По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, к 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска.
Освящение совершили и.о. благочинного Богучарского церковного округа, настоятель храма св. мч. Иоанна воина иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа, руководитель историко-архивной комиссии и комиссии по канонизации святых иерей Сергий Папин, клирик храма св. мч. Иоанна воина иерей Евгений Чайкин.
Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский (в миру, Николай Борисович) родился в Рязани 1 декабря 1881 г. в многодетной благочестивой семье. Начальное образование будущий владыка получил в церковно-приходской школе. После окончания Рязанской семинарии, в 1904 г. он поступил в Петербургскую Духовную Академию. На последнем году обучения, 26 января 1908 г., епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского, а 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после окончания Академии назначен преподавателем пастырского училища в г. Житомир, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя духовного училища в Калуге. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами. В 1911 г. назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год — ректором Воронежской семинарии и возведен в сан архимандрита.
После октябрьского переворота в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 8 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря. В августе 1918 г. семинария была закрыта новыми властями. Архимандрит Серафим направил жалобу по поводу её закрытия в Облисполком, но ответа не получил. 28 января 1919 г. были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля – святителя Митрофана Воронежского. В ответ на насилие большевиков по губернии прокатилась волна протестов, но все выступления были жестоко подавлены. С 6 по 24 октября шли бои между Белой и Красной армиями за Воронеж. В эти дни большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе Белой армии. Архиепископ Серафим, как очевидец всех этих событий, впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из под земли…
В конце октября город окончательно перешел в руки большевиков. С последним поездом, отъезжавшим из Воронежа на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). В Екатеринодаре он был назначен ректором семинарии, но вскоре был вынужден переехать в Симферополь, где был назначен ректором Таврической семинарии.
В тяжелые дни гражданской войны, 1 октября 1920 г. в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавил митр. Киевский Антоний (Храповицкий). Несмотря на торжественность и благолепие богослужения, которое совершили пять архиереев в сослужении сонма духовенства, собравшегося в Симферополе практически со всей России в поисках спасения от красноармейского произвола и насилия, в своей речи архимандрит Серафим вспоминал страшные слова Апокалипсиса: «и бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю…» (Откр. 6:12-13). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии епископа Серафима, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 г., на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.
Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 г. прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным церковным управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве. Учитывая большое число русских эмигрантов, проживавших в Болгарии, и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 г. было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.
В ноябре 1921 г. владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремски Карловци в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих, волею судьбы оказавшихся вне пределов родины. В 1922 г. после разрыва отношений между Карловацким синодом русских архиереев за границей и Патриархом Московским Тихоном епископ Серафим со своей паствой автоматически оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.
Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное проживание вдали от родины, трагедию России, крушение империи и династии с более 300-летней историей. Сохранились свидетельства, что еще в 1926 г. он продолжал служить молебны о словно живом государе. По всей вероятности, владыка долгое время не мог поверить в возможность зверской расправы над Помазанником Божиим.
В 1927 г., как и многие другие заграничные русские архиереи, архиепископ Серафим подписал Окружное послание Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную Декларацию митр. Сергия (Страгородского).
В 1934 г. митр. Антонием (Храповицким) был возведен в сан архиепископа. В Болгарии владыка содействовал налаживанию церковной жизни не только русских эмигрантов, но и болгар. Болгарская Православная Церковь с 1872 г. из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы, находилась в состоянии изоляции среди православного мира. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.
В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.
В 1943 г. резко разошелся с митр. Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии. 16 июня 1945 г. вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью. В 1946 г. принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».
Принял участие в Московском совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в июле-августе 1948 г.
Особое ревностное внимание владыка уделял соблюдению чистоты православного вероучения. Иногда он говорил: «Мои книги – это моя кровь!» К Архиерейскому Собору РПЦЗ в октябре 1935 г. он представил труд «Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», за который в 1937 г. был удостоен степени магистра богословия. В этом сочинении он подвергал критике новое учение прот. Сергия и обвинял его в ереси.
В августе 1938 г. на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремски Карловци, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия Вселенской Православной Церкви в этом движении и его полную зависимость от масонства, враждебного Православию. А к Совещанию глав и представителей автокефальных православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 г. в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, подготовил специальный доклад — «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?».
В 1943 г. он опубликовал сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли», в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митр. Антония (Храповицкого) и митр. Сергия (Страгородского). Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие Церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции. Составил также труд «Русская идеология» в доказательство истинности монархического управления России. Является автором множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры. Сам владыка очень любил жития святых свт. Димитрия Ростовского, прочитал все 12 томов одиннадцать раз.
Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний любящей монашество души владыки – несмотря на оскудении людской веры и упадок в это время монашеского делания в Болгарии, близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Часто посещал главную болгарскую святыню — Рильский монастырь, написал акафист прп. Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.
Скончался владыка 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Погребен в крипте под алтарем храма.
Еще при жизни владыки его духовные чада получали, благодаря его молитвам, дивную Божию помощь в своих горестях. Еще при жизни духовные чада ощущали его дар прозорливости, который проявлялся даже на далеком расстоянии. Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Здесь совершались и по сей день продолжают совершаться дивные исцеления, скорбящим подается утешение, терпящим житейские трудности – скорое их разрешение. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах. В феврале 2002 г. архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован болгарскими старостильниками. Эта канонизация была тогда признана Русской Зарубежной Церковью. Имя святителя Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского было внесено в официальный месяцеслов Русской Православной Церкви Заграницей (Троицкий Православный Церквовный календарь на 2010 год 13/16 февраля.) в 2010 году, что стало свидетельством местного почитания Богучарского святителя.
Священники и молодежь Павловского и Богучарского благочиний приняли участие во Всероссийской акции «Свеча памяти»
Паломники Богучарского благочиния поклонились святыням Задонска
30 сентября паломническая группа в количестве 30 человек из Богучарского и Кантемировского районов в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по...
Со 2 по 22 сентября по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в Богучарском благочинии проходила благотворительная акция «Белый цветок».
29 сентября помощник благочинного Богучарского церковного округа в Верхнемамонском районе, настоятель Свято-Митрофановского храма протоиерей Сергий Чибисов провел открыты...
27 сентября в храмах Богучарского благочиния прошли торжественные богослужения, посвященные двунадесятому празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
23 сентября в Богучарском благочинии подвели итоги ежегодной благотворительной акции «Белый Цветок», направленной на оказание помощи детям, страдающим тяжелыми онкологиче...
2 октября настоятель храма святых апостолов Петра и Павла села Петропавловка иерей Дионисий Киреев по приглашению руководства учебного заведения посетил общеобразовательную школу в селе Новобогородицк...
В мероприятии приняли участие школьники, отряды «Юнармии», призывники и почетные гости мероприятия.
1 октября руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии, настоятель Покровского храма иерей Виталий Макаров в рамках запланированного сотрудничества провел встречу со студентами в ГБПОУ ВО &...
1 октября в Казанском храме г. Павловска настоятель Свято-Троицкого храма с. Елизаветовка иерей Александр Рогава совершил молебен о даровании дождя с акафистом иконе Божией Матери Неопалимая Купина, о...
По благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в рамках работы социальной трапезной, открытой в конце сентября, организована доставка горячих обедов.
1 октября, в Международный день пожилого человека, ответственный по церковной благотворительности и социальному служению в благочинии священник Олег Мартыненко и помощник руководителя епархиального со...
Во вторник, 1 октября, у центрального КПП в/ч 20155 г. Острогожска состоялось торжественное открытие памятного мемориала воинам-автомобилистам, погибшим в ходе проведения специальной военной операции...
1 октября на приходе Святой Живоначальной Троицы с. Новая Калитва прошло мероприятие, посвященное Международному дню пожилого человека.