«Мариино стояние» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Мариино стояние»

  1 апреля 2020  |    65
«Мариино стояние»

1 апреля, в среду пятой седмицы Великого поста, в Свято-Митрофановском храме благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил богослужение с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

Отцу Иакову сослужил клирик Свято-Митрофановского храма иерей Константин Деркачев.

Накануне четверга 5-ой седмицы Великий покаянный канон прп. Андрея Критского прочитывается полностью. Во время богослужения отец Иаков в назидание присутствующим в храме прихожанам читал житие преподобной Марии Египетской. Среди православных христиан эта служба называется «Мариино стояние».

По завершении богослужения благочинный обратился к молящимся с пастырским словом:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем молитвословие, которое заключает в себе основу нашей покаянной жизни. Мы сегодня с вами слышали множество примеров того, как человеческая душа, сокрушаясь в своих грехах и пороках, обращается к Богу. И происходит то Божественное очищение, которое преподает нам Господь. Безусловно, это совершается по милости, по благости Божией. Никакими заслугами, трудами, заботами и попечением о душе мы не можем себя спасти. Не можем себя избавить ни от одного греха. Возникает вопрос, стоит ли нам вообще подвизаться и трудиться?

И вот об этом нам сегодня рассказывает житие преподобной Марии Египетской. Когда автор начинает повествовать о ней, он прежде затрагивает жизнь преподобного аввы Зосимы и затрагивает жизнь монастыря, который находился у берега реки Иордан. И также упоминает о многочисленных трудах, молитвах, бдениях этих самых людей. И когда авва Зосима загорелся вопросом, есть ли кто - то на земле, который ещё более превосходным образом подвизался и превзошел его в совершенствовании духовной жизни, то Господь, отвечая на жажду его души, посылает ему ангела, который возвещает ему: «Зосима! Доблестно ты подвизался, в меру сил человеческих, ... Но никто среди людей не достиг совершенства..».

Исходя из этого, мы с вами прекрасно понимаем, что это совершенство нельзя достичь какими-то трудами и усилиями. Человеку это неподвластно. Здесь именно говорится об отношениях человека и Бога. Человек подвизается на служение к Богу, блюдет свою душу в чистоте и непорочности и употребляет множество различных трудов для того, чтобы ему оценить дар Божественной любви, милосердия и заботы, которая изливается от Бога на каждого из нас. Но само спасение и очищение от грехов дарует Господь. Он обладает всей властью в полноте. Потому и часто в Священном Писании мы слышим о том, как Господь говорит: «Прощаются тебе грехи». И многие из законоучителей, изучавших Священное Писание, мыслят в своих умах и сердцах: «Почему так Христос богохульствует? Кто может прощать грехи? Разве только один Бог». И соответственно, они не принимали Мессию Христа как истинного Бога. Но вот Господь показывает, что Он в силе простить прегрешения человека - отменить тот естественный закон - воздаяния за грех, совершенный нами. И далее ангел говорит Авве Зосиме, что среди людей здесь на земле есть множество различных образов жизни. И отвечая на вопрос, он посылается в пустыню, где, прежде всего, взирает на образ жизни братии монашествующей. Они очень ревностно служили Господу, имели величайший обычай в дни Великого поста удаляться в пустынное место для того, чтобы свое внимание направить только на себя, на свою жизнь, на свои прегрешения. И соответственно, каждый из них удалялся друг от друга всё дальше, чтобы не видеть, как кто постится, дабы не прельститься этим. Если мы видим, что кто - то превосходит нас, мы будем скорбеть и стенать, что недостаточно потрудились и послужили Господу. И будем брать на себя непосильную ношу и надрываться от тех внешних усилий, которые мы будем на себя накладывать. А если же будем видеть человека, который уступает нам во внешних трудах, то будем превозноситься, гордиться и этого человека всячески осуждать в своих помыслах. Себя же возводить на более высшее духовное состояние. Что так же является губительным для человека. Поэтому монахи разбегались по пустыне, дабы не видеть никого и только заниматься молитвой и воздержанием. Каждый по своим силам, кто как мог. И в этом есть для нас поучение.

Но больше всего описывается то, как авва Зосима был поражен образом жизни на земле прп. Марии Египетской. Как он сам её называет «ангел во плоти», «святая жена и святая драгоценная жизнь», «золото драгоценное», «золото духовное». И это ни какая - то лесть или хвальба. А это именно то, как откликнулась его душа на её покаяние, на её образ жизни. Это тот восторг, который наполняет его сердце от того, что благ Господь и даже на такую грешницу как Мария Египетская, которая сама себя не могла стерпеть после осознания того, что она над собой совершила, опускается благость Божия покрывает эти грехи. Исправляет их и дарует величайшую силу и духовную жизнь, если человек действительно совершает это покаяние. А о том, что жизнь её была превосходнейшая здесь на земле, свидетельствует множество чудес, которые она совершила. Например, благословив реки Иордан, пошла по воде как по суше. Кто из братьев монастыря мог это совершить? Никому это было не под силу. Или как она в молитве поднялась к небу с воздетыми руками. И авва Зосима также понимал, что ему как монаху, будучи наставленному в вере и истине и будучи обличенному в священный сан неподвластно это. И когда он видит множество вспомогательных моментов, например, она называет его по имени, не зная его и говорит о том, что он является носителем священного сана. Рассказывает об их обычаях, хотя она никогда не бывала в их монастыре. Когда она цитирует Священное Писание, не умея читать и писать. И он вопрошает её о том, откуда же всё сие она могла совершить. На что преподобная говорит величайшие слова, повторяя слова Христа из Священного Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Слово Божие действенное. И когда человек, слыша призыв Христа, откликается своей жизнью, он может этим напитать не только душу, но и тело. Потому, что то, чем она питалась, как она жила - это тягчайшие условия, в которых можно было просто завершить свой жизненный путь от изнеможения, голода и холода. Но мы видим, что то слово Божие, которым она питалась, питалась её душа - сохраняло ей жизнь. И тело настолько было смиренным, настолько оно было покорено душе, что переносило даже такие жизненные обстоятельства. Но поражаясь всему этому, мы должны с вами задуматься над тем, с чего же всё началось. С того, что она имела намерение исправить свою жизнь. Когда Господь открылся ей в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Она имела намерение в сердце своём – изменить свою жизнь. Дала обет Богу исправиться и сделать всё, что будет необходимо ей для спасения души. И ещё не сотворив множество трудов в течение сорока семи лет в пустыне, но имея это намерение исправиться, она допускается до того, чтобы зайти в храм и прикоснуться к Животворящему древу Креста Господня. Вот так Господь на одно лишь намерение в сердце человека исправиться откликается и дает возможность это совершить. Впоследствии же мы видим, что семнадцать лет - ровно столько сколько она блудила, пьянствовала и развращала свою душу и души других - она боролась с помыслами как со злыми зверями. Которые, и днем и ночью терзали её. И множество раз, когда она опускала свои руки, когда ослаблялись её колени и она в изнеможении желала бы вкусить всё то, что было ей присуще раньше, она вспоминала обеты, данные Матери Божией, и подкреплялась этим. Обращала к Богородице свои молитвы, падала в изнеможении на землю и находилась в таком состоянии, пока Матерь Божия не усмиряла в ней эти блудные страсти. Это величайший труд. Это борьба всей жизни человека за свою собственную душу. И Господь показывает нам эту жизнь, как пример покаяния. Для того чтобы мы с вами четко понимали, что если нет в нас намерения исправиться и изменить свою жизнь и избавиться от тех грехов и пороков, которыми мы связываем себя изо дня в день, то мы не сможем с вами совершать духовную жизнь. Мы вновь и вновь будем распинать Христа в своей жизни своими грехами и пороками. Невозможно достигнуть какого то очищения, освобождения от греха и вкусить той благодати Божией, которую Господь обещает каждому из нас, пока мы с вами не начнем каяться, горячо плакать о своих грехах и осознавать их. Для этого нужно, как прп. Мария завещала игумену монастыря, внимать к себе и братии. То есть, относиться со вниманием к своей собственной душе. Исследовать её, не засматриваться, что происходит в мире вокруг, а всецело обращать свой взор и иметь праведный гнев по отношению к своим грехам и порокам. Через покаяние Святая Православная Церковь призывает нас быть со Христом, примиряет нас с Богом, возвращает нас в общение с ним и через это открывается нам величайшая возможность вкусить и увидеть яко благ Господь. И исправить свою жизнь, совершая её по заповедям Божиим. И наследовать вечную жизнь.

Вот к этому, дорогие братья и сестры, призваны мы с вами. Сегодняшняя служба вдохновляет нас своими песнопениями и молитвословиями. Дай Бог, чтобы этот порыв, который мы сегодня ощутили в своей жизни, чтобы он не иссякал. Но чтобы мы всегда вспоминали с вами те примеры покаяния, которые были в истории и то, как Господь своей благодатью врачевал, помогал этим людям. Чтобы эти примеры наставляли и нас и побуждали к служению Господу при любых обстоятельствах. Чтобы мы с вами не отступали от Христа. Потому что жизнь без Христа - это смерть и страдания. Это то страшное состояние, в котором человеческая душа мучается и страдает изо дня в день. Со Христом же, с чем бы мы с вами не столкнулись, жизнь наша будет преображаться, сердце наше будет наполняться радостью и ликованием. Потому что Господь несет на себе наши труды и болезни. Он с нами проходит все тяготы и нужды нашей земной человеческой жизни. Как говорит Священное Писание, что мы не оставлены сиротами, но имеем Духа утешителя, полученного в таинстве Крещения и Миропомазания. Поэтому Господь проживает с нами нашу жизнь и подкрепляет нас и дает нам возможность послужить Ему.

Всем нам молитвенно желаю помощи Божией и благодатного действия Духа Святого, для того, чтобы приготовить себя к вечности. Аминь!»



 Фоторепортаж
«Мариино стояние» «Мариино стояние» «Мариино стояние» «Мариино стояние» «Мариино стояние»



 Последние новости раздела

В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение
В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение

Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов. 


В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник
В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник

Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.


В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО
В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО

В мероприятии приняли участие клирики благочиния.



Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Правящий архиерей совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме г. Павловск и вручил настоятелю богослужебно-иерархическую награду
Правящий архиерей совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме г. Павловск и вручил настоятелю богослужебно-иерархическую награду
  19 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов, благочинный Богучарского церков...

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.