«С креста не сходят» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«С креста не сходят»

  10 октября 2016  |    788
«С креста не сходят»

Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я приветствую сегодня с днём памяти святого священномученика Петра, митрополита Крутицкого, местоблюстителя Святейшего Патриаршего Престола.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, именуемся православными христианами. Наша вера основана на вере отцов, которые ценой своей жизни свидетельствовали само понятие веры. В содержании веры есть то, на чем мы строим свою надежду. Надежду на что? Конечно, мы с вами хотим, чтобы наша земная жизнь была устроена, благоуспешна, чтобы в ней было всё хорошо. Но самое важное и главное – не это. Самое главное – это то, что будет после нашей земной жизни, какова будет наша участь, когда закончатся дни нашего земного бытия, когда над нашим телом, находящимся в гробу, будут совершаться заупокойные молитвы, воспоминание нашей памяти. Что такое воспоминание нашей памяти, на чём оно основывается? Если бы мы с вами просто биологически прожили жизнь и потом как отработанный материал, как удобрение нас закопали в землю, то никакой памяти о нас с вами не было бы. То, что эта память наличествует, говорит о том, что наша жизнь не заканчивается на земле. Пока жива память, человечество живо, оно объединяется между собой: живущие на земле объединены с теми, кто в загробном мире. Как эта память сохраняется? Наверное, придёт время, и сейчас уже наступает, когда насаждаются новые формы погребения: тело сжигают в крематории и развеивают прах по ветру, кто-то уже замораживает тело и потом частички льда использует в качестве удобрения на полях. Такие новые формы погребения свидетельствуют о том, что у тех, кто так поступает, абсолютно нет веры. Нет веры во всеобщее воскресение, в то, что грядёт Страшный суд, в то, что мы предстанем пред Лицем Божиим, что каждый из нас должен будет дать ответ перед Богом за то, как мы свою жизнь на земле прожили. А отсутствие веры, что значит? То, что мы её убили, не сохранили, не воспитали и не передали последующим поколениям.

За то, чтобы в людях была вера, не умирала надежда, священномученик Пётр посвящает свою жизнь. Если посмотреть на его жизнь, можно увидеть, что с точки зрения мирского человека, с точки зрения построения карьеры, она была замечательно устроена. Учёный человек, блестящий администратор, видный в государственной системе деятель, проходил разные послушания, даже в какое-то время был старостой этого сельского храма. Буквально 1 год ему понадобилось, чтобы отремонтировать и благоукрасить храм, за что он был удостоен специальной синодальной награды. Через год после труда здесь, на своей родине, он призывается как одно из должностных лиц в Жировицкую семинарию в Белоруссии, тогда духовное училище. Оттуда он призывается в Москву, Петербург, строит блестящую карьеру. Но посмотрите, как он относится к этой карьере? Живя в Белоруссии, в Жировицах, он имеет хорошее жалованье, прекрасный достаток. В Москву призывается как инспектор семинарий и при этом уменьшается его жалование. Но, ни разу он не возроптал. И если бы не митрополит Сергий (Старгородский), который похадатайствовал о нём, вряд ли бы положение его поправилось.

Посмотрите, какие примеры. Человек достиг образованности, положения в обществе, но не стремится к тому, чтобы карман у него был туг, а желудок сыт. Он стремится к тому, чтобы то, для чего он призван к служению, позволило бы развиться качественной жизни в системе церковного образования, духовного воспитания, того, чтобы послужило потом воспитанию добрых пастырей, священников, добрых учёных, людей, которые послужили бы на благо своего Отечества. Потом Пётр (Крутицкий) призывается к священническому, монашескому, архиерейскому служению. Человек, достигший таких высот: стал митрополитом, правой рукой Святейшего Патриарха Тихона, по прошествии немногого времени заключается в кандалы. Когда умирает Святейший Патриарх Тихон, митрополит Пётр остаётся единственным руководителем Церкви. Ему не дают ни дня, чтобы что-либо сделать для Церкви, видя его ревность о сохранении веры. Его арестовывают, и всё последущее время, начиная с начала 20-х годов до 1933-1935 г.г. (или по другим данным 1037 г.), когда наступила смерть священномученика Петра, он находится в заключении. Да не просто в заключении. На прогулку его выводили ночью. Днём же он находился в камере без окон, чтобы не видел солнечного света. Попробуйте прожить без солнечного света на протяжении 3-4 лет. Физическое состояние Петра было очень слабым, здоровье подорванным. Он постоянно просил медицинскую помощь. Однако  к его просьбам сотрудники НКВД оставались глухи, желая нравственно, духовно и физически его сломить. Для чего? Просьба была одна: отказаться от должности местоблюстителя Святейшего Патриаршего престола. Казалось бы, простое дело, ведь царь отказался от своего царского престола. А что такое, вроде бы, местоблюститель Патриаршего Престола? Священномученик Пётр, отвечая на очередные просьбы, говорит, что ставил его на эту должность Священный Синод и Святейший Патриарх Тихон, и не ему решать, отказываться или нет от этого места. Должность может быть сложена тогда, когда будет собран Поместный собор и избран новый Святейший Патриарх. Покуда ему вверено попечение Церкви, соблюдение её единства, митрополит Пётр не может без волеизъявления собора эту должность с себя снять. «С креста не сходят». Вот это его сораспятие Христу и пребывание на кресте было для того, чтобы всё остальное, что происходило в жизни Церкви уничтожить.

А происходило то, что сотрудники НКВД, сговариваясь с честолюбивыми архиереями, людьми слабыми, морально, нравственно и психически неустойчивыми, создавали внутри Церкви раскол. Обновленческие, какие-то высшие церковные советы: всё делалось для того, чтобы уничтожить само понятие чистоты веры и чистоты церковной жизни. Только такие люди, как священномученик Пётр (Полянский), святитель Тихон, Патриарх Российский, будущий патриарх Сергий (Старгородский), митрополит Казанский Кирилл, Митрофан Ярославский, которые тоже стали мучениками, сохраняли единство Церкви, несмотря на всё то смущение, все треволнения, которые шли от власти.

Видя своё лукавство, свою ложь по отношению и к народу, и к Церкви, также видя обличение в словах святителей, конечно же, не хотели власти соглашаться с той позицией, которая была у них, потому что заведомо знали свою задачу: уничтожить понятие о Христе, уничтожить в народе надежду, которая основывается на вере в загробную жизнь, уничтожить страх Божий, уничтожить связь поколений, понятие святости и всё то ценное, что может быть в жизни человека, которое освящается понятием, что источником всего самого важного в жизни человека является Бог.

Нам с вами, дорогие братья и сестры, взирая на подвиг священномученика Петра, нужно задуматься: на чьей стороне мы находимся? Сораспинаемся ли мы Христу? Не боимся ли исповедовать свою веру, как исповедовал её священномученик Пётр? Не отступаем ли с того пути, на который встали с момента погружения в купели, когда назвались христианином? Или же мы при всяком удобном случае говорим: Бог-то Бог, да не будь сам плох; церковь живёт своей жизнью, а мы своей, батюшки тоже ведь работают… Бог милостив, Он простит. Да, Бог простит, но только когда мы каемся, когда мы решаем исправить свою жизнь, следуя за Ним. Но, если же мы думаем, что с Богом можно поиграть, то очень глубоко ошибаемся. Эти игрушки довели до того, что великая страна, с великой историей и величайшими возможностями, попала в такое упадническое состояние, и сейчас каждый пытается воткнуть спицу в её ребро, уколоть, поставить на колени, как только она пытается поднять свои глаза и сказать людям правду. Вместе с тем мы сами начинаем жить полужизнью и думаем, что сделаем что-то хорошее для страны, говоря о том, что укрепляем экономику, государственность, сами поступаем безнравственно. Это происходит и на маленьком уровне своей семьи, лично с самим собой, и на уровне общественного, государственного служения. Везде в системе наших человеческих отношений мы допускаем ложь, считая, что ничего страшного не происходит. Давайте вспомним Евангелие. Кто отец лжи? Отец лжи – дьявол. И если мы впускаем ложь в свою жизнь, значит, мы соглашаемся с ним и становимся его людьми. Очень важно, дорогие братья и сестры, научиться жить по правде. Жить по правде - это значит жить с Богом, жить по заповедям Божиим, отказаться от всего того, что разрушает понятие о Боге, о вере, о нравственности, о ценности человеческой жизни как дара Божьего, отказаться от того, что разрушает связь поколений, искренность взаимоотношений между людьми, от всего того, что может внести непоправимые последствия в нашу историю.

Я желаю каждому из нас быть тем светильником веры, благочестия, доброй христианской нравственности, насколько есть у нас сил. Каждый должен стараться быть человеком благочестивым, начинать и заканчивать свой день молитвой к Богу, говорить детям, молодым людям о Боге, чтобы они помнили, что есть Тот, перед Которым надо будет отвечать, не ради страха, а ради любви, ради того, что Он является Отцом. Ведь дети должны научиться стыдиться перед родителями, а родители должны беречь детей от зла и от соблазнов, вселять в их сердца и души добро, свет, правду. Если же родители будут учить детей лжи, воровству, неискренности, зависти, злобе, то таким образом они разрушают своё чадо, становятся деторастлителями, что является страшным грехом.

Я желаю каждому из нас, чтобы мы помнили о словах священномученика Петра, которыми он, основываясь на евангельских словах, попрощался с вверенной ему паствой. Он говорил всем нам, и тогдашним священнослужителям, мирянам, верующим людям, и сегодня также эти слова актуальны: мы должны свидетельствовать, что Христос среди нас живёт, потому что мы основываемся во взаимоотношениях на любви и верности, верности своей идее о любви к Богу и между собой. Мы должны не бояться исповедовать свою веру и быть людьми сильными, мужественными в исповедании Господа. Мы не должны бояться говорить о том, что кто-то поступает некрасиво, а должны помочь ему не пойти по дороге греха. В этом являть взаимную любовь и заботу, которая есть любовь христианская; не бояться терпеть боль; когда мы попали в какую-то нужду или какое-то нестроение и роптать, а просить Господа в этом состоянии смущения нашего сердца укрепить в первую очередь веру и упование на то, что Господь Всемогущий не зря посылает нам такое испытание, а проверяет, насколько мы можем преодолеть его и не усомниться в Его милости к нам, продолжать тот путь, на котором мы стоим и трудимся.

Я желаю нам всем такого доброго христианского настроения, милости Божией, дорогие селяне, чтобы в доме каждого из вас была радость, свет, утешение. Когда же наступают дни, когда вы скорбите, о чём-либо печалитесь, вспомните своего земляка, как он скорбел о Церкви, о народе, как он терпел нужду, когда его гоняли из лагеря в лагерь, из тюрьмы в тюрьму, как он, будучи человеком, богатым внутренне, духовно, несмотря на все скорби и нужды, так и не оскудел в этом богатстве. А в сегодняшний день делится этим богатством с нами. В чём оно заключается? В первую очередь, он напоминает нам о Христе, о вере, о мужестве и силе, которую он имел и которую не утратил, которая не была сломлена. И от этого богатства он призывает нас обогащаться, нам в нём богатеть, этим богатством пользоваться,  чтобы передать его будущим поколениям, тем, которые придут после нас. Дай Бог, чтобы и в них была любовь, вера, надежда, мужество, крепость сил и радость. Чтобы это произошло, мы должны научиться пользоваться этим богатством. Что это означает? Воспитывать, наставлять, укреплять в вере своих детей, чтобы они знали свою веру, свою православную традицию, знали, что и как нужно делать по вере, какие обряды соблюдать, как созидать своего внутреннего человека, чтобы в нём жил Христос, чтобы Христос осветил их, чтобы Христос просвещал всякого человека, кто с таким встречается, общается и черпает из него силы.

Я поздравляю вас с престольным праздником, отец настоятель, прихожане. Будущий 2017 год, год 100-летия Октябрьской революции, ознаменован 155-летием со дня рождения священномученика Петра и 80-летием его мученической кончины. Мы должны к этой дате подготовиться, чтобы она стала для нас памятной, врезалась нам в память, и чтобы сердце наше каждый раз болело, когда мы отступаем от пути, указанного священномучеником Петром, который ведёт нас по пути евангельском. Я желаю всем нам добро потрудиться. Я надеюсь, что никто в селе не останется равнодушным к этим событиям, чтобы и поколения объединить, и положить добрый фундамент, который станет основой для воспитания и укрепления в вере не одного поколения молодых людей.

Храни вас всех Господь, милости Божией, крепости сил, доброго духовного и телесного здравия во Христе Иисусе, Господе нашем.

Произнесено 10 октября 2016 года,

в с. Сторожевое Острогожского района

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
  28 марта 2024

28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...

В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
В Покровском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духовенства благочиния
  27 марта 2024

По окончании богослужения состоялось собрание духовенства благочиния, на котором были рассмотрены итоги епархиального совета Россошанской епархии, прошедшего 26 марта, а также ряд текущих вопросов бла...

В благочинии прошло соборное богослужение
В благочинии прошло соборное богослужение
  27 марта 2024

Соборное богослужение прошло 27 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхний Карабут.

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
  27 марта 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...

В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
В Воронеже прошли XV Благовещенские педагогические чтения «Семейные ценности в свете святоотеческого учения и их формирование в условиях современного образования»
  26 марта 2024

В работе секции «Взаимодействие с семьей как одно из необходимых условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» приняла участие и поделилась своим опытом работы с род...

Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
  26 марта 2024

26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...

Состоялось заседание Епархиального совета
Состоялось заседание Епархиального совета
  26 марта 2024

26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.

В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
  25 марта 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма великомученика Георгия Победоносца села Манино иерей Рустик Богданов.