Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

  30 сентября 2017  |    776
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Всечестная матушка игуменья, сёстры святой Костомаровской обители, все прихожане, паломники, приехавшие  в нашу святую обитель, честные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую вас с престольным праздником.

Сегодняшний день, когда мы празднуем память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, наших сестёр, христианок, которые носят эти имена, я сердечно поздравляю с Днём ангела, желаю помощи Божией. Как говорится  в нашей русской традиции, ангелу – злат венец, именинницам – многая и благая лета! Дай Бог, чтобы мы были достойными подражателями тех христианских добродетелей, которые заключены  в именах этих святых жён, почитаемых сегодня нами.

Наша человеческая жизнь вся наполнена надеждой. Надежды бывают разные. Чаще всего они касаются исполнения наших личных желаний, переживаний, которыми наполняется каждый день нашего земного бытия. Если эти надежды не пропитаны верою в Бога, то они носят тленный, земной характер, поэтому не всегда бывают нам на пользу. Но возбуждаемая нами надежда и вера помогает освящать путь нашего земного устройства, нашего быта, человеческих взаимоотношений, нашего понимания мира, пространства того, в чём мы участвуем. Эта вера не может не возгреваться любовью. Если она возгревается любовью и освящается ею, то она имеет прямую связь с источником всего живого на земле – с Богом, потому что Он есть Любовь. Он, вдохновляя нас, управляет все наши дела, реализует все наши надежды, воплощает нашу веру и приводит к наследию вечной жизни.

Проповедник очень живописно охарактеризовал нам, как христианство формировалось на основе добродетелей, заключённых в именах подвижниц, мучениц, которых мы сегодня вспоминаем. Человечество античного времени было разграничено в социальном устройстве: были господа и рабы, также было священство, и они управляли всем народом, который жил под их началом, игом и властью. Новое христианское учение поставило в равные отношения и господ, и рабов, и свободных граждан. Христианство учит видеть во всех братьев, видеть друг в друге образ Божий. Проповедь любви вдохновляла каждого человека к тому, чтобы он жил уже не своей жизнью, но жизнью ближнего. Поэтому общество первых христиан и было таким честным, светлым, святым. Когда началась политизация христианства, люди в IV веке стали бежать из городов в пустыни и образовывать монастыри, чтобы продолжать жить в той чистоте взаимоотношений, той искренности, святости, которые христианское сообщество начало утрачивать, потому что христианство начало становиться политическим инструментом.

Сегодня мы, к великому сожалению, наблюдаем охлаждение христианской веры. Несмотря на то, что прошло сто лет с начала насильственного истребления христианства (люди мученичеством заканчивали свою жизнь за то, что объявляли себя христианами: лагеря, ссылки, тюрьмы были наполнены православными людьми, которые исповедовали себя христианами), сейчас умалчивается об этом и говорится о том, что это лишь политические притеснения. Да, политика всегда присутствовала в жизни людей, она играла большую роль, формировала общество, не согласное с действующими режимами. Но, если посмотреть с точки зрения цифр, помимо политических репрессий, репрессий по религиозному признаку было не меньше, если даже не больше. Время прошедшей столетней эпохи дало огромное количество мучеников, которые стали основой возрождающейся церкви.

Однако, получив благополучие, наше общество, которое собственно и является церковью, начало охлаждаться. Это случается потому, что каждому из нас требуется хозяин, а не свобода, в которой каждый определял бы для себя пути своей жизни согласно законам Божиим по тому или иному руслу, чтобы мы не хотели дарить любовь друг к другу, а нас кнутом заставляли проявлять любовь и искренние отношения.

В виду этого христианство уже не будет похоже на христианство, если таким образом оно будет формироваться. Поэтому сейчас большое количество славянского населения, которому кровью предков дана свобода исповедания православной веры, идёт не в христианство, не ищет учения евангельского, а ищет учения там, где есть страх, где есть хозяин. Многие идут в магометанство. При чем молодые юноши и девушки. Ничего с ними не могут сделать родители, преподаватели, службы безопасности по той причине, что это новая формация, упущенная старшим поколением, теми, кому сейчас от 50 до 70 лет. Это на них лежит ответственность за то, что молодые люди не хотят знать красоты своей веры, не хотят жить в свободе своей веры, не хотят подвигать себя к тому, чтобы понуждая себя, жить в православии, познавать, что свобода, дающаяся христианством, определяет очень чёткие рамки существования: строгость по отношению к жизни, строгость  в отношении себя, любовь по отношению к ближним, воинственность по отношению ко греху. Очень легко воевать против человека, легко заклеймить того, кого считаем виноватым в чём-либо. Но очень сложно обвинить себя, сложно не потакать своим страстям, сложно воевать против самого себя.

Христианство призывает в первую очередь воевать против властей и миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной, которые порождают грех. Мы становимся воинами этих тёмных сил, когда совершаем грех. Входим с ними в союз и восстаём против христианства. Нам кажется, что просто и легко прожить на земле, воюя с внешними врагами, но гораздо сложнее (к чему и призывает христианство) воевать против внутреннего врага, который сидит в нашем сердце, душе, в наших мозгах. Сказать, что кто-то не такой, легко, но сказать, что я не такой, неправильный – тяжело.

Мы часто лицемерим, когда приходим на исповедь и каемся в грехах, говоря, что грешны. Если бы каялись во грехах, то, уйдя с исповеди, больше не грешили бы. Но мы остаёмся прежними, не перерождаемся, в нас не происходит обновления нашего внутреннего человека. Он по-прежнему остаётся враждебным нам, ищет новые сети, новые  возможности нас, живущих в пространстве Божьего света, поработить и увести в плен. Об этом мы должны говорить своим молодым людям, показать им смысл христианской свободы и христианской силы, воинствования. А идти одевать хиджабы, становиться мучениками-шахидами, взрывая себя – это очень лёгкий путь.

Почему же мы всё время ищем хозяина, который кнутом нас стегал бы? Почему не хотим в своей свободе исповедовать и проповедовать Евангелие? Почему Христос для нас становится мифом? Почему наша вера не побуждает нас являть любовь и служить друг другу и ближнему? Напрягая себя, логически мысля о жизни, рассуждая, как правильно в жизни устроить, чтобы всё успевать – и жизни порадоваться, (ведь она прекрасна!), и внутреннего своего человека не разрушить, чтобы в нём жил Христос, жил Дух Святой! Почему мы не задумываемся об этом, уничтожаем наши христианские добродетели: надежду, веру, любовь? Почему становимся безумцами против мудрости Божией, которая открыта нам в Евангелии воплощением Сына, примерами жизни святых? Почему мы пространство религиозного сознания и веры в Бога ограничиваем только стенами храма? Пока мы здесь, мы религиозны, выходим за эти стены, тут же дух мира нас поглощает! Начинаются сплетни, пересуды, неприличные шутки, разговоры, нежелание служить, эгоизм, ссоры, зависть, неверие, суеверия, вера в магию, ложь, стяжательство, прочие греховные вещи, которые разрушают нас, христиан. Почему нам это не страшно, а мы боимся только неустройства внешнего нашего земного бытия: неурожайного года, нехватки зарплаты, злых начальников, плохого правительства? Почему не задаём себе вопроса: а мы-то где во всей этой ситуации? Мы – святые? Что мы делаем в своей личной жизни, чтобы всё это прекратилось? Как мы воспитываем детей, о чём говорим на улице? Беседуем о Христе? Или наши разговоры о каких-то незначащих вещах? Где это христианское общество, которое живёт надеждой, верой и любовью друг к другу?

Надо об этих вещах нам всем очень серьёзно обеспокоиться. Надо бояться не внешних признаков разрушений и каких-то катастроф. Надо бояться внутреннего разрушения, бояться быть поражённым во внутренней нашей борьбе, не стать союзником врага рода человеческого – дьявола. Надо набраться решимости отвергнуться человека внутреннего тленного и начать строительство нового, обновлённого Духом Святым, укреплённым верою. Пришли в монастырь – надо быть послушным игуменье и сёстрам, работаем в миру – послушным начальству надо быть, в семье – нести послушание друг перед другом. Родителям и детям заботиться друг о друге и являть добрые примеры для подражания. Таким образом созидать то, о чём мы с вами рассуждаем – о тех христианских добродетелях, которые помогают христианам стать такими, которые своим сердцем живут с Богом и чувствуют Его, голос Божий слышат своим сердцем, и слова Божии говорят во внешнем своём жизненном устройстве. Тогда мы и к Царствию Небесному будем готовы, оно не будет для нас отвлечённым понятием, и никакие магометане и прочие ложные религии не смогут нас поработить, увлечь и соблазнить ничем: ни страхом, ни посулами, ни воинственностью. Мы должны быть с вами собранными и вдумчивыми людьми по отношению ко всему, к чему прикасается рука в нашей жизни, чего касаются наши мысли, наш взор и слух. Я призываю всех нас быть мудрыми, разумными людьми, опираться в жизни на Божественное Евангелие, освящать свою жизнь молитвой, беседой с Богом, стремиться евангельские принципы в жизни, благодать Духа Святого, которую приобретаем в молитве, дарить тем, кто живёт рядом с нами, помогать им утверждаться в словах истины Христовой, шествовать по спасительному пути, который нам даётся в Церкви Божией, в христианском обществе.

Да просветит, вразумит и укрепит Господь нас в наших христианских добродетелях: надежде, вере и любви. Да освятит и просветит наш разум премудростию Духа Святого, освящающего и просвещающего всякого человека, стремящегося к Богу. Храни вас всех Господь.

Произнесено в день престольного праздника

северного предела

Спасского пещерного храма Костомаровской обители,

30 сентября 2017 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил детский сад “Теремок” поселка Каменка
Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил детский сад “Теремок” поселка Каменка
  7 мая 2024

Специально для отца Артемия дети приготовили маленькую концертную программу, посвященную светлому празднику Пасхи – читали стихи, пели песни и танцевали. 

Учащиеся средней общеобразовательной школы №2 посетили Тихоновский соборный храм Острогожска
Учащиеся средней общеобразовательной школы №2 посетили Тихоновский соборный храм Острогожска
  7 мая 2024

Экскурсию по храму провел клирик Тихоновского храма иерей Олег Потапов. 

Правящий архиерей совершил чин освящения нового корпуса павловской детской больницы
Правящий архиерей совершил чин освящения нового корпуса павловской детской больницы
  6 мая 2024

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов, благочинный Россошанского церковного округа и...

Епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил Литургию в Покровском храме Павловска
Епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил Литургию в Покровском храме Павловска
  6 мая 2024

Перед богослужением управляющий Россошанской епархией передал для приходов Павловского благочиния лампаду с благодатным огнем.

Клирик благочиния принял участие в открытии художественной выставки, приуроченной ко Дню Великой Победы
Клирик благочиния принял участие в открытии художественной выставки, приуроченной ко Дню Великой Победы
  6 мая 2024

Выставка была организована руководителем художественной мастерской г. Россошь Ксенией Дубининой.

В престольный праздник Георгиевского храма села Манино была соборно совершена Божественная литургия
В престольный праздник Георгиевского храма села Манино была соборно совершена Божественная литургия
  6 мая 2024

Богослужение возглавил благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

В Каменском благочинии встретили празник Светлого Христова Воскресения
В Каменском благочинии встретили празник Светлого Христова Воскресения
  5 мая 2024

В Казанском храме поселка Каменка Божественную литургию в честь главного Православного праздника – Светлого Христова Воскресения совершил благочинный Каменского церковного округи иерей Серги...

В Острогожском благочинии встретили празник Светлого Христова Воскресения
В Острогожском благочинии встретили празник Светлого Христова Воскресения
  5 мая 2024

В центральном, Свято-Тихоновском соборном храме г. Острогожска Пасхальное богослужение возглавил благочинны Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский.