«Во всём должен присутствовать Христос» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Во всём должен присутствовать Христос»

  18 сентября 2016  |    978
«Во всём должен присутствовать Христос»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!

Всех вас приветствую с воскресным днём. Христиане имеют обыкновение в воскресный день приходить в храм, тем самым они исполняют заповедь Божию, которая Христом Спасителем дана апостолам, ученикам, всем последователям, которые впоследствии стали именоваться христианами: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). В этих словах заключается то действие, которое совершил Христос: преломил хлеб и благословил чашу. И в хлебе, и в чаше заключается всё то, что Господь дал человечеству как результат искупительного подвига, чтобы Господь был с человеком, а человек был с Богом. Впоследствии христианские общины умножаются по всему лицу земли. И апостолы проповедуют и утверждают христиан в познании Божественных истин, Божественной премудрости.

Вот и сегодня нам апостол говорит, подкрепляя нашу веру и утверждая нас в хождении истины: «Бодрствуйте, будьте мужественны, стойте в вере и всё среди вас да бывает в любви. Но тот, кто не любит Иисуса Христа будет проклят» (1 Кор. 16: 13, 22). Как связано это апостольское наставление с той евангельской притчей, которая сегодня была провозглашена в храме? В заключении этой притчи звучат слова: «Камень, который отвергли строители, именно он стал во главу угла. Если кто-то упадёт на этот камень, то разобьётся о него, если на кого-то этот камень упадёт, то придавит его, но если кто на этом камен начинает строить свой дом, то этот дом никогда не поколеблется. Камень же этот есть Христос» (см.: Мф. 88 зач., 21: 43–46).

Посмотрите, как связаны апостольское послание и наставление, и эта евангельская притча о неверных виноградарях, которым был вверен сад, чтобы они его возделывали, и которые решили убить наследника, сына хозяина виноградника. Этот сын и наследник есть Христос, Которого убили, распяли, но Который воскрес. Когда воскрес, то Он дал всем, кто его избирает, за Ним следует и любит Его, силы утверждать так свою жизнь, строить то окружение и пространство, которое вокруг человека, что ничто и никогда его не поколеблет. Но как только человек начинает отвергать Христа, то моментально начинает разрушаться всё вокруг него, в первую очередь разрушается его душа, его личная жизнь, внутреннее мироощущение и мировосприятие. Он входит в дисгармонию сосуществования с окружающей его природой и пространством, обычаями и порядком, которые были до того времени ему присущи. В конце концов, разрушается его душа, его внутренний человек, который приходит в состояние полной власти над ним греха и дьявола. Разрушив временную жизнь, человек разрушает жизнь вечную для себя самого. Часто мы, рассуждая, вникая в такие слова апостола, которые звучат так: «Бодрствуйте, будьте мужественны, стойте в вере и всё среди вас да бывает в любви…» (1 Кор.16:13–14), - относим их к неким символическим наставлениям и считаем, что это часть религиозной стороны нашей жизни, того, что как бы является неким символом, украшением обычаев нашего народа, семьи или наших праздников. Но мы абсолютно не притягиваем слова евангельских и апостольских наставлений к бытовой стороне своей жизни. Ведь по слову апостола, мы всё должны делать ради Христа. Как часто мы обращаемся с просьбой что-то сделать для себя «ради Христа». Для нас это понимание какого-то крайнего обращения или действия в жизни. А ведь мы ради Христа должны делать всё: просыпаться и ложиться спать, садиться кушать и вставать после еды, приготавливать пищу и подготавливать её, когда растим овощи или скот в хозяйстве, идём на работу или садимся за парту учиться, женимся или выходим замуж, ложимся в постель с супругом или супругой, чтобы зачать ребёнка. Всё мы должны делать ради Христа, во всём должен присутствовать Христос, в каждой стороне наших действий. Но как только мы на секунду исключаем Христа из нашей жизни, какой бы мелочи это ни касалось, моментально в это пространство входит дьявол, и тогда начинается тот процесс, который нас ослабляет. Поэтому слова апостола о бодрствовании, мужественности, стойкости в вере и любви («а если кто не любит Христа, да будет проклят», потому что в первую очередь проклят дьявол, и мы становимся с ним сообщниками, соответственно, наследуем и проклятие его) очень важно помнить и на них следует созидать каждую сторону своей жизни.

Почему это важно? Посмотрите, с какими проблемами и невзгодами в бытовой части жизни мы сталкиваемся. Совсем недавно я узнал о своих близких людях, которые находятся в церковной среде, общаются в Таинствах, молятся Богу, вдруг пришли к состоянию развода. То нестроение, которое произошло в их семье, для нас уже обыденно, хотя ужасно. Некрасиво: взаимное оскорбление, недоверие друг другу. Как может муж жене не доверять, а жена мужу? Дикость какая-то, если муж не может позвонить по телефону жены, а жена по телефону мужа, если не знают, какие данные находятся в телефонах друг друга! Это что за тайна? С этих маленьких тайн, когда мы исключаем Христа (Который есть доверие, искренность, любовь. А любовь долготерпит, не ищет своего, а заботится о том, чтобы вокруг было хорошо (см.: 1 Кор. 13:4)) начинаются семейные нестроения. А в семье дети. Что же получается? Эти наши хождения в церковь, общение, участие в таинствах, молитва, призывы церкви только декоративная составляющая, украшающая нашу жизнь, значит, сути в этом общении никакой нет? Значит, мы все друг другу врём? Так получается то, о чём мы рассуждали: ни бодрости у нас нет, ни по любви ничего не делаем, в вере мы не стоим, никакой мужественности отторгнуть начаток, малый оттиск греха нет. Начинается внутреннее разрушение. В этом разрушении человеку свойственно искать виноватых. Чаще всего виноватыми становятся близкие люди, потом мы начинаем переносить это на общество: школа, власти, люди, с которыми общаемся и т.д.

И так мы запутываемся до такого состояния, что любой пришедший к нам так называемый освободитель, который говорит, что сделает сейчас всё хорошо, расскажет, что надо сделать, чтобы быть счастливым, только одно надо: согласиться со мной и идти выбранным мной путём. Человек, принимая этот путь, не знает, куда он приведёт. Главное, чтобы эгоистичное желание, чтобы ему было хорошо, было удовлетворено. А вокруг сплошная разруха, в которой невозможно чувствовать себя хорошо и радостно, когда несчастны дети, брошенны супруги, нет никакой веры, никакого действия Святого Духа и Христос изгнан из общения в том пространстве жизни.

В этом состоянии мы уподобляемся тем неверным виноградарям, которые хотели убить сына, наследника в сегодняшней евангельской притче. Мы ведь так и поступаем. Исторически Христос уже однажды был предан своим народом. Притчу эту можно по-разному раскрывать: и с точки зрения морально-нравственной, и с исторической, и с символической. Но в контексте нашего бытия её нужно рассматривать как морально-нравственную. Каждый из нас потенциальный убийца Христа, этого Наследника виноградника, Которого мы изгоняем и не хотим, чтобы Он владел нами, чтобы Он давал нам достаток и счастье, потому что мы, работая в винограднике, получаем жалование, утешение, возможности, питаемся от плодов этого сада. Когда нет Христа, когда Он убит, изгнан, мы остаёмся сами с собой. Оставшись сами с собой, где гарантия, что мы будем мужественны, бодрственны, что не заблудимся? Что среди нас будет действовать любовь? А ведь источник любви – Бог. Бог нам открыт Сыном Божиим, Который воплотился на земле, а благодать нам даётся тоже через Сына Божия, потому что через Него мы познали Святого Духа.

Я желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы все мы научились быть людьми, которые созидают на Камне, Который есть Христос, людьми, которые Христа делают фундаментом, основой своей жизни. Ничего не может в нашей жизни и не должно происходит без Христа, ни бытовая составляющая, ни общественная, ни символическая, ни праздничная, ни всё то, что делает нашу жизнь жизнью, наше государство – государством, наше общество – обществом, нашу страну, землю, народ – тем, чем он должен являться по сути – носителем Христа. В душе каждого человека, крещёного христианина, должен быть Христос. Не желание достатка, хотя мы должны быть сытыми и счастливыми. Но такими без Христа не получится быть, если мы называемся христианами. Тогда надо стать язычниками или иноверцами. В этом случае мы станем предателями, но где гарантия того, что в предательстве мы обретём счастье? Ведь предательство – тоже разрушение.

Поэтому став на путь христианства, мы должны идти по нему. Потому что знаем, что Божественное откровение дано с самого начала человеческой истории. Вся она приуготовлялась, чтобы рассказать человеку мира, человеку любой народности, о пришествии в мир Христа Спасителя, Который даст человечеству путь к Богу и соединит человечество с Богом. Это произошло. Наследниками этой истории стали мы с вами. Почему нам в этой истории не жить, не утверждаться в ней? Почему её не раскрывать для себя во всех проявлениях своей жизни и тем самым не черпать в ней силы? Нужно черпать в ней силы и раскрываться! Нужно в ней утверждаться и делать так, чтобы Христос действовал среди нас и укреплял бы нас! А в нас чтобы пробуждалась и укреплялась любовь к Нему, желание беседовать и размышлять о Нём!

Сейчас мы выйдем из храма, каждого ждут заботы, разговоры, встречи, общение. Как было бы хорошо, если бы мы, выйдя из храма, каждое своё последующее действие сочетали с ощущением присутствия Христа, каждое мгновение вспоминали о том, что Он в нас и с нами! Это было бы началом того, что мы Христа впускаем в свою жизнь и с Ним начинаем её строить.

Я желаю всем нам этого доброго непоколебимого основания, этого утверждения, этой бодрости, мужественности и решимости, этой веры и любви, чтобы она жила в наших сердцах, душах, действиях, в наших произволениях, во всём окружении нашего пространства бытия.

Да поможет и укрепит нас своей благодатью Господь человеколюбец. Аминь.

Произнесено в Свято-Ильинском

кафедральном соборе г. Россошь,

18 сентября 2016 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В пятницу 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском Белогорском мужском монастыре
В пятницу 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском Белогорском мужском монастыре
  26 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, настоятель Воскресенского Белогорского мужского монастыря игумен Илия (Ждамиров) и братия монастыря в священном...

В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
  25 апреля 2024

 Встречал икону благочинный Павловского церковного округа, настоятель Казанского храма иерей Максим Богомолов.

Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
  25 апреля 2024

25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...

Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
  25 апреля 2024

Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.

В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
  24 апреля 2024

Вместе с благочинным Острогожского церковного округа иереем Алексием Курганским и руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Рыбаком молились выпускные классы МКОУ СО...

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...