Крест – это лествица, которая соединила Небо с землей / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Крест – это лествица, которая соединила Небо с землей

  3 апреля 2016  |    1034
Крест – это лествица, которая соединила Небо с землей

«Несколько раз в году мы обращаем своё особое внимание на Животворящий Крест Христов. Некогда вне града, как говорится в пророчествах, за стенами Иерусалима, на горе Голгофе был поставлен крест, где ныне находится под сводами храма Воскресения Христова и крест, и Голгофа, и сам Гроб Господень. Это те места, которые связывают нашу память с делом искупления человеческого рода от власти дьявола.

В тот момент, когда совершалась история, люди всей земли, бывшие тогда в Иерусалиме, в праздник Пасхи, взирали на все события и обращали свой взор на Крест Христов. И в последующем, когда Евангелие стало распространяться как проповедь по лицу земли, в пределах Средиземноморья, Северной Африки, по территории Адриатики, территории современной Европы и Азии, то тогда всякий раз, когда человек слышал проповедь Христову, свой взор обращал ко Кресту.

Сегодня, за Божественной литургией, когда мы совершали вместе молитвенное предстояние вокруг Чаши с вином, которое претворяется в Кровь Христову, и дискоса с хлебом, который претворяется в Тело Христово, мы тем самым вспоминаем Животворящий Крест Христов, проповедуем Его смерть и Воскресение. То есть, мы становимся соучастниками апостолов, первых христиан, которые шли с проповедью о Воскресении и Кресте Христовом. Сегодня, как иллюстрацию наших слов, которые мы произносим за Божественной литургией, видим посреди храма крест с изображением распятого Христа и саму частицу Животворящего Древа, соединяющую нас и евангельскую историю, которая некогда произошла для того, чтобы мы с вами были привлечены ко Христу и соединились с ним в приобщении Его Тела и Крови. Соединяясь со Христом, мы вместе с ним восходим и на крест, а восходя, на кресте, вместе с Ним распинаемся, распинаясь с Ним, страдаем вместе с Ним, а страдая, вместе с Ним и умрём вместе с Ним, умирая же вместе с Ним, и Воскреснем вместе с Ним. Только при том условии, что мы будем вместе с Ним! Если сами по себе мы страдаем, мы просто страдаем из-за нашего эгоизма, каких-то наших чувств, эмоций. Мы несём свой жизненный крест, но без Христова Креста. Это тяжесть наших грехов, наше с вами несовершенство, то, что мы не хотим исправить в своей жизни, своём характере, своём поведении. Если умираем, умираем по физическому состоянию. Если умираем без Христа, то умираем не в Жизнь, не в Воскресение после этой смерти, а в смерть вечную, в которой не будет Света, не будет надежды, а только вечное состояние отчаяния, уныния и темноты. Поэтому мы и молимся о людях умерших, чтобы этот Свет открывался им.

Дни Великого поста, когда нам предлагается воззреть своим телесным взором и, в первую очередь, духовным взором на Крест, это как раз дни напоминания, когда мы с вами должны применить усилия к воздержанию, против которого согласились выступить в Раю наши праотцы, совершив первый грех невоздержания и непослушания, первый раз нарушив пост. И каждый из нас, кто нарушает пост в течение Великого поста, оправдывая это, как оправдывал это дьявол, предлагая запретный плод Адаму и Еве, - путешествием, немощью, какими-то обстоятельствами жизни, тяжелой работой, мы становимся соучастниками того, что произошло в Раю с Адамом и Евой. История нашего изгнания из Рая вновь повторяется. Тогда нам становится тягостно. Мы говорим: «Господи, где же ты?» А сами спрятались в зарослях смоковницы, прикрылись листьями, как это сделал Адам. Почему прикрылись? Почему нагими, в осознании своего греха не выйти к Господу, пред Его взор и не сказать: «Господи, вот я, обнажённый непослушный, нарушивший Твою Заповедь, нарушивший Твоё повеление. Помоги мне. Я нуждаюсь в Тебе»? Когда это произносится, и не просто как формула, а в сокрушении сердца своего, тогда Бог даёт почувствовать Своё присутствие, тогда оставившая нас из-за нашего греха благодать возвращаться. Это долгий процесс, постепенный. Очень важно, чтобы мы, почувствовав облегчение, не останавливались, не успокаивались.

Святые отцы, рассуждая о сегодняшнем воскресении, говорят, что этот день как некий перелом, когда мы, как уставшие от шествия по дороге путники, что свойственно каждому страннику, находим удобное место, чтобы остановиться и отдохнуть. Отдыхают, как правило, в тени деревьев, где есть удобное место, там, где нет шума и суеты. Крест Христов – это не только то место, те заросли, в которых человек может отдохнуть, набраться сил, но ещё и пища, которая предлагается нам в виде Тела и Крови Спасителя, для того, чтобы принимая Её, мы восполняли свои духовные силы, оскудевающие в течение поста из-за физического воздержания, и с новыми духовными силами и обновлённым внутренним настроением шли дальше. В то же время период отдохновения очень краткий, буквально несколько дней мы будем видеть Крест Христов посреди Церкви, и в это время мы будем обращать свой взор на Того, Кто даровал нам такую возможность научиться терпению и научиться понять как легко с Ним этот Крест пронести.

Эти дни ещё являются некими зарницами предстоящей Пасхи. В христианстве всё сопряжено с надеждой. Нет ни одной Заповеди Божией, которая бы не звучала как последующее исполнение обетования. Всякий раз Господь, предлагая человеку какой-то труд, обязательно говорит о том вознаграждении, которое человек будет иметь после этого труда. Когда мы постимся, мы это делаем не напрасно. Нас ждёт радость. В каноне, который пелся накануне, на Всенощном бдении  - в каждой строчке, где повествуется об искуплении человеческого рода, говорится о кресте Христовом, тут же говорится и о Воскресении Христовом, и о Пасхе Христовой. Сам мотив этого канона похож на мотив и мелодию Пасхального канона. Мы тем самым вновь взбадриваемся и говорим: «Господи, до Пасхи осталось совсем немного времени, надо ещё немного приложить усилий, и то, что не смогли ещё сделать, поработав со своим духом, если не смогли потопить в бездне вод Твоего человеколюбия множество наших беззаконий, дурных поступков, привычек, и прочего, что постоянно нас в жизни тяготит, мы сейчас потрудимся, предпримем усилия, сейчас пройдём тот путь, чтобы войдя в Страстную седмицу перед Пасхой, поклоняясь Животворящим Твоим Страстям, узреть и Славное Твое Воскресение». Посмотрите, как замечательно Церковь устраивает все для нашего понимания времени Святого поста!

Преподобный Ефрем Сирин, рассуждая об этих святых днях, рассуждая о состоянии покаяния человека, о сокрушении во грехах, говорит, что когда человек осознаёт, что он грешен, что ему трудно, он уже не хочет никого учить, применять строгость  в общении с людьми. Он сосредотачивается на своём внутреннем духовном мире. Но он не имеет права в этот момент оставаться один на один с собой, если живёт в сообществе. Находясь рядом с кем-то, человек обязан помогать тем, кто рядом, узнать тот путь, который раскрывает греховность, показать нужду в милости Божией, и тот путь, который приводит к познанию человеколюбия, являющегося на кающемся грешнике.

Я желаю вам, братья и сестры, чтобы мы с вами не только сегодня, поклоняясь Животворящему Кресту Христову, но и в последующие дни, до того момента, когда крест будет унесён в алтарь, воззревали на Того, Кто соединил Небо с землей. Крест – это лествица, которая соединила Небо с землей. Христос на этом кресте был вознесён, Он показал немощь человеческого существа и силу Божию, помогающую человеку претерпевать скорби и обстояния в жизни. Он показал, что смерть не безнадёжна для человека, что страданиям есть предел, если в них человек обращается к силе Божией. Он показал и в распятом с Собою разбойнике, что ни для одного грешника нет причины отчаиваться, потому что если мы поселим в своем сердце любовь и покаяние, то обязательно обретём милость Божию. Даже будучи самыми падшими людьми, войдём в правду Божию и наследуем Рай, который отверз первому из людей – разбойнику – Христос.

С этими размышлениями я желаю всем вступить в новую неделю. Обращаться мысленно к Кресту Христову, кланяясь коленами своей души и сердца перед ним, черпая силы у его подножия, обновляться мыслями о Господе, о спасении, о покаянии, изменении себя, своей души и сердца. Обновляя, возжигать светильник Света Христова в чертогах нашей души, чтобы там, засветившись однажды, Свет Христов, освящающий и просвещающий жизнь человека, никогда не угасал. А постное воздержание и сугубая молитва помогли бы сохранять страх Божий, терпение, сокрушение, ощущение нужды в помощи Божией.

Да пребудет с нами благословение Господне и сила Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Святой Богородицы и всех святых. Аминь».

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,

3 апреля 2016 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В пятницу 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском Белогорском мужском монастыре
В пятницу 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском Белогорском мужском монастыре
  26 апреля 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, настоятель Воскресенского Белогорского мужского монастыря игумен Илия (Ждамиров) и братия монастыря в священном...

В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
В Казанский храм Павловска прибыла икона святого блговерного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова
  25 апреля 2024

 Встречал икону благочинный Павловского церковного округа, настоятель Казанского храма иерей Максим Богомолов.

Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
  25 апреля 2024

25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...

Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
  25 апреля 2024

Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.

В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
В Тихоновском храме Острогожска был совершён молебен о благополучной сдаче экзаменов
  24 апреля 2024

Вместе с благочинным Острогожского церковного округа иереем Алексием Курганским и руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Рыбаком молились выпускные классы МКОУ СО...

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...