В Неделю Крестопоклонную епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Божественную литургию в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких, благочинный Россошанского церковного округа иерей Василий Гайков, духовенство собора.
По окончании богослужения Владыка Андрей приветствовал прихожан с Неделей крестопоклонной, и обратился с архипастырским словом:
«Несколько раз в году мы обращаем своё особое внимание на Животворящий Крест Христов. Некогда вне града, как говорится в пророчествах, за стенами Иерусалима, на горе Голгофе был поставлен крест, где ныне находится под сводами храма Воскресения Христова и крест, и Голгофа, и сам Гроб Господень. Это те места, которые связывают нашу память с делом искупления человеческого рода от власти дьявола.
В тот момент, когда совершалась история, люди всей земли, бывшие тогда в Иерусалиме, в праздник Пасхи, взирали на все события и обращали свой взор на Крест Христов. И в последующем, когда Евангелие стало распространяться как проповедь по лицу земли, в пределах Средиземноморья, Северной Африки, по территории Адриатики, территории современной Европы и Азии, то тогда всякий раз, когда человек слышал проповедь Христову, свой взор обращал ко Кресту.
Сегодня, за Божественной литургией, когда мы совершали вместе молитвенное предстояние вокруг Чаши с вином, которое претворяется в Кровь Христову, и дискоса с хлебом, который претворяется в Тело Христово, мы тем самым вспоминаем Животворящий Крест Христов, проповедуем Его смерть и Воскресение. То есть, мы становимся соучастниками апостолов, первых христиан, которые шли с проповедью о Воскресении и Кресте Христовом. Сегодня, как иллюстрацию наших слов, которые мы произносим за Божественной литургией, видим посреди храма крест с изображением распятого Христа и саму частицу Животворящего Древа, соединяющую нас и евангельскую историю, которая некогда произошла для того, чтобы мы с вами были привлечены ко Христу и соединились с ним в приобщении Его Тела и Крови. Соединяясь со Христом, мы вместе с ним восходим и на крест, а восходя, на кресте, вместе с Ним распинаемся, распинаясь с Ним, страдаем вместе с Ним, а страдая, вместе с Ним и умрём вместе с Ним, умирая же вместе с Ним, и Воскреснем вместе с Ним. Только при том условии, что мы будем вместе с Ним! Если сами по себе мы страдаем, мы просто страдаем из-за нашего эгоизма, каких-то наших чувств, эмоций. Мы несём свой жизненный крест, но без Христова Креста. Это тяжесть наших грехов, наше с вами несовершенство, то, что мы не хотим исправить в своей жизни, своём характере, своём поведении. Если умираем, умираем по физическому состоянию. Если умираем без Христа, то умираем не в Жизнь, не в Воскресение после этой смерти, а в смерть вечную, в которой не будет Света, не будет надежды, а только вечное состояние отчаяния, уныния и темноты. Поэтому мы и молимся о людях умерших, чтобы этот Свет открывался им.
Дни Великого поста, когда нам предлагается воззреть своим телесным взором и, в первую очередь, духовным взором на Крест, это как раз дни напоминания, когда мы с вами должны применить усилия к воздержанию, против которого согласились выступить в Раю наши праотцы, совершив первый грех невоздержания и непослушания, первый раз нарушив пост. И каждый из нас, кто нарушает пост в течение Великого поста, оправдывая это, как оправдывал это дьявол, предлагая запретный плод Адаму и Еве, - путешествием, немощью, какими-то обстоятельствами жизни, тяжелой работой, мы становимся соучастниками того, что произошло в Раю с Адамом и Евой. История нашего изгнания из Рая вновь повторяется. Тогда нам становится тягостно. Мы говорим: «Господи, где же ты?» А сами спрятались в зарослях смоковницы, прикрылись листьями, как это сделал Адам. Почему прикрылись? Почему нагими, в осознании своего греха не выйти к Господу, пред Его взор и не сказать: «Господи, вот я, обнажённый непослушный, нарушивший Твою Заповедь, нарушивший Твоё повеление. Помоги мне. Я нуждаюсь в Тебе»? Когда это произносится, и не просто как формула, а в сокрушении сердца своего, тогда Бог даёт почувствовать Своё присутствие, тогда оставившая нас из-за нашего греха благодать возвращаться. Это долгий процесс, постепенный. Очень важно, чтобы мы, почувствовав облегчение, не останавливались, не успокаивались.
Святые отцы, рассуждая о сегодняшнем воскресении, говорят, что этот день как некий перелом, когда мы, как уставшие от шествия по дороге путники, что свойственно каждому страннику, находим удобное место, чтобы остановиться и отдохнуть. Отдыхают, как правило, в тени деревьев, где есть удобное место, там, где нет шума и суеты. Крест Христов – это не только то место, те заросли, в которых человек может отдохнуть, набраться сил, но ещё и пища, которая предлагается нам в виде Тела и Крови Спасителя, для того, чтобы принимая Её, мы восполняли свои духовные силы, оскудевающие в течение поста из-за физического воздержания, и с новыми духовными силами и обновлённым внутренним настроением шли дальше. В то же время период отдохновения очень краткий, буквально несколько дней мы будем видеть Крест Христов посреди Церкви, и в это время мы будем обращать свой взор на Того, Кто даровал нам такую возможность научиться терпению и научиться понять как легко с Ним этот Крест пронести.
Эти дни ещё являются некими зарницами предстоящей Пасхи. В христианстве всё сопряжено с надеждой. Нет ни одной Заповеди Божией, которая бы не звучала как последующее исполнение обетования. Всякий раз Господь, предлагая человеку какой-то труд, обязательно говорит о том вознаграждении, которое человек будет иметь после этого труда. Когда мы постимся, мы это делаем не напрасно. Нас ждёт радость. В каноне, который пелся накануне, на Всенощном бдении - в каждой строчке, где повествуется об искуплении человеческого рода, говорится о кресте Христовом, тут же говорится и о Воскресении Христовом, и о Пасхе Христовой. Сам мотив этого канона похож на мотив и мелодию Пасхального канона. Мы тем самым вновь взбадриваемся и говорим: «Господи, до Пасхи осталось совсем немного времени, надо ещё немного приложить усилий, и то, что не смогли ещё сделать, поработав со своим духом, если не смогли потопить в бездне вод Твоего человеколюбия множество наших беззаконий, дурных поступков, привычек, и прочего, что постоянно нас в жизни тяготит, мы сейчас потрудимся, предпримем усилия, сейчас пройдём тот путь, чтобы войдя в Страстную седмицу перед Пасхой, поклоняясь Животворящим Твоим Страстям, узреть и Славное Твое Воскресение». Посмотрите, как замечательно Церковь устраивает все для нашего понимания времени Святого поста!
Преподобный Ефрем Сирин, рассуждая об этих святых днях, рассуждая о состоянии покаяния человека, о сокрушении во грехах, говорит, что когда человек осознаёт, что он грешен, что ему трудно, он уже не хочет никого учить, применять строгость в общении с людьми. Он сосредотачивается на своём внутреннем духовном мире. Но он не имеет права в этот момент оставаться один на один с собой, если живёт в сообществе. Находясь рядом с кем-то, человек обязан помогать тем, кто рядом, узнать тот путь, который раскрывает греховность, показать нужду в милости Божией, и тот путь, который приводит к познанию человеколюбия, являющегося на кающемся грешнике.
Я желаю вам, братья и сестры, чтобы мы с вами не только сегодня, поклоняясь Животворящему Кресту Христову, но и в последующие дни, до того момента, когда крест будет унесён в алтарь, воззревали на Того, Кто соединил Небо с землей. Крест – это лествица, которая соединила Небо с землей. Христос на этом кресте был вознесён, Он показал немощь человеческого существа и силу Божию, помогающую человеку претерпевать скорби и обстояния в жизни. Он показал, что смерть не безнадёжна для человека, что страданиям есть предел, если в них человек обращается к силе Божией. Он показал и в распятом с Собою разбойнике, что ни для одного грешника нет причины отчаиваться, потому что если мы поселим в своем сердце любовь и покаяние, то обязательно обретём милость Божию. Даже будучи самыми падшими людьми, войдём в правду Божию и наследуем Рай, который отверз первому из людей – разбойнику – Христос.
С этими размышлениями я желаю всем вступить в новую неделю. Обращаться мысленно к Кресту Христову, кланяясь коленами своей души и сердца перед ним, черпая силы у его подножия, обновляться мыслями о Господе, о спасении, о покаянии, изменении себя, своей души и сердца. Обновляя, возжигать светильник Света Христова в чертогах нашей души, чтобы там, засветившись однажды, Свет Христов, освящающий и просвещающий жизнь человека, никогда не угасал. А постное воздержание и сугубая молитва помогли бы сохранять страх Божий, терпение, сокрушение, ощущение нужды в помощи Божией.
Да пребудет с нами благословение Господне и сила Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Святой Богородицы и всех святых. Аминь».
По завершении богослужения было совершено поклонение Кресту Господню, и славление образа Пречистой Богородицы «Сладкое лобзание», который будет находиться в кафедральном соборе до вторника, а затем отбудет в Преображенский храм с. Заброды Калачеевского благочиния.За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь Ильинского собора иерей Павел Белов.
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евген...
За Литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, настоят...
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме святого мученика Иоанна Воина г. Богучар...
14 апреля образ прибыл в Казанский храм села Покровка. После Божественной литургии икона посетила пансионат «Коротоякский», где был отслужен молебен.
Ребята узнали о житие Синайского подвижника, его главном творении - «Лествице». Построили свою великопостную «лествицу», отразившую осознанные нравственные задачи детей - «ступени», с...
В конце 2018 года по благословению правящего архиерея, решением приходской общины Успенского храма было принято решение о строительство нового храма в центре села. Сейчас в нем идут работы...
За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь Ильинского собора иерей Павел Белов.
13 апреля в актовом зале Епархиального управления состоялся поэтический вечер поэта, прозаика, актера театра «Рамс» Артура Ктеянца.
Молебен пение будет совершено настоятелем протоиереем Владимиром Шереметовым 16 апреля. 13 апреля, в субботу силами дружных сельчан был наведен порядок: очищена территорий от сухой растительности...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), настоятель храма прот...
12 апреля в храм Святителя Афанасия Александрийского с. Солдатское была принесена икона со святыми мощами благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова.