Я сердечно приветствую вас с сегодняшним днём, когда мы празднуем память всех от века преставившихся вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших.
Мы должны молиться за своих усопших. Тем самым мы свидетельствуем о единстве Церкви Небесной и земной. Также свидетельствуем и о том, что у Бога нет мёртвых. У Бога все живы. Рассматриваем же мы это время, в котором находятся наши усопшие сродники, как одну продолжительную субботу. Вспомните пасхальное время. Мы говорим о том, что Царь царствующих и Господь господствующих – Христос Спаситель – пребывая в упокоении, субботствует, то есть находится в покое от всех тех дел, которые сосредоточены вокруг промысла Божия о спасении человека. Наконец дело спасения человека завершено. Господь, претерпевая распятие и смерть, пребывая во гробной пещере, пролив Свою драгоценную кровь для искупления человеческого рода, призывает всех с собой упокоиться, войти в состояние покоя и созерцания и воскреснуть, восстать в наследие Царствия Небесного. Восстать, чтобы царствовать вечно и жить вечно. До того момента, когда весь мир закончит свою историю бытия, когда весь мир предстанет на суд Божий, и все воскреснут: люди, которые были от Адама, до самого последнего умершего, который будет в момент пришествия в мир Христа Спасителя. Все воскреснут, предстанут на суд и получат определение о своей участи: либо вечного блаженства, либо вечного осуждения. До этого момента люди, которые отошли в вечность, субботствуют. По заповеди ветхозаветной суббота есть день покоя. Этот день покоя посвящён Богу, размышлению о Нём, поучению в законе Божием, в заповедях Божиих.
Мы сегодня слышали из евангельского чтения, что Спаситель с учениками в субботу проходит через засеянные поля. Они проголодались и стали срывать колосья, вкушать пшеницу. Увидев это, фарисеи и законники, которые блюли религиозные заповеди и совесть народа, начали возмущаться, почему Он, Учитель, который творит чудеса, знает закон, не запрещает своим ученикам нарушать заповедь о субботнем покое? Ведь в субботу по древнему закону ничего нельзя делать: люди должны полностью пребывать в покое, как умершие.
Но умершие знают пространство бытия Божия, которого мы с вами, живые, не знаем, потому, что мы находимся в плоти. Наша огрубевшая плоть не даёт нам этого полноценного знания. Умершие же погружаются в другое пространство, где им открывается вся правда: о мироздании, об их жизни, о жизни близких, о загробной участи человека. Находясь в таком состоянии покоя, они созерцают эту правду, венцом которой является Господь, наслаждаются этим состоянием или же пребывают в скорби от этого состояния, потому, что лишены возможности войти в эту правду из-за своих грехов, беззаконий. Так и люди, которые живя на земле, не знают закона о субботе, лишаются радости этого дня, потому что земная суета их тяготит. Они стремятся больше заработать, стремятся к удовольствиям, к решению каких-то вопросов и проблем. Для них нет разницы между днём покоя и трудовыми днями. У таких людей всё время происходит в жизни движение, которое поглощает их ум и душу. Когда же человек находится в Боге, он всегда находится в состоянии и субботствования, покоя, и вместе с тем, в состоянии труда. Апостолы, которые срывали колосья в субботний день и вкушали, потому, что были голодны, не требовали для себя ничего и не могли нарушить закона по духовному рассуждению, потому, что с ними был Христос. Христос есть Сам истина, закон и правда. Восторженные и отвлечённые от всего земного, погружённые в беседу со Христом ученики, которые следовали за Ним, были отвлечены от всего, что определяет бытие земного человека. Этим они возмутили законников и фарисеев.
Мы с вами, живущие в христианскую эпоху, над этим чтением должны рассуждать следующим образом. Если мы живём в Боге, трудимся ради Бога, если мы свою жизнь совершаем к славе Божией, на всё у Господа просим благословения и возносим Господу благодарность, то, бываем свободны от этого закона, человеческих рамок бытия. Но если наша тленная и суетная жизнь нас сковывает, и мы забываем Бога, то для нас ничего не остаётся, как чётко держать себя в рамках закона, потому что, отойдя от него, окончательно растлеемся. Наше внутреннее человеческое состояние, наш разум, наше сердце придёт в состояние расслабления. Мы не будем способны чувствовать ничего. Для нас такое состояние очень опасно. Очень важно, чтобы мы, рассуждая о том, каким образом христианину надлежит жить, и, обращая свой взор к евангельским повествованиям, должны брать те нравственные примеры, которые помогают нам формировать своё бытие на земле.
Мы вроде бы и христиане, но ветхозаветный закон в нас действует. Мы не свободны от суеты жизненной, каких-то требований, поэтому очень важно нам научиться свободе во Христе. Это несложно. Человек начинает свой день молитвой и также заканчивает его молитвой, приходит на работу и просит у Бога благословения, приходит домой и возносит Богу благодарение. Какой бы это не был день, для христианина всегда найдётся добрый труд, возможность прославить Имя Божие, служа ближнему, своему народу и личному спасению. Когда человек остаётся наедине с собою, он может помолиться, духовно отдохнуть, исполняя эту заповедь о субботе, пребывать в состоянии покоя и созерцания Господа. Конечно, по-человечески мы должны понимать, что отдохновение нам нужно для восстановления наших сил. Мы должны также культурно развиваться, познавать пространство бытия человеческого. Отдых – это не просто тихое спокойное пребывание дома, лежание на диване и ничегонеделание. Это серьёзная работа, которую нужно научиться совершать. Например, в вашем городе есть музеи, социальные учреждения. Есть возможность и знания приобрести, развить себя интеллектуально, и ближнему послужить, тем самым принести себе немалую пользу, посвятив этому свой выходной день, обязательно начав его молитвой. Можно пойти на кладбище, помолиться о близких. Так мы находимся в состоянии покоя и совершаем труд. Этим мы и разнообразим свою жизнь, наполним её многими элементами, которые помогут понять христианский смысл бытия. Отдохновение физическое (сон, пребывание в покое) тоже нужно разбавлять молитвой, чтением. Если отправляемся ко сну, обязательно нужно помолиться, чтобы Господь сохранил нас от искушений и не был помрачён наш помысел. Если мы, отдыхая, читаем, то литература должна быть назидательной, наполненной смыслом о значении человеческой жизни, духовно-нравственными примерами. Это может быть светская литература, которой очень богата наша русская культура. Наши русские писатели и прошлых веков, и наши современники много пишут о значении и понимании жизни, о нравственности, истории и т.д.
Я желаю всем нам, братья и сестры, чтобы мы научились и состоянию субботствования, покоя, и состоянию всегдашнего труда. Но, что бы при этом, мы были лишены суетности жизни, чтобы она не охватывала нас и не управляла бы нами, чтобы мы не существовали в рамках её мироустройства, но чтобы наше житие, наше понимание жизни на основах Евангелия, опыта жизни святых отцов помогало бы нам устанавливать рамки нашего бытия, которые позволят нам и трудиться, и отдыхать ко Славе Божией. Я желаю, чтобы мы, так проходя свою жизнь, достигли бы вечного упокоения в радости Господней, а не вечного осуждения, стяжали бы себе своим образом жизни добрую участь наследия вечности, в которой пребывают святые, с ними разделили бы радость о Господе и вошли в Его благословение и исполнение обетований. Храни вас всех Господь.
Произнесено в Тихоновском соборном храме г. Острогожска
28 октября 2017 года
Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Чибисов.
В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.
На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.
Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...
В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...
Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.
Богослужение возглавил настоятель храма иерей Андрей Коротя.
Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.