7 июня в Калачеевском отделе РОВД прошла встреча личного состава с благочинным Калачеевского церковного округа, членом общественного совета при отделе МВД по Калачеевскому району протоиереем Евгением Беем.
Темой этой встречи стал суицид. К сожалению, в наше время эта тема постоянно остается актуальной.
Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.
Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах.
Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?
В жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.
Часто бывает, что перед принятием такого решения он успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают. К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.
Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы, но самое главное – духовная пустота.
Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.
Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние. Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве.
Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.
Можно ли как-то заблаговременно предупредить суицидальные намерения человека?
Главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего.
Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они задумывались над последствиями, скажем, ограбления, вряд ли решились на неблаговидный поступок. Многие, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думают. Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.
Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?
Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.
Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Отпевание самоубийцы допустима в двух случаях:
1. Если самоубийца был душевнобольным и покончил жизнь в невменяемом состоянии. Здесь нужно медицинское свидетельство и Архиерейское разрешение.
2. Если человек умер не сразу, а успел принести покаяние в своем грехе.
Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был не здоров, но документов, подтверждающих это, не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.
Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?
Для этого Церковьюв 2011 году составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.
5 декабря, ответственный по миссионеркой работе в Россошанском благочинии иерей Михаил Гусарев посетил секцию епархиального миссионерского отдела, которая проходила в г. Павловске в филиале «Губернски...
4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспитанники Манинского детского сада вместе с педагогами посетили храм святого Великомученика и Победоносца Георгия села Манино Калачеевског...
3декабря в Доме работников просвещения Острогожска состоялось мероприятие, посвящённое «Дню инвалида».
В нём приняли участие заместитель главы Острогожского муниципального района по социа...
1 декабря прихожане Михайло-Архангельского храма г. Острогожска при взаимодействии с волонтерской группой Острогожского благочиния «Стерильность фронту — Острогожск» передали гуманитарную помощь
3 декабря, в День неизвестного солдата, в г. Россоши у центральной братской могилы состоялся митинг.
4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ответственный по миссионерской работе в благочинии, настоятель храма Преображения Господня с. Заболотовка иерей Михаил Гусарев провел бесед...
4 декабря 2024 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил архипастырский визит на соименный приход р.п. Ольховатка Росс...
С 3 по 4 декабря по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в рамках празднования 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, ковчег...