опытом тех людей, которые показали нам путь христианской жизни, показали, что он возможен для всякого человека. Для этого не нужно бежать в пустыню, не нужно затворяться в глубоких пещерах. Можно быть простым человеком, живя в повседневности, изучая науки, работая на производстве, ведя общественную деятельность, но храня умеренность, воздержание, целомудрие ума и тела, храня страх Божий, обращаясь к Богу с молитвой, живя в контексте добродетельного восприятия мира, благодарить Бога и обращаться к Нему за помощью, видя своё немощное существо, видя свою скорбность, свои недостатки и свою нужду.

Дай Бог, чтобы милость Божия посещала нас, чтобы именно так мы устраивали свою жизнь, так созидали своё будущее спасение для наследия вечной жизни. Аминь.

Произнесено в Троицком храме с. Новая Калитва,

18 марта 2018 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Епископ Дионисий встретился с родственниками воинов – защитников Отечества
Епископ Дионисий встретился с родственниками воинов – защитников Отечества
  26 февраля 2024

На встрече также присутствовал глава Богучарского муниципального района Кузнецов Валерий Васильевич.

В день памяти святителя Серафима (Соболева) правящий архиерей совершил Литургию в храме мч. Иоанна Воина г. Богучар
В день памяти святителя Серафима (Соболева) правящий архиерей совершил Литургию в храме мч. Иоанна Воина г. Богучар
  26 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили: благочинный Богучарского церковного округа, настоятель храма св. мч. Иоанна Воина иеромонах Тихон (Жданов), настоятель Свято-Троицкого храма р.п. Кантемировка протоиерей ...

В Духовно-просветительском центре Россоши пошел открытый урок
В Духовно-просветительском центре Россоши пошел открытый урок
  25 февраля 2024

Дети узнали об устройстве храма, посмотрели познавательное видео о русских православных церквях, а также посетили храм Спаса Всемилостивого.

Правящий архиерей совершил Литургию в Тихоновском храме с. Шубное
Правящий архиерей совершил Литургию в Тихоновском храме с. Шубное
  25 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский, настоятель Свято-Тихоновского храма с. Шубное протоиерей Алексий Масалыкин. Диаконский чи...

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил праздничное богослужение в престольный праздник в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил праздничное богослужение в престольный праздник в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон
  24 февраля 2024

Его Преосвященству сослужили благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель храма протоиерей Сергий Чи...

В Репьёвке прошло праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
В Репьёвке прошло праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
  23 февраля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Репьевского церковного округа протоиерей Алексий Чибисов.

В Богучаре прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества
В Богучаре прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества
  23 февраля 2024

В мероприятиях принял участие благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов).