В среду первой седмицы Великого поста в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.
По окончании богослужения Владыка Андрей обратился к прихожанам со словом проповеди:
«Вот и преклонился к вечеру 3-й день Святой Четыредесятницы, закончилось чтение 3-й части покаянного канона преподобного Андрея Критского. Также незаметно пройдёт и вся Четыредесятница, незаметно закончится когда-то и наша жизнь. Проживая её, мы испытываем разные обстоятельства, которые наполняют нас беспокойством или радостью, скорбью или исканием. Каждый раз, когда мы приходим в состояние вопрошания в своей жизни, мы обращаемся к той или иной мысли человеческой мудрости или опыта. Чаще всего мы беседуем с людьми, которые находятся рядом, с авторитетными людьми нашего общеста. Возможно, опыт человеческой жизни может принести какую-то пользу для нас и поможет нам сориентироваться в пространстве нашего мирского бытия. Но, кто даст нам ответ на те вопросы, которые связаны с нашей душой, будущей жизнью, тем призванием человека, которое стоит в основании появления человека на земле? Если в рассуждениях человеческих нет упоминания Бога, нет обращения к Его Божественному Закону, то какова бы ни была глубока мудрость человеческая, она есть суета, и заботится она только о суетном, о том, что устраивает человеческую жизнь здесь, на земле, в короткий отрезок времени. Если она не снабдилась премудростью Закона Божия, то она ничего ценного не может иметь для вечности и не может сформировать человека, как гражданина вечности.
В сегодняшних строках тропарей канона мы слышали о страхе Господнем. В паремийном чтении премудрый Соломон призывал нас, чтобы мы, следуя голосу Божию, последовали бы и послушали Заповеди Господни. Обращаясь к Заповедям, приобрели бы житейскую мудрость, рассудительность, прилежание и глубокий ум, который открывал бы нам пространство нашего бытия и отвечал бы и на житейские вопросы, и на вопросы, связанные с нашим наследием в вечности. Созидая эту премудрость, говорит Соломон, мы узнаем, что такое страх Господень, потому что он есть начало премудрости. В человеческом понимании страх – это боязнь, некое отчуждение, попытка защититься. В духовном понятии страх – это любовь. Любовь, которая наполняет человеческое сердце таким состоянием, что даже когда человек находится в состоянии глубокой богооставленности, он в этом состоянии не отчаивается, не выбирает тот путь, который заставляет, как говорят, «очертя голову кинуться в омут», но следует Тому, Кто даёт благодать и может дать утешение. В человеческой жизни бывает так, что когда человек обращается к Богу и начинает жить церковной жизнью, порою святой, он бывает свидетелем откровений Божиих. В его сердце бывает радость, чувства переполняет восторг, он в Таинствах получает утешение. Обращаясь к святыне, соприкасаясь с ней, он наполняется силой. Этот период может длиться и всю жизнь человека, а может быть очень недолгим, если Господь решит испытать человеческое сердце, насколько оно Ему верно. Так, мы видим пример праведного Иова, который упоминался в строках покаянного канона накануне. Человек, имевший на земле много детей, богатство, радость, вдруг становится прокажённым. Он заболевает неизлечимой болезнью, которая по закону его народа должна изгнать его из жилища, в котом он живёт. Человек должен поселиться на пепелище, среди нечистот или какой-нибудь пещере, и там, отчаявшись, закончить свои дни. Но праведный Иов, несмотря на те трагедии, которые его постигли (помимо проказы все дети его погибли, имущество разорено), на все вопросы отвечал: «Бог дал - Бог взял». Конец жизни Иова был таков. Искушаемый от жены, которая говорила о том, что он достиг такой крайности, что остаётся только закончить жизнь самоубийством. Как часто люди преклонного возраста не могут потерпеть болезни и заканчивают так жизнь. Но праведный Иов не отступает от Бога, помня то доброе, что Бог делал ему в жизни. Он остаётся верен Господу и благодарит Бога за всё. Господь возвращает ему намного больше, чем было от него отнято. Вернулись дети, рождённые вновь, вернулись достаток, богатство, земное счастье. Иов праведным вошёл в историю судеб человеческих, и по сей день поминается. К его образу обращаются не только верующие, церковные люди, но и неверующие, которые изучают историю, берут примеры человеческой жизни, изучая психологию, чтобы сориентировать человека в этом пространстве бытия человеческой судьбы. Так и в нашей жизни после периода духовной радости и утешения может наступить момент, когда благодать нас оставит. С чем мы придём к итогу своего бытия? Выберем в этой оставленности путь следования Божиему Закону, будем помнить, что начало премудрости – страх Господень, что в нём открывается всё знание, всё понимание жизни, или отчаемся, - всё зависит от нас, от нашей свободной воли и выбора. И когда мы придём к рубежу своего бытия, то тот выбор, который мы сделаем в оставленности благодати, и будет определяющим для нас в вечности. Поэтому, когда мы сейчас вступили в Великий пост, мы вновь и вновь обращаем свое сердца к Богу, возникают новые вопросы, звучащие из глубины нашей души, новые искания, связанные с нашим духовным падением и духовным восстанием, с нашей молитвой, помышлениями. Мы продолжаем искать место Господеви, которое находится внутри нас, чтобы Господь, войдя в него, упокоился в нём, жил и действовал бы в нас, утешая и наставляя на всякую правду, открывая Истину.
Вступая в это спасительное время поста, надо помнить, что начало пути – это ещё не весь путь. Нам предстоит пройти достаточное количество часов, дней, суток, недель, чтобы действительно понять, какое значение для нас имеет Святая Четыредесятница, открыв для себя это знание, подойти к тому рубежу, в котором становимся на путь вместе со Христом, неся свой жизненный крест, исполняя то призвание христианина, которое дано нам от Рождения в купели.
Дай Бог, чтобы духовное рассуждение не покидало наших сердец, чтобы общество людей рассуждающих о жизни, о своём месте в жизни, о значении духовной жизни и спасении каждого из нас для вечности, преумножало бы количество верующих людей в нашем обществе.
Сейчас время свободы, время возможности исповедовать свою веру, время, когда мы можем искать место Господеви в своём сердце, но суета жизни, соблазны, слухи, наполняющие нашу жизнь, устрашают порой, смущают нас, отгоняют большое количество народа от ограды церковной, не дают места людям в лоне церкви. Это очень страшно и печально для нашего времени, потому что когда мы не работаем Господу, мы не обретаем страха Божьего. А время Святой Четыредесятницы – это время именно для работы Господу. Суета мира, его заботы могут остаться и на остальное время. Но начавшийся пост должен быть временем святым, когда мы беседуем с Богом, а не со своей суетой, греховным устройством жизни. Дай Бог, чтобы мы с вами, православные христиане, не оставались безмолвными в таком состоянии, а обращали бы души, которые не знают и не понимают значение Великого поста к тому, чтобы они вошли в его ограду и в ней нашли бы радость и утешение в общении с Господом.
Я желаю всем нам доброго христианского настроения, чтобы каждый из нас по возможности это настроение распространил бы вокруг себя и оно побудило бы людей, живущих рядом с нами к тому, чтобы обратиться к средствам, предлагаемым нам Церковью, к святому Великому посту, средству, которое воспето великими отцами Церкви, подвижниками благочестия, средством, которое явлено образом не только нынешнего времени, когда Церковь живёт, но и времени, которое предшествовало созданию Церкви, когда люди своими судьбами опытно проживали богообщение или отпадение от Бога и вновь обращались к Нему, чтобы восстав, идти с Ним, в то пространство бытия, к которому Он каждого от сотворения мира и человека призвал, чтобы вместе с Ним работая, созидать мир, устраивать свою жизнь и наследовать Вечность».
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель хр...
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, наместник монастыря игумен Илия (Ждамиров), насельник обители иеромонах Сергий (С...
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, в сослужении епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, совершил Божественную литургия святителя Василия Великого...
За всенощным бдением Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и клирики собора. После великого славословия Правящий А...
Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и настоятель храма иерей Алексий Кувалдин. По отпусте Литургии...
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма иерей Игорь Подопригорин, ...
21 Марта, во вторник 4-й Седмицы Великого Поста, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, настоятель иерей Иаков Калинин в сослужении клирика храма иерея Константина Деркачева...
В мероприятии принял участие клирик Ильинского кафедрального собора иерей Михаил Гусарев.
Чин освящения был совершён настоятелем обители игуменом Илией (Ждамировым).
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, наместник монастыря игумен Илия (Ждамиров), насельник обители иеромонах Сергий (Сидельников), настоятель храма ...
Настоятель храма иерей Александр Рогава пообщался с ребятами и рассказал о празднике, посвящённом памяти Сорока Севастийских мучеников. Затем в трапезной состоялся мастер-класс по традиционной для это...
В столицу Черноземья прибыл ковчег с частицами пояса Пресвятой Богородицы и мощей её праведных родителей.
В собрании приняли участие священнослужители во главе с благочинным иереем Алексием Курганским, а также бухгалтер благочиния Ирина Петровна Урывская.