Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днём и памятью преподобного Иоанна Лествичника.
Слава Богу, что мы, православные христиане, имеем святые дни Великого поста. Каждый год в нашей жизни наступает это священное время. С одной стороны, Великий пост можно рассматривать как всю человеческую жизнь, а с другой стороны, можно сказать, что во всей человеческой жизни есть время для Великого поста.
Что нам это даёт, для чего мы должны рассматривать свою жизнь в контексте Великого поста? Наша жизнь бывает ранней юностью и младенчеством, когда мы только родившиеся на свет, познаём мир. Мы познаём премудрость Божию, обретаем знания, опыт жизни, проходим часть своего житейского пути. Рождаясь в Церкви Христовой и становясь православными христианами, мы слышим евангельский призыв, который нам говорит о Свете Христовом, просвещающем всех, призыв, который говорит нам о том, чтобы последовать Христу, взяв свой крест. Слышим евангельский призыв к тому, чтобы быть верными служителями Сына Божия, слышим о том, что кроме как Отцом, то есть изволением Бога Отца, к Сыну Божию никто не приходит. Но пришедши к Сыну Божию, мы должны научиться жить по заповедям Божиим, творить добродетели, воспоминая Его нас ради воплощение, сотворённое и принесённое во искупление человеческого рода через распятие и Его славное воскресение и сошествие во ад. Возведши нас на Небеса Своею Пречистой Плотью, Христос отверзает нам новое бытие – бытие наследия вечной жизни.
Приходя к порогу земного бытия, мы входим в иное бытие, обетованное нам от сотворения мира. Человек изначально сотворён вечным, но отпал грехом от Бога и стал существом временным, которое имеет смерть как предел нового бытия. В этом новом бытии человек открывает все свои стороны, которые он каким-то образом развил, находясь здесь, на земле, в физическом теле. Если человек укрепился и утвердился в добродетели, следовании пути Божию, он входит в радость Господню и снова становится жителем Рая, как некогда наши праотцы. Это состояние младенческой беззаботности, радости, особого явления премудрости и знаний, но знаний, открывающихся в тонкости своей, где уже нет преград, нет нужд, которые двигали бы человека к раскрытию своих знаний бесконечным трудом. Они сами приходят к человеку, и человек открывает, как Творец двигал всем пространством тварного мира, в котором созидал ту или иную формулу бытия, чего бы это ни касалось. В этом и состоит человеческая радость – в познании и прославлении Премудрости Господней, и так он живёт бесконечные веки.
С другой стороны, человек, приобретший на земле опыт греха и зла, укрепившийся в этом грехе, во зле, и, переходя порог из жизни временной в жизнь вечную, уходит в вечную тьму. Там он продолжает жить в этом состоянии греха. Состояние греха ведёт человека к бесконечному тяжёлому труду. Он бесконечно всем недоволен, постоянно ищет какую-то причину и в этой причине виноватым ни в коем случае не рассматривает себя в контексте того, чтобы ему каким-то образом измениться. Бывает так, что мы видим человека, живущего во грехе, но не терпящего никакой нужды. Мы говорим – как же так? Где справедливость? Это очень греховное и опасное состояние. Ведь там, где начинается справедливость, заканчивается любовь. Нам, христианам, лучше искать любви, но не искать справедливости, потому что эта справедливость может нас самих обличить за наши беззакония и неправды.
Без правды Божией нельзя жить на земле, но, правда Божия иная, нежели правда человеческая. Правда Божия в том, что человек исполняет заповеди Божии, а они основываются только на любви. Любая добродетель, любой образ жизни человека, если имеет в основании своём любовь, которая не имеет скверны или порока, несёт правду Божию. Говоря о тех людях, которые живут вне контекста христианского понимания жизни и находятся вне нужды, по слову апостола, Господь их соблюдает для вечной геены. Представьте себе: все эти красивые, богатые, никогда не болеющие, никогда не терпящие никаких обстояний в жизни, во всей своей красоте и славе будут ввержены в эту вечную погибель, вечный смрад, который они созидали своей жизнью, находясь тут, на земле. Слёзы вдов, брошенные сироты, оскорблённые матери, разрушенная дружба, истраченные средства, которые должны были послужить обществу – всё это будет им в осуждение, и что бы такие ни сделали на вид хорошего, не будет им в оправдание. Есть такая фраза: благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужны дела: дела веры, милосердия, которые свидетельствуют о нас, что мы живём, ходя в путях Господних.
В сегодняшний день, когда мы с вами пришли ко времени преломления поста, нам предлагается не оскудевать в стяжании добродетелей, чтобы мы научились делать в своей жизни самое главное – каяться перед Богом и просить Его всемогущей помощи. Утверждаясь в христианских добродетелях, о которых очень красочно, основываясь на учении преподобного Иоанна Лествичника, рассказал отец благовестник, нам надлежит пройти и оставшееся время Великого поста. Пройдя его, мы приблизимся к пути, который ведёт на Голгофу. Вместе со Христом нам предлагается взойти на этот крест и распять на нём наши грехи, несовершенства, наши страсти и похоти, греховные навыки, чтобы умертвив ветхого человека, мы обновились и были освящены светом Христова Воскресенья. Это настоящая христианская жизнь, настоящее предназначение человеческого бытия. Вне этого контекста нельзя называть себя верующим человеком, христианином.
Говоря о смысле нашей жизни на земле, можно видеть, что для кого-то пост стал той формой жизни, о которой мы рассуждаем, и он позволит нам, совершившим этот путь, быть осенёнными светом Воскресения Христова и далее созидать свою жизнь на основе заповедей Божиих. Кому-то этот пост ещё не удастся в своей полноте: человек окажется слаб, не сможет оставить свою гордыню. Но Господь за настроение человека, за его намерения жить добродетельно, даст ему ещё лет жизни, в которых он сможет этот Великий пост повторить, не оскудевая и в непостное время в стремлениях ко Христу, в стяжании добродетельного христианского образа.
Я желаю, чтобы мы с вами, взрослые люди, именующие себя христианами, были не только по слову, он и по жизни действительно православными людьми, право славили Бога через свою добродетельную жизнь, через знания, обращение и сверение своей жизни со Священным Писанием, Божественным Евангелием, с опытом тех людей, которые показали нам путь христианской жизни, показали, что он возможен для всякого человека. Для этого не нужно бежать в пустыню, не нужно затворяться в глубоких пещерах. Можно быть простым человеком, живя в повседневности, изучая науки, работая на производстве, ведя общественную деятельность, но храня умеренность, воздержание, целомудрие ума и тела, храня страх Божий, обращаясь к Богу с молитвой, живя в контексте добродетельного восприятия мира, благодарить Бога и обращаться к Нему за помощью, видя своё немощное существо, видя свою скорбность, свои недостатки и свою нужду.
Дай Бог, чтобы милость Божия посещала нас, чтобы именно так мы устраивали свою жизнь, так созидали своё будущее спасение для наследия вечной жизни. Аминь.
Произнесено в Троицком храме с. Новая Калитва,
18 марта 2018 года
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, настоятель Воскресенского Белогорского мужского монастыря игумен Илия (Ждамиров) и братия монастыря в священном...
Встречал икону благочинный Павловского церковного округа, настоятель Казанского храма иерей Максим Богомолов.
25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...
Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.
Тема встречи была посвящена профилактике абортов.
Вместе с благочинным Острогожского церковного округа иереем Алексием Курганским и руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Рыбаком молились выпускные классы МКОУ СО...
Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...