Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днём и памятью преподобного Иоанна Лествичника.
Слава Богу, что мы, православные христиане, имеем святые дни Великого поста. Каждый год в нашей жизни наступает это священное время. С одной стороны, Великий пост можно рассматривать как всю человеческую жизнь, а с другой стороны, можно сказать, что во всей человеческой жизни есть время для Великого поста.
Что нам это даёт, для чего мы должны рассматривать свою жизнь в контексте Великого поста? Наша жизнь бывает ранней юностью и младенчеством, когда мы только родившиеся на свет, познаём мир. Мы познаём премудрость Божию, обретаем знания, опыт жизни, проходим часть своего житейского пути. Рождаясь в Церкви Христовой и становясь православными христианами, мы слышим евангельский призыв, который нам говорит о Свете Христовом, просвещающем всех, призыв, который говорит нам о том, чтобы последовать Христу, взяв свой крест. Слышим евангельский призыв к тому, чтобы быть верными служителями Сына Божия, слышим о том, что кроме как Отцом, то есть изволением Бога Отца, к Сыну Божию никто не приходит. Но пришедши к Сыну Божию, мы должны научиться жить по заповедям Божиим, творить добродетели, воспоминая Его нас ради воплощение, сотворённое и принесённое во искупление человеческого рода через распятие и Его славное воскресение и сошествие во ад. Возведши нас на Небеса Своею Пречистой Плотью, Христос отверзает нам новое бытие – бытие наследия вечной жизни.
Приходя к порогу земного бытия, мы входим в иное бытие, обетованное нам от сотворения мира. Человек изначально сотворён вечным, но отпал грехом от Бога и стал существом временным, которое имеет смерть как предел нового бытия. В этом новом бытии человек открывает все свои стороны, которые он каким-то образом развил, находясь здесь, на земле, в физическом теле. Если человек укрепился и утвердился в добродетели, следовании пути Божию, он входит в радость Господню и снова становится жителем Рая, как некогда наши праотцы. Это состояние младенческой беззаботности, радости, особого явления премудрости и знаний, но знаний, открывающихся в тонкости своей, где уже нет преград, нет нужд, которые двигали бы человека к раскрытию своих знаний бесконечным трудом. Они сами приходят к человеку, и человек открывает, как Творец двигал всем пространством тварного мира, в котором созидал ту или иную формулу бытия, чего бы это ни касалось. В этом и состоит человеческая радость – в познании и прославлении Премудрости Господней, и так он живёт бесконечные веки.
С другой стороны, человек, приобретший на земле опыт греха и зла, укрепившийся в этом грехе, во зле, и, переходя порог из жизни временной в жизнь вечную, уходит в вечную тьму. Там он продолжает жить в этом состоянии греха. Состояние греха ведёт человека к бесконечному тяжёлому труду. Он бесконечно всем недоволен, постоянно ищет какую-то причину и в этой причине виноватым ни в коем случае не рассматривает себя в контексте того, чтобы ему каким-то образом измениться. Бывает так, что мы видим человека, живущего во грехе, но не терпящего никакой нужды. Мы говорим – как же так? Где справедливость? Это очень греховное и опасное состояние. Ведь там, где начинается справедливость, заканчивается любовь. Нам, христианам, лучше искать любви, но не искать справедливости, потому что эта справедливость может нас самих обличить за наши беззакония и неправды.
Без правды Божией нельзя жить на земле, но, правда Божия иная, нежели правда человеческая. Правда Божия в том, что человек исполняет заповеди Божии, а они основываются только на любви. Любая добродетель, любой образ жизни человека, если имеет в основании своём любовь, которая не имеет скверны или порока, несёт правду Божию. Говоря о тех людях, которые живут вне контекста христианского понимания жизни и находятся вне нужды, по слову апостола, Господь их соблюдает для вечной геены. Представьте себе: все эти красивые, богатые, никогда не болеющие, никогда не терпящие никаких обстояний в жизни, во всей своей красоте и славе будут ввержены в эту вечную погибель, вечный смрад, который они созидали своей жизнью, находясь тут, на земле. Слёзы вдов, брошенные сироты, оскорблённые матери, разрушенная дружба, истраченные средства, которые должны были послужить обществу – всё это будет им в осуждение, и что бы такие ни сделали на вид хорошего, не будет им в оправдание. Есть такая фраза: благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужны дела: дела веры, милосердия, которые свидетельствуют о нас, что мы живём, ходя в путях Господних.
В сегодняшний день, когда мы с вами пришли ко времени преломления поста, нам предлагается не оскудевать в стяжании добродетелей, чтобы мы научились делать в своей жизни самое главное – каяться перед Богом и просить Его всемогущей помощи. Утверждаясь в христианских добродетелях, о которых очень красочно, основываясь на учении преподобного Иоанна Лествичника, рассказал отец благовестник, нам надлежит пройти и оставшееся время Великого поста. Пройдя его, мы приблизимся к пути, который ведёт на Голгофу. Вместе со Христом нам предлагается взойти на этот крест и распять на нём наши грехи, несовершенства, наши страсти и похоти, греховные навыки, чтобы умертвив ветхого человека, мы обновились и были освящены светом Христова Воскресенья. Это настоящая христианская жизнь, настоящее предназначение человеческого бытия. Вне этого контекста нельзя называть себя верующим человеком, христианином.
Говоря о смысле нашей жизни на земле, можно видеть, что для кого-то пост стал той формой жизни, о которой мы рассуждаем, и он позволит нам, совершившим этот путь, быть осенёнными светом Воскресения Христова и далее созидать свою жизнь на основе заповедей Божиих. Кому-то этот пост ещё не удастся в своей полноте: человек окажется слаб, не сможет оставить свою гордыню. Но Господь за настроение человека, за его намерения жить добродетельно, даст ему ещё лет жизни, в которых он сможет этот Великий пост повторить, не оскудевая и в непостное время в стремлениях ко Христу, в стяжании добродетельного христианского образа.
Я желаю, чтобы мы с вами, взрослые люди, именующие себя христианами, были не только по слову, он и по жизни действительно православными людьми, право славили Бога через свою добродетельную жизнь, через знания, обращение и сверение своей жизни со Священным Писанием, Божественным Евангелием, с опытом тех людей, которые показали нам путь христианской жизни, показали, что он возможен для всякого человека. Для этого не нужно бежать в пустыню, не нужно затворяться в глубоких пещерах. Можно быть простым человеком, живя в повседневности, изучая науки, работая на производстве, ведя общественную деятельность, но храня умеренность, воздержание, целомудрие ума и тела, храня страх Божий, обращаясь к Богу с молитвой, живя в контексте добродетельного восприятия мира, благодарить Бога и обращаться к Нему за помощью, видя своё немощное существо, видя свою скорбность, свои недостатки и свою нужду.
Дай Бог, чтобы милость Божия посещала нас, чтобы именно так мы устраивали свою жизнь, так созидали своё будущее спасение для наследия вечной жизни. Аминь.
Произнесено в Троицком храме с. Новая Калитва,
18 марта 2018 года
Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Чибисов.
В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.
На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.
Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...
В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...
Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.
Богослужение возглавил настоятель храма иерей Андрей Коротя.
Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.