«Воскреснуть со Христом» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Воскреснуть со Христом»

  23 апреля 2016  |    1174
«Воскреснуть со Христом»

Всех вас, возлюбленные о Господе дорогие братья, я приветствую в сегодняшний день, который мы называем преддверием Пасхи Христовой!

Событие воскресения Лазаря напрямую связано с днем Воскресения Господа и Спасителя нашего. Почему мы так рассуждаем? Чем мы можем обосновать эти слова и что ещё можем дополнительно увидеть в сегодняшнем празднуемом событии?

В самом повествовании, которое связано с сегодняшним праздником, мы слышим Евангелие и отец проповедник подробно описал события, которые происходили, когда Христос пришёл в Вифанию, в семью своих друзей, к Марфе, Марии и праведному Лазарю, где после болезни Лазарь скончался. Вот уже 4 дня, как он лежит в гробу, и его воскрешает Христос, воззвав его от гроба.

Сам Христос по пути в Вифанию беседует со своими учениками. Следующая Его беседа, уже после воскрешения праведного Лазаря, будет продолжением её. О чём же этот разговор? В первую очередь, Христос испытывал веру апостолов, спрашивая, за кого почитают Его люди. Но потом Христос рассказал им о том, что придя в Иерусалим, Христу предстоит быть преданным и отданным под суд. После суда он будет распят, умрёт и будет погребён в пещере гробовой, но по прошествии 3-х дней Он Воскреснет. Для учеников, сопровождавших Христа и видевших множество чудес, учеников, которые пошли за Ним как за Мессией, Спасителем, вождём народа, были странны эти разговоры. Они не могли принять, что Он, который воскрешает мертвых, который делает слепых зрячими, людей неизлечимо больных – здоровыми, очищает прокажённых, говорит о том, что Ему предстоит быть убитым, отверженным. Как это согласуется с той миссией, которую Он выполняет на земле? Народ уже готов принять Его мессией и царём. На фоне римского владычества, которое распространялось в Средиземноморье, в том числе, в Палестине, такое настроение было крамольным и связано с тем, что римские воины, правители, Римские проконсулы, которым определялась та или иная территория для управления, могли это принять как народный бунт и жестоко подавить его. Это и произойдёт, только уже после Воскресения Христа. А пока готовится Самим Христом подписанный Им же Себе приговор. Он идёт по тому пути, который определён промыслом Божиим, Он будет принимать ту Чашу, которая предопределена Ему Отцом. Почему? Потому что Он не только Бог, но и Человек, Который в Себе являя ипостась Божественную и Человеческую, должен их примирить, соединить в единый порыв, порыв единой любви. Соединяя в Себе Божество и Человечество, Он должен и человеку помочь обрести такую же любовь и примирение внутри самого себя. Только предуготовляя возможность человеку примирения Божественного начала и человеческого, способен будет впоследствии смертный человек, взирая на Христа и обращаясь к Нему за помощью, обретая в Нём силы, преодолеть то, что Бога и человека разъединяет, преодолеть грех. Потому что именно грех, а начало греха – в непослушании Богу, которое было нашими прародителями совершено в Раю, даёт разлучение человека с Бога. Человек сам отвергает себя от Бога и дальше живёт по своим прихотям и своей воле, уже не освящённой Божественной благодатью, а наполняется мраком и темнотой.

Обратим внимание на праведного Лазаря – что с ним происходит в это время? Он находится в пещере, которая является гробом. На востоке по сей день людей хоронят не в гробах, а в горах устраивают ниши, в которые кладут покойника, запеленованного как младенца в пелены (саван), там он оставляется и находится в этом каменном мешке, вход в который закрывается тяжёлым камнем, чтобы никто в пещеру не мог проникнуть и навредить покойному. Вот и Лазарь находится в таком гробе уже 4 дня. Наступает момент, когда Христос должен явить силу Своего Божества, показать то, ради чего Он воплотился, что Он не царь земной, но Царь Небесный, что Он пришёл дать человеку высшее избавление, а не выполнение меркантильных интересов и сиюминутных желаний.

Если сравнивать наши с вами обстоятельства жизни, нашу природу человеческую с тем, что в это время переживает Лазарь, то давайте поступим таким образом: Лазарь – это наша душа, а гроб для Лазаря – это наше с вами тело. В гробу (теле) находится наша душа – Лазарь. Мы, люди, которые называют себя христианами и обращаются ко Христу как к Тому, Кто является Истинным Богом, дающий источник жизни, потому что душа – то дыхание Божества, которое наполняет тело жизнью, принимая дыхание Бога, можем свою душу погребсти в гробу своего тела, оживив плотские тварные настроения, возвращающие нас в состояние ветхого человека, живущего по страстям, похотям, вредным привычкам. Чтобы оживить то дыхание жизни, которое в нас есть, нам нужен Тот, Кто может властью Своего Божества сказать: «Лазарь, иди вон». То есть нашей душе сказать: «Воскресни, обновись». Для этого нужно иметь свободную добрую волю, чтобы отозваться на этот голос Христа. Лазарь имел такую волю, поэтому и происходит с ним чудо воскресения. Есть ли в нас та воля, то доброе желание, которое ответит на голос Христа и отверзет гроб нашего тела, и не будет ли наша душа удерживаема его прихотями, похотями, настроениями, колебаниями, будет ли устремляться всецело ко Христу, Тому, Кто есть источник света, благодати и радости?

Я желаю, чтобы мы, люди, исповедующие себя православными христианами, побольше уделяли времени рассуждениям о том, что является нашим местом в жизни, где мы по отношению ко Христу, тому, что Он совершил на земле, как Он призвал каждого из нас к Себе и как призывает к воскресению с Собою. Нам предстоит пройти с Ним крестный путь на Страстной неделе, взойти на Голгофу и с Ним войти во гроб и вместе с ним Воскреснуть обновлёнными. Но, сейчас, мы находимся в состоянии полуветхого человека, пока ещё только готовимся слышать призыв для Воскресения: постились 40 дней, слушали покаянные псалмы, песни, которые звучали в церкви, показывающие образ, как он может Воскреснуть, как эту живительную инъекцию можно ввести в свою душу, чтобы она смогла из глухой вдруг стать слышащей и услышать Христа, который говорит: «Выйди из гроба твоей жизни. Обновись, воскресни и следуй за мной».

Я желаю, чтобы мы все имели такое рассуждение, чувствовали силы во Христе, и воскреснув однажды со Христом, откликнувшись на Его зов, последовав за Ним, уже не возвращались бы к тому, что нас вновь введёт во гроб, темноту, мрак, незнание, слепоту, глухоту и полное омерщвление.

Я желаю всем нам воскреснуть и обновиться силою благодати Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, всё исполняющего, всё обновляющего и всё утверждающего в жизни. Аминь.

Произнесено в Никольском храме г. Россошь,

23 апреля 2016 г.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В день памяти прп. Сергия Радонежского Правящий Архиерей Россошанской епархии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Троице-Сергиевой лавре
В день памяти прп. Сергия Радонежского Правящий Архиерей Россошанской епархии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Троице-Сергиевой лавре
  18 июля 2025

18 июля, в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), епископ Россошанский и Острогожский Дионисий участвовал в совершении богослужения на Соборно...

Спорительница хлебов посетила Кантемировский район
Спорительница хлебов посетила Кантемировский район
  18 июля 2025

С 17 по 18 июля по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, Ильинский казачий крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», который проходит по т...

Прибытие Сицилийской–Дивногорской иконы Божией Матери в Свято–Тихоновский соборный храм Острогожска
Прибытие Сицилийской–Дивногорской иконы Божией Матери в Свято–Тихоновский соборный храм Острогожска
  18 июля 2025

17 июля вечером, в преддверии празднования обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца, Сицилийская-Дивногорская икона Царицы Небесной была доставлена в Свято-Тихоновский соб...

Молебен в день памяти святых Царственных страстотерпцев
Молебен в день памяти святых Царственных страстотерпцев
  18 июля 2025

17 июля, в день памяти святых Царственных страстотерпцев: Императора Николая II, Императрицы Александры, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и царевича Алексия – настоятель храма в честь и...

Ильинский казачий крестный ход прошел по территории Россошанского церковного округа
Ильинский казачий крестный ход прошел по территории Россошанского церковного округа
  18 июля 2025

14 - 17 июля по территории Россошанского церковного округа прошел XII Епархиальный Ильинский казачий крестный ход с чтимой иконой Божией Матери Спорительница хлебов.

В канун праздника обретения мощей прп. Сергия Радонежского епископ Дионисий сослужил Патриарху Кириллу за всенощным бдением в Троице-Сергиевой лавре
В канун праздника обретения мощей прп. Сергия Радонежского епископ Дионисий сослужил Патриарху Кириллу за всенощным бдением в Троице-Сергиевой лавре
  17 июля 2025

17 июля, в канун праздника обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского (1422), епископ Россошанский и Острогожский Дионисий сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси К...

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
  15 июля 2025

Пресвятая Богородица Своим образом «Сицилийская-Дивногорская» посетила приходы Острогожского благочиния.

Круглый стол для будущих мам
Круглый стол для будущих мам
  15 июля 2025

15 июля в конференц-зале Павловской районной больницы состоялся круглый стол для будущих мам. Встреча собрала экспертов из разных сфер, чтобы помочь беременным женщинам получить максимум полезной инфо...