«Во всём должен присутствовать Христос» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Во всём должен присутствовать Христос»

  18 сентября 2016  |    970
«Во всём должен присутствовать Христос»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!

Всех вас приветствую с воскресным днём. Христиане имеют обыкновение в воскресный день приходить в храм, тем самым они исполняют заповедь Божию, которая Христом Спасителем дана апостолам, ученикам, всем последователям, которые впоследствии стали именоваться христианами: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). В этих словах заключается то действие, которое совершил Христос: преломил хлеб и благословил чашу. И в хлебе, и в чаше заключается всё то, что Господь дал человечеству как результат искупительного подвига, чтобы Господь был с человеком, а человек был с Богом. Впоследствии христианские общины умножаются по всему лицу земли. И апостолы проповедуют и утверждают христиан в познании Божественных истин, Божественной премудрости.

Вот и сегодня нам апостол говорит, подкрепляя нашу веру и утверждая нас в хождении истины: «Бодрствуйте, будьте мужественны, стойте в вере и всё среди вас да бывает в любви. Но тот, кто не любит Иисуса Христа будет проклят» (1 Кор. 16: 13, 22). Как связано это апостольское наставление с той евангельской притчей, которая сегодня была провозглашена в храме? В заключении этой притчи звучат слова: «Камень, который отвергли строители, именно он стал во главу угла. Если кто-то упадёт на этот камень, то разобьётся о него, если на кого-то этот камень упадёт, то придавит его, но если кто на этом камен начинает строить свой дом, то этот дом никогда не поколеблется. Камень же этот есть Христос» (см.: Мф. 88 зач., 21: 43–46).

Посмотрите, как связаны апостольское послание и наставление, и эта евангельская притча о неверных виноградарях, которым был вверен сад, чтобы они его возделывали, и которые решили убить наследника, сына хозяина виноградника. Этот сын и наследник есть Христос, Которого убили, распяли, но Который воскрес. Когда воскрес, то Он дал всем, кто его избирает, за Ним следует и любит Его, силы утверждать так свою жизнь, строить то окружение и пространство, которое вокруг человека, что ничто и никогда его не поколеблет. Но как только человек начинает отвергать Христа, то моментально начинает разрушаться всё вокруг него, в первую очередь разрушается его душа, его личная жизнь, внутреннее мироощущение и мировосприятие. Он входит в дисгармонию сосуществования с окружающей его природой и пространством, обычаями и порядком, которые были до того времени ему присущи. В конце концов, разрушается его душа, его внутренний человек, который приходит в состояние полной власти над ним греха и дьявола. Разрушив временную жизнь, человек разрушает жизнь вечную для себя самого. Часто мы, рассуждая, вникая в такие слова апостола, которые звучат так: «Бодрствуйте, будьте мужественны, стойте в вере и всё среди вас да бывает в любви…» (1 Кор.16:13–14), - относим их к неким символическим наставлениям и считаем, что это часть религиозной стороны нашей жизни, того, что как бы является неким символом, украшением обычаев нашего народа, семьи или наших праздников. Но мы абсолютно не притягиваем слова евангельских и апостольских наставлений к бытовой стороне своей жизни. Ведь по слову апостола, мы всё должны делать ради Христа. Как часто мы обращаемся с просьбой что-то сделать для себя «ради Христа». Для нас это понимание какого-то крайнего обращения или действия в жизни. А ведь мы ради Христа должны делать всё: просыпаться и ложиться спать, садиться кушать и вставать после еды, приготавливать пищу и подготавливать её, когда растим овощи или скот в хозяйстве, идём на работу или садимся за парту учиться, женимся или выходим замуж, ложимся в постель с супругом или супругой, чтобы зачать ребёнка. Всё мы должны делать ради Христа, во всём должен присутствовать Христос, в каждой стороне наших действий. Но как только мы на секунду исключаем Христа из нашей жизни, какой бы мелочи это ни касалось, моментально в это пространство входит дьявол, и тогда начинается тот процесс, который нас ослабляет. Поэтому слова апостола о бодрствовании, мужественности, стойкости в вере и любви («а если кто не любит Христа, да будет проклят», потому что в первую очередь проклят дьявол, и мы становимся с ним сообщниками, соответственно, наследуем и проклятие его) очень важно помнить и на них следует созидать каждую сторону своей жизни.

Почему это важно? Посмотрите, с какими проблемами и невзгодами в бытовой части жизни мы сталкиваемся. Совсем недавно я узнал о своих близких людях, которые находятся в церковной среде, общаются в Таинствах, молятся Богу, вдруг пришли к состоянию развода. То нестроение, которое произошло в их семье, для нас уже обыденно, хотя ужасно. Некрасиво: взаимное оскорбление, недоверие друг другу. Как может муж жене не доверять, а жена мужу? Дикость какая-то, если муж не может позвонить по телефону жены, а жена по телефону мужа, если не знают, какие данные находятся в телефонах друг друга! Это что за тайна? С этих маленьких тайн, когда мы исключаем Христа (Который есть доверие, искренность, любовь. А любовь долготерпит, не ищет своего, а заботится о том, чтобы вокруг было хорошо (см.: 1 Кор. 13:4)) начинаются семейные нестроения. А в семье дети. Что же получается? Эти наши хождения в церковь, общение, участие в таинствах, молитва, призывы церкви только декоративная составляющая, украшающая нашу жизнь, значит, сути в этом общении никакой нет? Значит, мы все друг другу врём? Так получается то, о чём мы рассуждали: ни бодрости у нас нет, ни по любви ничего не делаем, в вере мы не стоим, никакой мужественности отторгнуть начаток, малый оттиск греха нет. Начинается внутреннее разрушение. В этом разрушении человеку свойственно искать виноватых. Чаще всего виноватыми становятся близкие люди, потом мы начинаем переносить это на общество: школа, власти, люди, с которыми общаемся и т.д.

И так мы запутываемся до такого состояния, что любой пришедший к нам так называемый освободитель, который говорит, что сделает сейчас всё хорошо, расскажет, что надо сделать, чтобы быть счастливым, только одно надо: согласиться со мной и идти выбранным мной путём. Человек, принимая этот путь, не знает, куда он приведёт. Главное, чтобы эгоистичное желание, чтобы ему было хорошо, было удовлетворено. А вокруг сплошная разруха, в которой невозможно чувствовать себя хорошо и радостно, когда несчастны дети, брошенны супруги, нет никакой веры, никакого действия Святого Духа и Христос изгнан из общения в том пространстве жизни.

В этом состоянии мы уподобляемся тем неверным виноградарям, которые хотели убить сына, наследника в сегодняшней евангельской притче. Мы ведь так и поступаем. Исторически Христос уже однажды был предан своим народом. Притчу эту можно по-разному раскрывать: и с точки зрения морально-нравственной, и с исторической, и с символической. Но в контексте нашего бытия её нужно рассматривать как морально-нравственную. Каждый из нас потенциальный убийца Христа, этого Наследника виноградника, Которого мы изгоняем и не хотим, чтобы Он владел нами, чтобы Он давал нам достаток и счастье, потому что мы, работая в винограднике, получаем жалование, утешение, возможности, питаемся от плодов этого сада. Когда нет Христа, когда Он убит, изгнан, мы остаёмся сами с собой. Оставшись сами с собой, где гарантия, что мы будем мужественны, бодрственны, что не заблудимся? Что среди нас будет действовать любовь? А ведь источник любви – Бог. Бог нам открыт Сыном Божиим, Который воплотился на земле, а благодать нам даётся тоже через Сына Божия, потому что через Него мы познали Святого Духа.

Я желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы все мы научились быть людьми, которые созидают на Камне, Который есть Христос, людьми, которые Христа делают фундаментом, основой своей жизни. Ничего не может в нашей жизни и не должно происходит без Христа, ни бытовая составляющая, ни общественная, ни символическая, ни праздничная, ни всё то, что делает нашу жизнь жизнью, наше государство – государством, наше общество – обществом, нашу страну, землю, народ – тем, чем он должен являться по сути – носителем Христа. В душе каждого человека, крещёного христианина, должен быть Христос. Не желание достатка, хотя мы должны быть сытыми и счастливыми. Но такими без Христа не получится быть, если мы называемся христианами. Тогда надо стать язычниками или иноверцами. В этом случае мы станем предателями, но где гарантия того, что в предательстве мы обретём счастье? Ведь предательство – тоже разрушение.

Поэтому став на путь христианства, мы должны идти по нему. Потому что знаем, что Божественное откровение дано с самого начала человеческой истории. Вся она приуготовлялась, чтобы рассказать человеку мира, человеку любой народности, о пришествии в мир Христа Спасителя, Который даст человечеству путь к Богу и соединит человечество с Богом. Это произошло. Наследниками этой истории стали мы с вами. Почему нам в этой истории не жить, не утверждаться в ней? Почему её не раскрывать для себя во всех проявлениях своей жизни и тем самым не черпать в ней силы? Нужно черпать в ней силы и раскрываться! Нужно в ней утверждаться и делать так, чтобы Христос действовал среди нас и укреплял бы нас! А в нас чтобы пробуждалась и укреплялась любовь к Нему, желание беседовать и размышлять о Нём!

Сейчас мы выйдем из храма, каждого ждут заботы, разговоры, встречи, общение. Как было бы хорошо, если бы мы, выйдя из храма, каждое своё последующее действие сочетали с ощущением присутствия Христа, каждое мгновение вспоминали о том, что Он в нас и с нами! Это было бы началом того, что мы Христа впускаем в свою жизнь и с Ним начинаем её строить.

Я желаю всем нам этого доброго непоколебимого основания, этого утверждения, этой бодрости, мужественности и решимости, этой веры и любви, чтобы она жила в наших сердцах, душах, действиях, в наших произволениях, во всём окружении нашего пространства бытия.

Да поможет и укрепит нас своей благодатью Господь человеколюбец. Аминь.

Произнесено в Свято-Ильинском

кафедральном соборе г. Россошь,

18 сентября 2016 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
Правящий архиерей приветствовал участников семинара «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника»
  28 марта 2024

28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...

В благочинии прошло соборное богослужение
В благочинии прошло соборное богослужение
  27 марта 2024

Соборное богослужение прошло 27 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхний Карабут.

Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
Преосвященнейший епископ Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Введенском храме пгт Ольховатка
  27 марта 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...

Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
Педагоги детского сада №5 г. Россоши приняли участие в XV Благовещенских педагогических чтениях
  26 марта 2024

26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...

Состоялось заседание Епархиального совета
Состоялось заседание Епархиального совета
  26 марта 2024

26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.

В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
В Манинском детском саду состоялась встреча на тему «Любовь и уважение к родителям»
  25 марта 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма великомученика Георгия Победоносца села Манино иерей Рустик Богданов.

У храма святого мученика Иоанна Воина открыта "Стена скорби"
У храма святого мученика Иоанна Воина открыта "Стена скорби"
  25 марта 2024

25 марта по инициативе благочинного Богучарского церковного округа иеромонаха Тихона (Жданова) у храма святого мученика Иоанна Воина открыта «Стена скорби» -  место для возложения цветов, которые...

Празднование Дня православной книги на Краснолипьевской земле
Празднование Дня православной книги на Краснолипьевской земле
  25 марта 2024

25 марта в МБОУ Краснолипьевская школа с. Краснолипье была проведена познавательно-игровая программа, посвященная Дню православной книги: «К истокам русского книгопечатания».