Доклад секретаря ученого совета ВДС, преподавателя кафедры библейских и богословских дисциплин иерея Алексия Струкова на актовый день ВДС / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Доклад секретаря ученого совета ВДС, преподавателя кафедры библейских и богословских дисциплин иерея Алексия Струкова на актовый день ВДС

  11 декабря 2019  |    806
Доклад секретаря ученого совета ВДС, преподавателя кафедры библейских и богословских дисциплин иерея Алексия Струкова на актовый день ВДС

Либеральный гуманизм в системе духовно-нравственных координат: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о социуме, личности и морали.

В настоящее время актуальными являются темы, связанные с концепцией прав человека, религиозной жизнью общества и духовно-нравственной ответственностью. Данные темы активно обсуждались и обсуждаются в Русской Православной Церкви. Так, в 2006 году на X Всемирном Русском Народном Соборе на тему: «Права человека и нравственная ответственность» выступил с докладом Святейший Патриарх Кирилл; на Архиерейском Соборе 2008 года был принят документ под названием «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

Вследствие этого возникают вопросы: почему Церковь принимает непосредственное участие в дискуссиях, касающихся данной темы и почему концепция прав человека активно обсуждается именно сейчас, когда ее, казалось бы, никто не оспаривает?

Ответом на данные вопросы послужит рассмотрение темы прав человека в контексте сравнения либерального гуманизма и христианской системы духовно-нравственных ценностей, осуществленное Святейшим Патриархом Кириллом. Предстоятель Русской Православной Церкви разбирает сильные и слабые стороны мировоззренческой системы, на которой основана «Всемирная декларация прав человека», лежащая в основании современного либерального гуманизма. По словам Патриарха, «в последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные. С одной стороны, права человека служат благу. Нельзя забывать, что именно под воздействием этой концепции на общественное мнение стран бывшего социалистического лагеря Русская Православная Церковь и другие религиозные общины стран Восточной Европы освободились от оков безбожия. Кроме того, права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями, унижениями и злом, которые совершаются в обществе против личности. Но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплексе прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке»[1].

По мысли Святейшего, в настоящее время распространено мнение, согласно которому есть некая универсальная норма, определяющая содержание понятия «права человека». Согласно данной позиции, «не может существовать православная, исламская, буддийская, русская или американская концепция прав человека». Все человечество должно прийти в данном вопросе к общему знаменателю – современным либерально-гуманистическим представлениям.

Возникает вопрос, в какой степени универсальными являются те нравственные нормы, на которых основана современная концепция прав человека? Отвечая на этот вопрос, Святейший указывает на то, что концепция прав человека «родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в этих странах она имела свои успехи, но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализма объясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение - то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе. Но означает ли это, что западные стандарты человеческого счастья подходят для всех стран и всех культур? Другие цивилизации тоже имеют свой положительный опыт общественной жизни. Почему они не имеют права сказать свое слово? Конечно, имеют. Это право каждого народа»[2].

Предстоятель Русской Православной Церкви указывает на то, что современная западная концепция прав человека основана на понятии «человеческого достоинства», для защиты которого она и была создана. «В историческом развитии западных стран перечень прав и свобод расширялся, охватывая все новые и новые сферы общественной жизни. Так появились политические, экономические, культурные и социальные права. Этот процесс показывает, что в истории происходит постепенное выявление новых граней достоинства человека». Но здесь кроется и духовная опасность. Отрываясь от традиционных нравственных ориентиров, по мысли Патриарха Кирилла, современный мир приходит к радикальному переосмыслению самого понятия «человеческое». По выражению Святейшего, «в последние … годы особенно обострились вопросы взаимоотношений меду полами, статуса человеческой жизни, биоэтики. Другими словами, нарождается новое поколение прав человека - права, связанные с определением того, что есть человек на уровне его природы»[3].

Поэтому главная проблема заключается в том, что, говоря о достоинстве человека, современный мир забывает о его недостатках. Патриарх Кирилл напоминает, что, согласно православной антропологии, человек после грехопадения лишился своего первоначального достоинства. Это обусловило необходимость появления нравственного закона, данного Богом, который помогал бы ему в выборе между добром и злом. Ведь человек оказался не способен к моральному самоопределению. Из этого, по слову Патриарха Кирилла, следует, что «не все поступки человека могут считаться соответствующими тем нормам, которые были заложены Богом при его сотворении. Следовательно, есть действия, которые не могут закрепляться в числе прав и свобод человека. Самым важным в процессе возвращения человека к своему достоинству является направленность воли человека. Человек обладает свободой, без которой невозможна и сама помощь Божия в исправлении человека. Благодаря своей свободе человек имеет выбор - следовать добру и таким образом возвращать себе достоинство или выбирать зло и таким образом ронять достоинство. Нельзя отрицать, что и в современной гуманистической мысли существует понимание того, что человек постоянно находится перед выбором между плохим и хорошим поступком. На этом основании существуют нормы поведения, поощряемые законами, а также существуют наказуемые поступки. Однако различие между секулярным гуманизмом и религиозной традицией касается решения вопроса о том, что считать авторитетом в определении добра и зла»[4].

На Западе со времен Жан-Жака Руссо и других философов эпохи Просвещения прочно укрепилось «представление о том, что достаточно обеспечить свободу и наделить правами личность, а она сама неизбежно выберет добро и полезное для себя. Поэтому никакие внешние авторитеты не должны ей указывать, что есть добро, а что есть зло. Человек сам определяет нравственные нормы поведения. Это называется нравственной автономией человека. И такая автономия может быть ограничена только автономией другого человека. В этой идеологии отсутствует понятие греха, а есть плюрализм мнений; то есть человек может выбирать любой вариант поведения, но при одном условии, что его поведение не должно ограничивать свободы другого человека. Печальное следствие такого антропоцентрического подхода заключается в том, что сегодня во многих странах выстраивается общественная система, которая потворствует греху и устраняется от задачи способствовать нравственному совершенствованию личности. Общество, в том числе и наше, сталкивается с циничной подменой. Допустимость безнравственности оправдывается учением о достоинстве человека»[5].

Святейший, в свою бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, в Рождественском послании 2008 года отметил, что человек, находясь в таком состоянии, «может не только беззастенчиво творить грех, но и публично пропагандировать его и склонять к нему других»[6].

С религиозной точки зрения, отличать добро от зла человеку помогает Бог. Он же является Тем, на Кого опирается человек в момент жизненно-важного нравственного выбора. Только исполняя нравственный закон, установленный Творцом, человек имеет возможность избежать катастрофических ошибок, касающихся, прежде всего, цели в жизни. Святейший подчеркивает, что свод основополагающих нравственных норм является идентичным для основных мировых религий. Он сводится к заповедям, данными когда-то на горе Синай святому пророку Моисею. «Почитай отца и мать», «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства», «не возжелай чужого» - вот те повеления, в рамках которых совпадают определения добра и зла разных религиозных традиций. И с этой точки зрения, по мысли Святейшего Патриарха, «не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека»[7].

Предстоятель Русской Православной Церкви настаивает на том, что на религиозных духовно-нравственных нормах должна быть основана не только общественная, но и частная жизнь граждан. Более того, он полагает, что политические и государственные деятели имеют право при совершении тех или иных поступков руководствоваться вышеупомянутыми нормами. В противном случае, человечество ждут страшные потрясения, поскольку проистекающая из современного понимания концепция достоинства человека предполагает абсолютизацию суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. «Такая абсолютизация», по словам Святейшего Патриарха, «может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели. Как известно, попрание нравственного закона привело многие сильные цивилизации к краху и исчезновению с лица земли. Вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакими законами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств. Если человек не видит, что он совершает грех, то ему все позволено, если перефразировать известное изречение Федора Михайловича Достоевского»[8].

Таким образом, согласно мысли Предстоятеля Русской Православной Церкви, нравственность является тем началом, которое способно объединить общество единой скрепой и помочь ему преодолеть большинство социальных проблем. Святейший обращает наше внимание на то, что: «В последнее время проявления жестокости шокируют наше общество. Люди задаются вопросом: почему это происходит в нашей стране? Да потому, что мы забыли о нравственности и о том, что надо трудиться для ее поддержания. Язык нравственных норм понятен каждому. Нравственность – едина и неделима. Если, ссылаясь на права и свободы человека, мы раскрепощаем грех и не останавливаем проявления человеческой дикости… то почему мы удивляемся появлению людей, способных на убийства по национальному и религиозному признаку? Инстинкт разрушения, вырвавшийся наружу, не щадит никого – ни верующего в синагоге, ни детей с иным цветом кожи. Это звенья одной цепи. Наше общество должно понять, что невозможно добиться только уважения людей разных национальностей и вер без пересмотра отношения к нравственности в средствах массовой информации, школе, политике, экономике, культуре»[9].

Патриарх подчеркивает, что античеловечным является не только тоталитарное общество, в котором государство и коллектив абсолютно контролируют человека, но и общество, исповедующее крайний либерализм, превращающий в идол обособленного индивида. В таком обществе, по выражению Патриарха Кирилла, «человеческие права становятся инструментом раскрепощения инстинкта, а понятия добра и зла смешиваются и вытесняются идеей нравственной автономии и плюрализма. Такое общество теряет рычаги нравственного воздействия на личность»[10].

Перед современным обществом стоит важная задача, которая заключается в достижении правильного баланса между принципом прав человека и принципом нравственной ответственности. Государственные и общественные усилия необходимо направлять на «устроение общественных отношений, которые бы, с одной стороны, обеспечивали свободу личности, а с другой стороны, помогали ей следовать нравственным нормам. Вероятно, было бы неправильным устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм, но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы, и что еще более важно, в качестве общественно одобряемой нормы. Ведь что происходит, когда принимается закон, официально разрешающий подобные формы поведения? Они не остаются только уделом пользования небольших групп меньшинств, которые уже определили свой выбор. Эти законы становятся основанием для безудержной пропаганды таких форм поведения в обществе. А поскольку грех привлекателен, то он быстро заражает значительные слои общества. Тем более, если в эту пропаганду вкладываются большие деньги и используются передовые способы влияния на сознание человека»[11].

Предстоятель Русской Православной Церкви особо отмечает, что при законодательной деятельности необходимо учитывать религиозные духовно-нравственные ценности. «Законодательство должно быть чутким к нравственным нормам, господствующим в обществе. Конечно же, государственный аппарат не должен сам определять, что хорошо, а что плохо, но в то же время в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества. Если общество считает, что разжигание страсти винопития и эксплуатация полового инстинкта в коммерческих целях неприемлемы, то должны появиться соответствующие нормы, запрещающие рекламу проводимую в подобном духе»[12].

В настоящее время также важным является заполнение вакуума, возникшего в результате недостатка нравственного воспитания. «Свобода и права, говорит Патриарх, - это большое достижение человеческой цивилизации, но необходимо подготавливать граждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм». В свете этого Предстоятель Русской Православной Церкви призывает государство тесно сотрудничать с общественными институтами нравственного воспитания, включая школу и, конечно, религиозные общины страны. По его мнению, «государство должно озаботиться разработкой законодательных актов, регулирующих доступ религиозных организаций в общественные структуры образования, социального служения, здравоохранения, армии. При этом во всех перечисленных сферах должны трудиться все религиозные общины страны в той мере и объеме, который соответствует их представительству в обществе»[13].

Таким образом, мысль Патриарха Кирилла направлена на обращение социума не только в сторону защиты, понятых в крайне либеральном духе, прав человека, но и в сторону воспитания в душах наших современников нравственной ответственности. Это важнейшая тема как для граждан нашей страны, так и для всего человечества в целом. Объясняя цель дискуссии о правах человека, которая была инициирована Русской Православной Церковью, Святейший подчеркивал: «Наше намерение – дополнить концепцию прав человека важным измерением: они должны осуществляться в системе нравственных координат. Потому что демонтаж этой системы опасен для человеческой цивилизации… Вводя же моральное измерение, мы созидаем как бы стыковочные узлы между различными моделями устроения мира, формируем многоукладную и жизнеспособную человеческую цивилизацию в условиях процесса глобализации… Подобная постановка вопроса не имеет отношения ни к политике, ни к тому, что вообще сегодня происходит в нашей стране. Но она имеет принципиальное отношение к будущему всего человеческого рода»[14].

 




[1] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С.7


[2] Там же. С. 8


[3] Там же. С. 9


[4] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 11.


[5] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 12


[6] Рождественское послание 2008 г. // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 51


[7] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 13


[8] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 13-14.


[9] Там же. С. 14.


[10] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 14


[11] Там же. С. 15 - 16


[12] Там же. С. 18


[13] Кирилл (Гундяев), митр. Права человека и нравственная ответственность // Церковь и время. 2006, № 2 (35). С. 18 - 19


[14] Митрополит Кирилл. Свобода от греха // Российская газета. 2006, 21 апр.





Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.