Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Всех вас, дорогие братья и сестры, я приветствую с воскресным днём. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.
Мы с вами завершили 2-ю неделю Великого поста. Слава Богу, мы с вами имеем возможность прийти в храм помолиться, приобщиться Святых Христовых Тайн, приобщиться Тела и Крови Спасителя, подкрепить наши силы, чтобы дальше продолжать дни постного времени, времени, которое дано нам для того, чтобы мы научились совершать духовный подвиг в нашей жизни.
Мы часто и много делаем разных дел в жизни: заботимся о доме, трудимся, чтобы заработать хлеб насущный, получаем образование, у нас есть обязанности по отношению к нашим ближним, разные вещи, которые требуют наших усилий. Но всё это предметы нашей земной жизни, нашего земного попечения. Отчасти эти заботы связаны и с тем, что мы формируемс в качестве духовного человека. Это отражается и на нашей ментальности, и на нашем духовном состоянии, на том, какими людьми по сути мы являемся, какими христианами становимся. Однако же очень важным и необходимым во всех наших делах, самым главным, что предлагается нам Церковью в дни Святого поста, является труд, связанный с духовным подвигом, духовной жизнью: труд молитвы, покаяния, внутреннего сосредоточения, необходимость глубже и яснее узнать Священное Писание, на основании Писания строить отношение к жизни, чтобы удалять себя от возможного совершения греховных поступков и приближать себя к Богу, чтобы Он действовал в нас и через нас.
Сегодня мы слышали из уст проповедника о жизни святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского, который был учителем учения о Нетварном Свете. Говоря о Нетварном Свете, он говорил о Христе, Который есть Истинный Свет, Который просвещает всякого человека, грядущего к Нему. В дни Великого поста очень большое значение имеет память Григория Паламы, потому что нечистое сердце, нечистый ум, нечистая человеческая жизнь не способна воспринять Христа как Истинного Света и быть просвещённым человек не может быть в таком греховном состоянии Христовым Светом. Он не может узнать и понять, Кто Такой Христос, ощутить ценности проповеди о Христе, не может ощутить ценности Евангелия. Это не касается только людей, которые некрещены и не слышали никогда о Христе. Это касается и нас, христиан, которые ходят в храм, молятся Богу. Но как часто бывает так, что, зная о Евангелии, о Христе, мы не читаем Евангелия, не стремимся ко Христу.
В дни Святого Великого поста совершается в среду, пятницу и по особенным дням литургия Преждеосвященных даров. Во время этого богослужения, которое предваряет чинопоследование Святого причащения, священник выходит из алтаря со свечой, которая символизирует Свет Христов, и возглашает людям, которые находятся в храме, склоняя свои головы, становятся на колени: «Свет Христов просвещает всех». Это слова, адресованные людям, которые готовятся к принятию Святого Крещения (исторически это сложилось так), и они должны быть просвещены этим Светом Христовым. Но в равной степени эти слова относятся к тем, кто проходит крещение покаянием.
Некоторые отцы Церкви говорят о покаянии как о крещении слезами. Когда мы принимаем Таинство крещения в купели, мы омываемся водами купели, и проходя через воду, рождаемся на свет обновлёнными, чтобы идти навстречу Христу. Когда мы живём на земле уже христианами, взрослыми людьми, то совершая грех, удаляясь от Бога, нуждаемся в том, чтобы быть омытыми от греха. Это омовение возможно в покаянии. А в покаянии мы, если мы искренне каемся и сожалеем о своей жизни, проливаем слёзы и просим у Господа, чтобы Его милость и человеколюбие были распространяемы на нас. Это омовение делает ясным наш взор, ум, чистым - наше сердце, которое способно воспринять и услышать Христа, стремиться к Нему. Тогда действительно мы будем просвещены Его Божественным Светом.
Есть ещё одна важная деталь, на которую мы, нынешние христиане, должны обратить внимание в день памяти святителя Григория Паламы, рассуждая о Божественном Свете. Наверное, в силу возраста, в силу опыта духовной жизни мы с вами уже должны богословствовать и рассуждать о Божественном Нетварном Свете и о Христе не с точки зрения каких-то отвлечённых символов или понятий. Мы должны опытно понять, что такое Нетварный Свет и каков он через внутренние ощущения, через свой опыт молитвы, через умное делание, стремление к Богу. Для большинства из нас эти понятия очень отвлечённые, носят символический характер жизни Церкви. Мало кто из нас имеет опыт молитвенного делания. Мы даже краткую молитву дома не совершаем, не говоря о целом последовании утренних и вечерних молитв. Приход же в храм, приготовление к причастию через прочтение Последования ко Святому Причащению, канонов и специальных молитв, осознание читаемого необходимо для того, чтобы почувствовать себя падшим человеком, ощутить голод о Христе. Наверное, большинство из нас и не знает такого опыта. Ещё хуже, что в нынешнее время открытой проповеди, возможности устройства церковной жизни, взрослых христиан, которые совсем недавно были детьми или молодыми людьми, которых во время возрождения церковной жизни приводили в храм, нет в церковной ограде. У них уже родились дети, и они никогда не слышали о Христе, о Евангелии. Юноши и девушки 18-20 лет остаются некрещёными. Это происходит не в мегаполисах, где люди зависят от городской жизни, повседневной суеты, а в деревне. В деревнях больше всего некрещёных людей, особенно молодёжи. Наверняка, у этих деревенских жителей есть в городе родственники, которые могли побудить своих близких к тому, чтобы они позаботились о просвещении Светом Христовой Истины своих детей. Но и те, кто крещён, не стремятся узнать Христа. Крещение остаётся только символом, которое необходимо как метрика в роддоме после рождения ребёнка.
Если бы был таким Григорий Палама, вряд ли мы праздновали сегодня его память, вряд ли бы знали учение о Свете Христовом, не понимали бы, что значит быть просвещённым им, не знали бы, как это – принимать Христа как истинный Свет. Без опытного познания, без труда, без приложения усилий к тому, чтобы, начиная читать Священное Писание, освящать это чтение молитвой, когда приходит пост, без исповеди, без духовного понуждения и настроя невозможно быть просвещёнными и как бы вдруг, внезапно верующими и святыми.
Необходим постоянный глубокий труд. Время Великого поста как никакое другое время, самое удобное для того, чтобы сочетать все составляющие – чтение, молитву, пост, покаяние, и таким образом приблизиться в этом посту хоть на полшага, в следующем – на шаг, дальше по жизни – всё больше, и так приближаясь всю жизнь к познанию света Христова, действительно быть освещёнными этим Светом и войти в этом Свете в наследие вечной жизни, чтобы быть гражданами Света, в Царствие Небесное.
Я желаю всем нам положить доброе начало в этом посту, к тому, чтобы мы начали трудиться в стяжании Света Христова, научились в своей жизни просвещаться Светом Христовым. Прошу вас обратить внимание на простую вещь: учась сами, не забывайте, что остаются люди непросвещенные Светом Христовым, и постарайтесь, чтобы крещёных православных людей на нашей земле, в нашем городе, районе, среди нас было больше, чтобы они стремились к познанию Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения человека и просветившего приходящего к Нему человека Светом Своим. Аминь.
Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь
4 марта 2018 года
Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...
Отец Виталий объяснил слушателям в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.
В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...
Богослужение совершил иерей Вячеслав Адамов.
Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.
Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...
22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...