Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

  17 мая 2020  |    888
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 

В сегодняшний воскресный день я с большой радостью приветствую вас всех, братья и сестры, с радостью, которую испытываем, благодатью, которую вкушаем в общении за Божественной евхаристией Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском повествовании мы слышим беседу Христа с самарянкой, из которой мы слышим, как научается человек, который не обременён понятиями и образом жизни ветхозаветного человека, но человек, который воспринимает проповедь евангельскую. Этот человек призывается не внешним служением приносить своё поклонение Богу, но в Духе и Истине. Мы познаём божественного Духа через исповедание и веру в Иисуса Христа. Ибо если бы не Христос Воплотившийся, то и дух Святой не был бы в мире, и мы не имели бы обновляющей благодати, которая подаётся нам в покаянии, когда мы, согрешивши, приходим пред Лице Божие осуждать самих себя за соделанный грех, за оскудение любви в нас, просим у Господа прощения и помощи. Дух правый, обновляющий нас, делает нас теми, кто однажды услышит слово проповеди о Царствии Небесном и последует за Христом. На этом пути Он вновь укрепляет наши силы. Для того, чтобы наши силы действительно приходили в укрепление и совершенство, мы после исповеди и покаяния причащаемся Тела и Крови Спасителя. Сам он говорит: «Я – Тот Источник, вкушая которого, люди не будут никогда жаждать». Единственная жажда, которая остаётся в человеке – это жажда самого Христа, стремление к Нему, искание Его, потому что Он есть истинный свет, истинная пища, истинное утешение. Мы с вами, верующие люди, знаем это как никто другой, потому что мы хоть на мгновение, но имели возможность соприкоснуться с пространством бытия Божия. Хоть мы и не тек, как Моисей, с закрытым покрывалом лицом, но скрытое лицо Моисея символизирует в нас с вами скрытый внутренний дух, в котором возродился Христос, скрытый нашей плотью, но каждый раз на литургии, когда мы говорим за евхаристическим каноном: «Горе имеем сердца», - то есть надо в сердце содержать возвышенный дух, направленный к Богу, в горние селения, где пребывает Господь. Это состояние горнего сердца мы, христиане призываемся иметь, потому что в духе и истине познаваем Христа, Истинного Бога, поклоняемся Ему, соделывая Его заповеди, Его Божественные повеления, учимся Ему служить. Это важно для нас – понять, что значит в духе и истине поклоняться Богу, а не во внешнем действии. Потому что внешнее действие, внешнее служение человечество наследовало от языческих священнодействий. Сейчас очень много попыток именно так веровать в Бога. Но такая вера не есть истинная, не имеет в себе содержания духовного. Она есть лишь удовлетворение чувства самости в человеке, потому что ему так удобнее. Как в магазин приходишь, приобретаешь необходимый товар и уходишь, или же договорился с другим человеком о взаимовыгодном деле и получил свой результат. Но в деле взаимоотношений человека и Истинного Бога такое невозможно. Мы знаем о том, что Бог есть неисчерпаемый источник благодати. В Нём невозможно жить по условностям, иначе наш мир прекратил бы своё существование хотя бы в нашей личной судьбе. Потому что, если мы находимся в диалоге с Богом, мы к Нему обращаемся, когда согрешаем, задаём вопросы, просим его помощи, когда приходит нужда, начинаем молиться о милости и посещении. Бог находится с нами в беседе. Он ищет такого образа нашего бытия, в котором отражается Его присутствие. Образ Его отражается в нас. Мы становимся сопричастниками Божественного бытия. Тогда, если мы были даже самые последние люди на земле, лежали «на дне», Бог помогает нам идти по новому пути, бесконечно познавая Его бесконечное милосердие, его неисчерпаемые щедроты и любовь, которая очень часто безраздельна. Бог не любит нас за что-то, а любит потому, что мы есть. Мы же любим за что-то. Либо они нам интересны внешне, либо привлекают нас с точки зрения выгоды, либо мы собираемся с человеком заключать союз в жизни. Много разных условий, в соответствии с которыми мы, как говорим, любим человека. Часто мы бываем неспособны хотя бы часть Божественного бытия отразить в себе, хотя и называемся верующими, христианами. Мы можем разочаровываться в человеке, видеть его немощи, грехи. Но также, как и Господь, мы должны научиться прощать человека, тем самым проявлять любовь. Если такие прощённые являемся мы сами, то мы должны научиться по образу тех, кто возлюбил Бога, прощённый Им. Такие истории нам известны: начиная с Адама и заканчивая персонажами Нового Завета или хотя бы евангельского разбойника; одни засвидетельствовали свою веру подобно разбойнику, уверовали во Христа, возопели «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем»; другие, подобно Марии Египетской, более 40-ка лет жили в пустыне, терпели различные скорби и обстояния, познали Бога и отразили Его бытие в себе так, что говорили Его языком, языком Священного Писания, которое суть богодухновенно, то есть написано внушением Духа Святого. Такая любовь является взаимной между Богом и человеком. Мы и прощаемые, и прощающие, должны научиться именно так прощать, не за что-то, не по какой-то причине, а потому что мы и прощены, и имеем надежду, которая умерла, но возродилась, потому что и мы по чьей-то любви были прощены. Очень важно это усвоить и на этом основать свою веру. Как мы слышим из сегодняшнего евангельского повествования, очень важным элементом жизни человека является вера и умение доверять Божию промыслу.

Некоторые толкователи в вопросе Христа, адресованного самарянке, привести её мужа, и ответе, что у неё было 5 мужей, а тот 6-й, который сейчас у неё, это не муж, говорят о том, что 5 мужей – это Пятикнижие закона Моисеева, а Евангелие – это 6-й муж, которого она ещё не усвоила. Мы с вами бываем подобны этой самарянке, когда в нас нравственный закон запретов ветхозаветной жизни прекращает действовать, и понимаем вроде бы, что иначе жить уже не можем, и что-то новое необходимо в жизни, и о Христе услышали, но ещё не можем Его усвоить и принять. Вроде бы и крестились, миропомазались, но христианами ещё не стали. Поэтому нам с вами и необходимо напоминание сегодняшнего дня, что жизнь человека – это не свод внешних действий, но стяжание Духа Святаго. Именно в Духе Святом мы поклоняемся Богу духом и истиной, потому что истина есть Христос и Дух Святой обновляет нас. 

Я призываю всех нас веровать духом и истиной, очищать себя духом и истиной через веру и покаяние, стяжать в себе дары добродетельного жития по евангельскому закону – Закону Христову, ходя и разыскивая, алча Христа. 

Говоря об истории сегодняшнего дня, можно заметить, что некоторые из нас, возможно, молодые люди, собирая какие-то средства для отдыха, посещают Турцию. В Стамбуле, у храма Святой Софии, стараниями императора Юстиниана из Святой Земли был перенесён тот самый колодец, то есть его устье (верхняя часть) и камень рядом с колодцем, где и произошла беседа, сегодня нами воспоминаемая. Всякий входящий в храм может его видеть. По свидетельству историков, которые говорят об этом, люди, приходящие к колодцу, молящиеся у него, так как он имел соприкосновение с Самим Источником жизни и обновления – Христом – получают благодатную помощь и исцеление от злых духов, недугов душевных и телесных, от уклонения во грех. Та самая женщина – самарянка, о которой шла речь в сегодняшнем евангельском повествовании, уверовав во Христа, подобно своим соплеменникам, которые просили остаться Христа у них хотя бы на 2 дня, чтобы пообщаться с Ним, впоследствии стала доброй христианкой и приняла мученическую смерть, исповедуя и проповедуя Христа духом и истиной. Мы с вами, подобно ей, можем быть бескровными мучениками, потому что сейчас гонений на христианство нет. Но каждый из нас должен внутренне себя настраивать на исповеднический подвиг. Часто нам необходимо проявлять во взаимоотношениях с ближними и терпение, и смирение, и воздержание, тем самым проливать духовную кровь человеческого существа внутри себя, борясь со своим внешним человеком, испытывая от него гонения, преследования. Нам разом, моментально невозможно стать святыми и обновлёнными. Это путь всей нашей христианской жизни. Потому мы терпим скорби, различные обстоятельства жизни. В христианстве поэтому есть такая добродетель, как терпение, смирение, в основе которой есть тот камень, на котором зиждится христианская жизнь – любовь. А любовь есть Христос. Христос же – источник всякой силы, благодати, поддерживающий всякую немощь человеческую, питающий водами неистощимой благодати Своего Божественного Тела и Крови. 

Да пребудет с нами неистощимый источник благодати, утешения и обновления, укрепит нас, немощных, жаждущих Его, взыскующих Его, но часто отвлекающихся и уклоняющихся своим неразумием, своим мирским житием, суетой, законами ветхого человека.

Да пребудет с нами благодать Господня. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 


Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,

17 мая 2020 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...

В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
  21 апреля 2024

Участниками игры стали представители молодежных групп пяти благочиний: Россошанского, Острогожского, Калачеевского,Павловского и Каменского.

Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
  21 апреля 2024

Ребята заняли в соревновании первое место и получили приз.

Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
  21 апреля 2024

Мероприятие проходило в несколько раундов на территории Свято-Ильинского кафедрального собора города Россошь.

В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
  21 апреля 2024

21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...

Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
  21 апреля 2024

21 апреля в городе Россошь прошел епархиальный брейн-ринг. В интеллектуальном соревновании приняли участие команды из пяти благочиний епархии.