10 марта в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) совершил Божественную литургию. Началась служба с водосвятного молебна.
По завершении литургии благочинный поздравил всех прихожан с завершением подготовительных недель к Великому посту и в слове проповеди предложил вспомнить обстоятельства изгнания Адама из рая:
«Давайте вспомним, рассмотрим, осознаем для духовной пользы и попробуем понять, что же произошло в самом начале. Потому что, если этого не знать, многие вещи, происходящие с нами сегодня, спустя тысячелетия бывают непонятными. И то, что произошло с Адамом и Евой касается каждого из нас.
По причине первородного греха род человеческий унаследовал уныние, болезни и смертность. Грех вошел в природу человека, который состоит из души и тела и полностью её изменил в худшую сторону. Испортил. И человек стал падшим, преклонным к греху и злу. У Апостола Павла есть глубочайшая философская мысль: «как одним человеком вошла в мир смерть, так одним человеком Христом вошла в мир жизнь». Через Адама мы все унаследовали греховность и смертность. Но Бог устроил так, чтобы как грехопадение, также было и восстание человеческого рода. Через Богочеловека Иисуса Христа. Человек получил образ и подобие Божие. Божие подобие – это душа. Бестелесная, бессмертная, свободная, имеющая качества и чувства, подобные Богу, и потенциал для совершенства, для развития.
Адам был сотворен безгрешным, но несовершенным. К совершенству человек должен был стремиться через заповеди. Был дан путь, по которому человек пойдет развиваться. Бог задумал, чтобы человек не грешил. Поэтому предупредил: «Не согрешишь – будешь жить вечно. Но если вкусишь с древа, которое растет посреди Рая, то умрешь». Господь предупредил. Ведь до этого свершилось грехопадение среди ангелов. Поэтому Господь дал заповеди и предупредил человека, чтобы он этого не делал. И через исполнение заповедей человек должен был совершенствоваться в добре и любви. Ибо только Бог знает, что истинно, что добро и любовь. Он показал этот путь. Он повел человека. И человек вначале исполнял эту заповедь и жил в блаженстве, радости и счастье. И постепенно Господь бы возводил человека наверх совершенства, давая другие заповеди – смирения, терпения, милосердия, любви. Господь ещё до грехопадения дал заповедь – плодитесь и размножайтесь. И если бы человек размножался, не совершая грех, то и люди рождались и умножались бы безболезненными, без поврежденной природы. Господь дал Адаму свободу, и он должен был эту заповедь исполнять по свободной воле.
Но Адам не устоял. А дьявол – завистник, клеветник, враг рода человеческого вошел в змея и через него стал беседовать с женой Адама Евой. В Библии сказано: «Вначале Господь сотворил Адама и дал ему эту заповедь. Потом сотворил Еву. И Ева через Адама узнала эту заповедь». Многие богословы этим и объясняют, почему так легко Ева послушала змея и нарушила заповедь. Но Адам здесь больше виновен, чем жена. Потому что он получал заповедь от Бога, и он должен был не послушаться в этом своей жены. Но он послушался её и нарушил заповедь. Совершился первородный грех.
Природа человеческая сразу изменилась и помрачилась. Человек познал зло. Первым проявлением изменения состояния человеческой души явилось то, что прародители увидели себя нагими. Испугались Бога, стали прятаться от него в раю и уходить. То есть до этого их душа полностью была растворена в Боге, была слитна с Богом. Она постоянно беседовала с Богом, ощущала его. Божья благодать непрерывно осеняла душу прародителей. И они были счастливы и блаженны. И как только они нарушили заповедь, это состояние мгновенно изменилось. Между Богом и человеком возникла стена.
Но Господь хотел, чтобы человек покаялся. И стал взывать: Адам, где ты? Хотя Бог видит всё. Адам ответил: Я убоялся и спрятался от тебя. Господь спросил: Не вкушал ли ты с древа познания добра и зла плод? И тут Адам стал оправдываться. Поврежденная совесть и природа человека сразу дала о себе знать. Совесть Адама стала осуждать другого человека – свою жену. Это жена, которую ты дал мне. И Бога осудил в один миг. Ведь Господь дал ему жену. Ты дал мне жену и из-за неё я согрешил. Господь спросил Еву. И она, так же как и Адам стала оправдываться и осуждать. Но только уже змея. Им надо было признать за собой вину, чтобы Господь их тут же простил, и они остались бы в раю. Но поврежденная природа сработала иначе. Они стали оправдываться и осуждать. Это и есть глубочайшее повреждение совести, которое мы все с вами испытываем. Как часто нам хочется за наши неудачи и скорби найти причину в другом человеке или в жизненных обстоятельствах. Мы никогда не укоряем себя. Но из повествования Библии мы видим, как надо врачевать свою поврежденную совесть. Врачуется она только покаянием и самоукорением. И если с нами в жизни что – то происходит, надо всегда искать причину в себе: в чем моя вина? И Господь видя, что прародители не стали каяться, изгнал их из рая. Господь их вывел из рая и внешне и внутренне. Состояние блаженства пропало. Поставил Господь херувимов у врат рая и путь назад прародителям был полностью закрыт. И сказал Господь Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Теперь это совершается с каждым из нас. Еве Господь сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Змею Господь сказал: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Однако Всемилостивый Творец дал великое обетование прародителям, что в их потомстве родится Спаситель рода человеческого. И придет он через семя жены. Это было первое пророчество о боговоплощении, о пречистой деве Марии, о Христе - Спасителе. Господь сразу дал надежду роду человеческому, чтобы человек не впал в отчаяние, а продолжал жить. Но пошел более трудным путем, чем Господь ему уготовил. Через скорби, страдания, борьбу с грехом. Теперь цель рода человеческого остается всё та же – наладить богообщение и вернуться. Но уже не в потерянный рай, а в царство божие. Но путь этот более трудный. Теперь нам надо не просто совершать добродетель и совершенствоваться в добре и любви, нам предстоит ещё бороться с грехами.
Сегодня такой день Воспоминание Адамова изгнания. Он призывает нас к тому, чтобы мы прочувствовали, осознали и увидели в себе те основные проявления греховности, которые были в наших прародителях. Это гордость, непослушание и невоздержание. Впереди у нас с вами Великий пост. И перед постом мы вспоминаем эти две главные причины, чтобы постом потрудиться достичь воздержания и послушания. Стараться намеренно слушаться родителей, начальников своих. Для того, чтобы гордость ушла. Ведь у нас у каждого она есть».
После проповеди была отслужена вечерня и совершен Чин прощения. В храме было уже все по-другому: на аналоях великопостные черные покрывала. Отец Тихон и отец Константин сменили облачение на темное. После вечерни настоятель храма обращается к прихожанам со словом:
«Завтра мы с вами вступаем в пост с целью очищения своей души, приблизиться к Богу, искоренить недостатки. Если бы была такая таблетка, которая исцеляла все болезни тела, то её можно было бы сравнить с постом. Пост – это лекарство от всех душевных и духовных болезней. Пост – матерь целомудрия. Когда нам трудно, когда грехи одолевают нас, то первым делом надо начинать поститься. В это время всё из нас, выходит, изгоняется. При этом часто бывает так, что мы замечаем, что что - то с нами неладное начинает происходить. Повышается раздражение, гневливость и что только не лезет из нас, когда мы вступаем в борьбу. А до этого всё кажется как бы нормальным. Но это на первый взгляд. Это обманчивое наше видение себя. Как змеи под камнями в норах прячутся наши страсти глубоко в душе. И как только приходит пост, то тут же эти страсти начинают из под камней вылезать. Убегать. Они боятся его. Часто можно заметить, что во время великих постов происходят какие - то скорби и искушения. Это говорит о том, что враг рода человеческого боится этой добродетели как огня. Поэтому внутри у каждого человека происходят искушения, трудности и скорби. А снаружи мы видим, что какие - то не очень хорошие события происходят. Поэтому нам во время поста надо быть особенно бдительными и внимательными. Отслеживать и сразу каяться. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. – о чем же должен скорбеть христианин? Апостол Павел пишет: Есть печаль мирская, а есть печаль о Боге. Печаль мирская приводит к смерти тела и души. А печаль о Боге – жизнь. Скорбь и грусть, через которые мы проходим, должны быть о потере блаженства, об образе и подобии божием, который мы растеряли. Проходя через печаль о Боге. Человек проходит очищение. А мирская печаль, например, что мы что - то не заработали или недополучили, кто то нас обидел, кто то с нами не дружит – в ней проявляется самолюбие и гордыня. И чем чаще мы такой печалью печалимся, тем ближе мы приближаемся к смерти своей души. И время поста – это время, чтобы посетовать, посокрушаться о том, что немощный, слабый и грешный я человек, Господи, помоги мне, дай мне силы избавиться от своих грехов, выдержать пост. И чтобы пост очистил мою душу. Каждому возрасту надо давать отдельные рекомендации как поститься. Есть общий устав. Но мы должны понимать, что у каждого разное состояние здоровья. Молодым поститься нужно в полном объеме. Если смолоду не приучиться поститься, то в зрелом возрасте это делать тяжело. Если человек начал поститься, то он избежит многих скорбей и печалей. Страсти и грехи уже не будут так сильно вредить человеку. Они будут искушать, но сильно вредить не будут. Человеку в возрасте надо больше внимания уделить духовному посту – ходить в храм, больше молиться, меньше смотреть телевизор.
Дай Бог, чтобы мы чаще повторяли во время поста молитву Ефрема Сирина, творили поклоны. Это поможет нам очиститься, приблизиться к Богу и подготовиться к встрече светлого Христова воскресения. Я желаю всем нам, чтобы мы, вступая в пост, настроились и с желанием, смело, бодро прошли это поприще. И в конце посмотрели и увидели, какую пользу он нам принес. Дай Бог нам всем сил, терпения и помощи Божией».
В конце проповеди отец Тихон первым испросил прощения. После этого священство храма вышло с крестами, и прихожане поочередно подходили сначала к ним, а потом друг к другу со словами «Простите меня».
Военно-спортивная игра «Казачья вьюга 2019»
Вечер памяти царственных страстотерпцев
26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенств...
21 июля, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году, в Казанском храме г. Павловска прошёл престольный праздник.
12 июля Павловское благочиние торжественно отметило праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, святых покровителей города Павловска.
10 июля 2024 года настоятель Никольского храма села Бабка игумен Симон (Камнев) и воспитанники КВПК "Пересвет" Бабковского СДК ХКО "Станица Павловс...
Там они приняли участие в открытии фотовыставки "Обитель неба на земле - Валаам", посвящённой путешествию на этот северный остров, находящийся в Ладожском озере, пав...
26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...
25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...
25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.
Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...
Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.
24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района иерей Евгений Чайкин сов...
24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.
23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.