13 апреля, в Великий Четверток, Православная Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери Иисуса Христа с 12-ю апостолами.
В этот день в центре Россошанской епархии, в Свято-Ильинском кафедральном соборе, совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский.
Его Преосвященству сослужили секретарь Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких, благочинный Россошанского церковного округа иерей Алексий Кувалдин, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора иерей Василий Гайков, духовенство епархии.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился иеромонах Тихон (Жданов). Он разъяснил молящимся духовный смысл читаемого в сегодняшний день евангельского отрывка, пояснил, что и зачем совершает Господь и Спаситель наш Иисус Христос перед тем, как было совершено предательство Иуды и Христос был взят стражей на казнь.
«Воспоминание Тайной Вечери мы празднуем раз в году, но за каждой Божественной литургией совершается одно и то же таинство – Тайная вечеря… Когда Иисус сказал очень непонятные для апостолов слова: «Один из вас меня предаст», – апостолы были в недоумении. Они, вспомнив в этот момент свои минуты слабости, самолюбия, малодушия и маловерия, вопрошали каждый самого себя: «Не я ли?» В пример нам, имея смирение и любовь между собой, они вопрошали не друг друга: «Не ты ли предашь?» Каждый спрашивал самого себя». Мы же, отметил священник, чаще всего ищем вину в другом человеке, отнюдь не в себе.
«Что же за смысл у этого Таинства? Чаще всего, причащаясь, мы не задумываемся об этом, подходя к Чаше с обыденными просьбами (получить здоровье, помощь в делах…). Человек имеет падшую природу, и очиститься от грехов, омыться от них он сам не способен. Даже в Ветхом Завете есть постановление – совершать кровные жертвы. Кровью жертвенного агнца, как считалось, омываются грехи человека. Кровью окроплялось внешнее, тело человека. В Новом Завете жертва принесена уже не кровью агнца, а Кровью Спасителя. Кровью безгрешного Богочеловека омоется весь человек – и тело, и душа его. Поэтому Таинство причащения даёт нам омытие, очищение от грехов. В традиции Русской Церкви поэтому есть установление – перед причастием совершить Таинство исповеди, чтобы мы получили отпущение своих грехов здесь, на земле. Мы, в Таинстве причастия принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христа, омывая не только своё тело от грехов, но и душу свою. Сами себе мы очистить свои грехи не можем. Только Господня Кровь может нам помочь в этом. Для чего это? Чтобы иметь жизнь вечную, которую человечество потеряло через Адама, через грех, и так стало смертным. Жизнь мы можем получить только через кровь Богочеловека Иисуса Христа».
По завершении Божественной литургии, сегодня, в Чистый четверг, Преосвященнейший епископ Андрей совершил чин омовения ног.
Впервые за многие годы чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом в 2009 году. Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.
По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Преосвяшеннейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Владыка епископ вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший Владыка снял с себя верхнюю часть облачения, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от омовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника епископ облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к прихожанам и гостям собора со словом архипастырского наставления:
«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я приветствую вас с Чистым четвергом!
Сегодняшний день посвящён воспоминанию Тайной вечери, когда Господь установил Таинство евхаристии и положил основание во утверждение Своей Святой Церкви. Без причастия Святых Христовых Тайн человек, рождающийся на землю и принимающий Святое крещение, не может созидать своего духовного мира, не может вести духовную жизнь. Значение и смысл духовной жизни – стяжание Духа Святого. Полагая камень – Свои Тело и Кровь – в основании Церкви, Христос показывает способ, которым можно стяжать ту самую благодать Духа Святого. Этот способ – воспитание в себе добродетели смирения. Если нет смирения, то благодать Святого Духа не придёт к человеку. Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы, совершая добрые дела и подвиги, ведя очень высокую ответственную жизнь, являясь подвижниками, выполняющими многие правила, всё делали со смирением. Совершая свой путь со смирением, действительно наполняли бы каждое наше дело благодатью Святого Духа, не ради славы, не ради стяжания многих добрых дел, не ради корыстолюбия, чтобы получить благодарность, иначе будем похожи на Иуду. Он хранил деньги, которые собирали апостолы, он тоже как апостол творил чудеса и исцелял людей, он тоже был причастником Святой Вечери, но он отказался от своего Господа и Учителя ради самомнения и гордости, которая была в его сердце, не обретя в себе смирения.
Если бы мы с вами, люди сегодняшнего дня, имели хотя бы часть той благодати, силы и власти апостольской, которая была у Иуды, то мы слыли бы великими волшебниками, пророками, чудотворцами и неизвестно, что натворили бы в своей жизни. Но если мы не имеем, как христиане сегодняшнего дня, ни силы молитвы, ни силы действующей в нас как сочетающей и показывающей среди нас присутствие Бога, то это только ради того, чтобы мы не впали в тяжёлые грехи гордости и самомнения. Господь нам не даёт такой благодати. Только тогда, когда человек действительно смиряется и ощущает свою немощь, необходимость Божественной помощи, то и получает утешение, облегчение в своей жизни и в своих скорбях, и в обстоятельствах жизни, и ему даётся почувствовать присутствие Божественной благодати, обновляющей и утешающей человека.
Я желаю нам не высокомудрствовать, когда мы начинаем жить по-христиански, но стараться стяжать в себе смирение и ощущение того, что мы немощнее немощных, грешнее грешнейших, что мы падшее падших. Тогда в этом ощущении сможем настроить себя на то, что мы нуждаемся в помощи Божией, нуждаемся в обновляющей нас благодатной силе, а не в том, чтобы стараться проповедовать своим высоким умом и навязывать своё мнение о благочестии, святости, подвиге и т.д., что якобы показывает христианскую жизнь. Тем самым мы свидетельствовали бы об отсутствии в себе любви Христовой, и этим препятствовали бы благодати приходить и к нам, и к тем, кто живёт рядом с нами. Христос ученикам Своим открыл Имя Божие, которое было утрачено иудеями. Имя это – Любовь. Любовью Божией и смиренным сердцем мы обретаем ту самую благодать, которая помогает нам быть действительно настоящими христианами, спасающимися и призванными наследовать Царствие Божие.
Я желаю всем нам этого доброго христианского настроения, с любовью Божией и смирением совершать свой путь земного бытия, просить прощения прегрешений в эти святые дни Страстной недели и приготовиться к радости, которую Господь обещает всем верным чадам Его Светлым Воскресением, обновляющим и просвещающим всякого человека. Храни вас всех Господь».За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим ...
Преосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Кур...
Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей,...
Мероприятие прошло на базе Острогожского Дома культуры для детей и подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель хр...
Дети познакомились с «Лествицей», читали старинные книги на церковно-славянском языке, а в завершении дня испекли традиционное постное печенье.
Перевязочный материал был сделан руками самих добровольцев.
За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов, настоятель храма ие...
Продуктовые наборы распределили среди своих подопечных и беженцев из ДНР, ЛНР. Также часть продуктов будет отправлена для военных, находящихся в зоне СВО.
Урок провел благочинный Калачеевского церковного округа, настоятель храма протоиерей Евгений Бей.
Богослужение совершил благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин.
Преосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский, настоятель Михайловск...
В ходе встречи воспитателям было показано открытое занятие детей подготовительной к школе группы «Наука побеждать», а также представлен долгосрочный образовательный проект «Под флагом Алек...