Всех вас, возлюбленные о Господе дорогие братья, я приветствую в сегодняшний день, который мы называем преддверием Пасхи Христовой!
Событие воскресения Лазаря напрямую связано с днем Воскресения Господа и Спасителя нашего. Почему мы так рассуждаем? Чем мы можем обосновать эти слова и что ещё можем дополнительно увидеть в сегодняшнем празднуемом событии?
В самом повествовании, которое связано с сегодняшним праздником, мы слышим Евангелие и отец проповедник подробно описал события, которые происходили, когда Христос пришёл в Вифанию, в семью своих друзей, к Марфе, Марии и праведному Лазарю, где после болезни Лазарь скончался. Вот уже 4 дня, как он лежит в гробу, и его воскрешает Христос, воззвав его от гроба.
Сам Христос по пути в Вифанию беседует со своими учениками. Следующая Его беседа, уже после воскрешения праведного Лазаря, будет продолжением её. О чём же этот разговор? В первую очередь, Христос испытывал веру апостолов, спрашивая, за кого почитают Его люди. Но потом Христос рассказал им о том, что придя в Иерусалим, Христу предстоит быть преданным и отданным под суд. После суда он будет распят, умрёт и будет погребён в пещере гробовой, но по прошествии 3-х дней Он Воскреснет. Для учеников, сопровождавших Христа и видевших множество чудес, учеников, которые пошли за Ним как за Мессией, Спасителем, вождём народа, были странны эти разговоры. Они не могли принять, что Он, который воскрешает мертвых, который делает слепых зрячими, людей неизлечимо больных – здоровыми, очищает прокажённых, говорит о том, что Ему предстоит быть убитым, отверженным. Как это согласуется с той миссией, которую Он выполняет на земле? Народ уже готов принять Его мессией и царём. На фоне римского владычества, которое распространялось в Средиземноморье, в том числе, в Палестине, такое настроение было крамольным и связано с тем, что римские воины, правители, Римские проконсулы, которым определялась та или иная территория для управления, могли это принять как народный бунт и жестоко подавить его. Это и произойдёт, только уже после Воскресения Христа. А пока готовится Самим Христом подписанный Им же Себе приговор. Он идёт по тому пути, который определён промыслом Божиим, Он будет принимать ту Чашу, которая предопределена Ему Отцом. Почему? Потому что Он не только Бог, но и Человек, Который в Себе являя ипостась Божественную и Человеческую, должен их примирить, соединить в единый порыв, порыв единой любви. Соединяя в Себе Божество и Человечество, Он должен и человеку помочь обрести такую же любовь и примирение внутри самого себя. Только предуготовляя возможность человеку примирения Божественного начала и человеческого, способен будет впоследствии смертный человек, взирая на Христа и обращаясь к Нему за помощью, обретая в Нём силы, преодолеть то, что Бога и человека разъединяет, преодолеть грех. Потому что именно грех, а начало греха – в непослушании Богу, которое было нашими прародителями совершено в Раю, даёт разлучение человека с Бога. Человек сам отвергает себя от Бога и дальше живёт по своим прихотям и своей воле, уже не освящённой Божественной благодатью, а наполняется мраком и темнотой.
Обратим внимание на праведного Лазаря – что с ним происходит в это время? Он находится в пещере, которая является гробом. На востоке по сей день людей хоронят не в гробах, а в горах устраивают ниши, в которые кладут покойника, запеленованного как младенца в пелены (саван), там он оставляется и находится в этом каменном мешке, вход в который закрывается тяжёлым камнем, чтобы никто в пещеру не мог проникнуть и навредить покойному. Вот и Лазарь находится в таком гробе уже 4 дня. Наступает момент, когда Христос должен явить силу Своего Божества, показать то, ради чего Он воплотился, что Он не царь земной, но Царь Небесный, что Он пришёл дать человеку высшее избавление, а не выполнение меркантильных интересов и сиюминутных желаний.
Если сравнивать наши с вами обстоятельства жизни, нашу природу человеческую с тем, что в это время переживает Лазарь, то давайте поступим таким образом: Лазарь – это наша душа, а гроб для Лазаря – это наше с вами тело. В гробу (теле) находится наша душа – Лазарь. Мы, люди, которые называют себя христианами и обращаются ко Христу как к Тому, Кто является Истинным Богом, дающий источник жизни, потому что душа – то дыхание Божества, которое наполняет тело жизнью, принимая дыхание Бога, можем свою душу погребсти в гробу своего тела, оживив плотские тварные настроения, возвращающие нас в состояние ветхого человека, живущего по страстям, похотям, вредным привычкам. Чтобы оживить то дыхание жизни, которое в нас есть, нам нужен Тот, Кто может властью Своего Божества сказать: «Лазарь, иди вон». То есть нашей душе сказать: «Воскресни, обновись». Для этого нужно иметь свободную добрую волю, чтобы отозваться на этот голос Христа. Лазарь имел такую волю, поэтому и происходит с ним чудо воскресения. Есть ли в нас та воля, то доброе желание, которое ответит на голос Христа и отверзет гроб нашего тела, и не будет ли наша душа удерживаема его прихотями, похотями, настроениями, колебаниями, будет ли устремляться всецело ко Христу, Тому, Кто есть источник света, благодати и радости?
Я желаю, чтобы мы, люди, исповедующие себя православными христианами, побольше уделяли времени рассуждениям о том, что является нашим местом в жизни, где мы по отношению ко Христу, тому, что Он совершил на земле, как Он призвал каждого из нас к Себе и как призывает к воскресению с Собою. Нам предстоит пройти с Ним крестный путь на Страстной неделе, взойти на Голгофу и с Ним войти во гроб и вместе с ним Воскреснуть обновлёнными. Но, сейчас, мы находимся в состоянии полуветхого человека, пока ещё только готовимся слышать призыв для Воскресения: постились 40 дней, слушали покаянные псалмы, песни, которые звучали в церкви, показывающие образ, как он может Воскреснуть, как эту живительную инъекцию можно ввести в свою душу, чтобы она смогла из глухой вдруг стать слышащей и услышать Христа, который говорит: «Выйди из гроба твоей жизни. Обновись, воскресни и следуй за мной».
Я желаю, чтобы мы все имели такое рассуждение, чувствовали силы во Христе, и воскреснув однажды со Христом, откликнувшись на Его зов, последовав за Ним, уже не возвращались бы к тому, что нас вновь введёт во гроб, темноту, мрак, незнание, слепоту, глухоту и полное омерщвление.
Я желаю всем нам воскреснуть и обновиться силою благодати Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, всё исполняющего, всё обновляющего и всё утверждающего в жизни. Аминь.
Произнесено в Никольском храме г. Россошь,
23 апреля 2016 г.
5 декабря, ответственный по миссионеркой работе в Россошанском благочинии иерей Михаил Гусарев посетил секцию епархиального миссионерского отдела, которая проходила в г. Павловске в филиале «Губернски...
4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспитанники Манинского детского сада вместе с педагогами посетили храм святого Великомученика и Победоносца Георгия села Манино Калачеевског...
3декабря в Доме работников просвещения Острогожска состоялось мероприятие, посвящённое «Дню инвалида».
В нём приняли участие заместитель главы Острогожского муниципального района по социа...
1 декабря прихожане Михайло-Архангельского храма г. Острогожска при взаимодействии с волонтерской группой Острогожского благочиния «Стерильность фронту — Острогожск» передали гуманитарную помощь
3 декабря, в День неизвестного солдата, в г. Россоши у центральной братской могилы состоялся митинг.
4 декабря 2024 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил архипастырский визит на соименный приход р.п. Ольховатка Росс...
С 3 по 4 декабря по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в рамках празднования 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, ковчег...
4 декабря - праздник Введения (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.